Пожар на складе Ozon — что делать поставщикам

На подмосковном складе Ozon 3 августа произошел крупный пожар. От имени коллектива «Маяка» выражаем соболезнование семьям пострадавших. Также хотим выразить нашу поддержку компании Ozon и всем поставщикам, которых затронуло данное событие.

С момента пожара чаты поставщиков кипят обсуждениями, что делать и как компенсировать потери. Мы пригласили юриста-эксперта и попробовали разобраться, как грамотно действовать с юридической точки зрения.

Мы убеждены, что компания Озон разрешит ситуацию выгодным для селлеров способом (представители компании уже анонсировали выплаты поставщикам), но комментарий профессионала может быть полезным.

Ришат Хасанов, к.ю.н., доцент кафедры предпринимательского права КФУ:

Ozon продает товары Продавца по агентскому договору или договору комиссии (п. 1.2. Договора Ozon для продавцов). Важным последствием является то, что переданный Ozon товар остается в собственности Продавца до момента его передачи Клиенту или до момента его выкупа Ozon (п. 1.4. Договора). Значит Продавец сам несет риск случайной гибели или случайного повреждения (ст. 211 Гражданского кодекса РФ).

Однако гибель товара при пожаре на складе – это не случайная гибель, потому что владелец склада как профессиональный хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение товаров, если не докажет непреодолимую силу (п. 1 ст. 901 ГК РФ).

Дополнительно по п. 1 ст. 998 ГК РФ Ozon как комиссионер отвечает перед Продавцом (комитентом) за утрату, недостачу или повреждение находящихся у него товаров Продавца.

Обычно убытки – это реальный ущерб + упущенная выгода (ст. 15 ГК РФ). Но по Договору Ozon ограничил свою ответственность возмещением реального ущерба, т.е. не включает упущенную выгоду или иные косвенные убытки (п. 4.3. Договора). Реальный ущерб, это те расходы, которые потерпевший должен будет произвести, чтобы восстановить свое имущество (купить товар, произвести его).

В том же п. 4.3. Договора Ozon освобождает себя от ответственности, если Продавец не направил ему претензию с описанием своих требований в течение 30 дней с момента, когда он узнал или должен был узнать о том, что есть основание для такой претензии.

Для тех Продавцов, кто точно знал, что его товар лежит на складе в Новой Риге, срок подачи претензий истечет 2 сентября 2022 года.

(Такое формальное освобождение Ozon от ответственности представляется сомнительным с точки зрения обременительных условий договора присоединения (п.п. 2 и 3 ст. 428 ГК РФ).)

При продаже товара со склада Ozon детальные правила о возмещении за утраченный или поврежденный на складе товар изложены в Приложении №1 «Порядок оказания услуг при продаже со склада Ozon» к Договору. Здесь еще раз отмечается, что Ozon отвечает за утрату или повреждение находящегося у него товара Продавца, которые произошли по вине Ozon (п. 5.1. Приложения №1).

Размер возмещения определяется по формуле (п. 5.2 Приложения №1):

[Размер возмещения] = [Действительная стоимость товара] - [Комиссия]

Причем действительная стоимость товара будет взята из личного кабинета Продавца по цене соответствующего товара со скидками Продавца на день расчет размера возмещения (3 августа 2022 г.).

Дополнительно Ozon может запросить у Продавца доказательства действительной стоимости товара, которыми могут быть:

- товарные накладные с ценой, по которой Продавец приобретал товар;

- документы с сведениями о затратах на производство товара самим Продавцом.

Причем эти документы должны быть предоставлены Продавцом в течение 5 рабочих дней после запроса. Если сведения о стоимости товара из этих документов будут отличаться от цены в личном кабинете, то размер возмещения будет рассчитываться исходя из подтвержденной документами стоимости.

В отсутствие подтверждающих стоимость товара документов (а Ozon наверняка будет их запрашивать только при сомнениях в высокой стоимости или оригинальности товара) возможны попытки снизить размер возмещения со ссылками на рыночные цены (п. 3 ст. 424 ГК РФ), на злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ). Продавец может возражать на это, апеллируя к принципу свободы договора (ст.ст. 1 и 420 ГК РФ), свободе установления цены (п. 1 ст. 424 ГК РФ, п. 8 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 №381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

После подачи претензии и принятия по ней положительного решения Продавцу необходимо зафиксировать месяц в котором это произошло. Поскольку возмещение должно быть выплачено Продавцу не позднее даты, когда ему должны оплатить деньги за соответствующий месяц как при нормальной продаже (п. 5.3. Приложения №1).

Когда Ozon оказывает услуги по продаже со склада Продавца (Приложение №2 «Порядок оказания услуг при продаже со склада продавца») и товары находятся у Ozon или Партнера Ozon, то они также отвечают за их утрату и повреждение, произошедшие по их вине (п. 3.4. Приложения №2)

Размер возмещения определяется по формуле (п. 3.5. Приложения №2): [Размер возмещения] = [Объявленная стоимость товара] - [Комиссия].

(Объявленная стоимость товара устанавливается Продавцом на момент создания заказа Клиентом и фиксируется в личном кабинете.)

После подачи претензии и принятия по ней положительного решения Продавцу необходимо зафиксировать месяц в котором это произошло. Поскольку возмещение должно быть выплачено Продавцу не позднее даты, когда ему должны оплатить деньги за соответствующий месяц как при нормальной продаже (п. 3.6. Приложения №2).

Эти правила возмещения касаются ситуации, когда Ozon оказывает услуги Продавцу, в том числе за размещение товара на складе. Поэтому из стоимости возмещения еще будут вычтена оплата за эти услуги, оказанные до 3 августа 2022 года. Право на такой зачет установлено в п. 1 раздела «Взаиморасчеты» Договора.

В любом случае Продавцам следует:

- удостовериться в утрате или повреждении товара;

- взаимодействовать с Ozon по официальным каналам коммуникации.

99
7 комментариев

Хорошо, что поддерживаете продавцов, попавших в такие ситуации

5
Ответить

Ой что-то я не верю. Будет что-то "Вот вам 50% стоимости телевизора, вторая половина же не сгорела"

3
Ответить

Спасибо, очень полезная статья

2
Ответить

Изучила статью, спасибо Вам. Очень полезно.

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Приветствуем! Далеко не последнее, если честно. Уже официально рассказали, что выплаты точно будут. Отписываем все статусы по этой ситуации и обсуждаем её с продавцами в нашем Telegram-канале: https://t.me/ozonmarketplace/622. Если есть вопросы — приходите.

2
Ответить