Методы получения знаний в школах

В прошлом учебном году провёл несколько классных часов в школе. Один из них на тему методов получения знаний. Сильно упростив программу и терминологию под неискушённые уши школьников, пришли к следующему.

Проговорили мы много, но выделили три.

1. Знания раздаются. (я бы сказал впихиваются, от англ. push)

Пример: учитель входит в класс, доброе утро, сегодня тема «Признаки делимости». Далее лекция на 30 минут и 10 минут вопросов по шапкам. В этот момент принципиально не важно, как у кого с настроением, кто выспался, а кто нет, особенности каждого. Средняя температура по больнице — 2 поймут на 5, трое на 4, остальные ударники. В регламент попадаем и норм. В целом — дисциплина, субординация, регламенты, формальность и пр.

Главная роль - учитель. Его задача — выгрузить академические знания за выделенное количество академических часов. Соблюсти установленные формальности и аттестовать в пределах допуска какое-то количество тех или иных учеников.

2. Знания расшариваются. (я бы сказал шерятся, от англ. share)

Пример. В школе есть библиотека, учителя, лаборатория и спортивный зал. Они в общем доступе. Школа помогла ученикам организоваться в группы, чтобы не запинаться друг о друга, составила расписание и разбила учеников на классы. Задача учеников просто брать те знания, которых им недостаёт, в которых они нуждаются. Картина поинтереснее, ведь в ней учитель уже не просто педагог, а фасилитатор и модератор в том числе.

Главная роль - ученик. Но ему: лень, непонятно какие знания брать и зачем, его интересы сейчас про поиграть и любое социальное взаимодействие и пр. Какие нафиг «Признаки делимости»?

3. Знания вырабатываются. (я бы сказал создаются в сотворчестве, от англ. collaborative learning / we-learning)

Пример. Учитель прилично времени потратил на то, чтобы понять мотивы и культуру каждого ученика. Проговорив их совместно выработал общую культуру класса. Возможные ролевые поведения. Принципы принятия и передачи знаний. Выяснив, что Аня замечательно рисует, Петя говорит, а максим пишет, становится очевидным, что реферат на пройденную тему должен принести не каждый ученик, а команда. Ведь тогда мы получаем не 30 рефератов так себе, а 10 бесконечно классных, и каждый себе нашёл близкую ему роль в написании его. А в следующий раз роли поменяем, чтобы каждый из вас попробовал побыть в другой роли. А в следующий раз оценивать рефераты будет не учитель, а ученики. Может раз в четверть ученики сами проведут урок, взяв одну тему по ролям наперёд?

Главная роль - нет главных. Лидерство распределено с учётом сильных и слабых сторон. Дискуссии, командная работа (и микро-командная), роли, выражение себя, соучастие, ситуационность и вариативность, рефлексия.

Вариант номер три зашёл всем, но в рамках действительности он мало воплотим в жизнь. Приняли, что будем комбинировать. Хотя, тут же выяснили, что каждый в чём-то эксперт, и постоянно бубнящий Артём жаждет микрофона, так пусть бубнит по делу. Что смыслы можно раскрывать совместно. Что каждый в чём-то крут. Что ученик 6 класса обладает теми знаниями, которыми не обладает учитель. Он знает, что такое гемы, как сложить стек. Он эксперт в этом, по сравнению с учителем. Ученик наизусть знает песню из 340 слов, вышедшую позавчера, наверное, и стих сможет выучить.

А значит, что никто не дурак. Мы должны в рамках 40 минут, в рамках темы, поделиться знаниями, выработать их. В школу приходят за знаниями, а не учится. Таким тезисом и закончили.

Скоро новый учебный год, посмотрим, к чему придём. Кстати, следующий классный час, что за мной, на тему «Байкала». Расскажу на Кубани при Восточную Сибирь, озеро Байкал. Не только расскажу, но и покажу, обзавёлся VR очками, и одни придут от Кирилла Казакова. Думаю, что отлично выйдет!

Начать дискуссию