Спасение Ясона

Почти два года доктор биологических наук Ясон Бадридзе с замечательной волчьей семьей во главе с матерыми Нико и Мананой. Два раза, когда человек болел и не мог сопровождать волков на охоте, молодой волк Гурам приносил ему мясо.

Может ли существовать дружба между человеком и волком? Сейчас существует несколько документальных фильмов о якобы «диких» волках, где они облизывают исследователей, как собаки! Ясно, что это животные, выращенные людьми. Не надо проводить полжизни с волками, как Ясон, чтобы понять, что никогда дикий зверь не опустится до такого панибратства! Установить приязненные отношения с волками можно только на основе полного взаимного уважения, сохраняя дистанцию. Если вспомнить о том, что дружба определяется как бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, уважении, взаимных симпатиях, искренности, общих интересах и увлечениях, то все это присутствовало в отношениях Ясона с Гурамом, за исключением того, что последний был все-таки не человеком, а волком. К тому же инициатива всегда исходила от волка, только он один сокращал дистанцию между ними. В отличие от родных, друзей мы выбираем сами. «Личность возникает там, где впервые возникает личная дружба», писал Конрад Лоренц. Что ж, чем больше времени Ясон проводил с волками, тем больше убеждался, что это — незаурядные личности.

Однако накормить странного двуногого товарища, который не может сам о себе позаботиться — это одно. А спасти ему жизнь с риском для жизни собственной — совсем другое. И Ясон будет им за это вечно благодарен — Нико, Манане, Гураму и Рухи!

В тот чуть ли не самый драматический день его жизни охота не заладилась с самого начала. В лесу они упустили двух оленей. Тогда Нико решил проверить альпийские луга, уже полностью освободившиеся от снега — туда, на новые пастбища, уже начали перемещаться копытные. Но в тот день охотникам катастрофически не везло — к вечеру они так ничего и не смогли добыть, хотя провели в поиске почти одиннадцать часов. От бега трусцой, который время от времени переходил в сумасшедший спринт, Ясон так устал, что, казалось, по его выражению, «пот градом льет даже из зубов». Возвращаясь домой, он еле волочил ноги и был благодарен попутному ветерку, дувшему ему в спину. Волки тоже были абсолютно измотаны. До дома оставалось около пяти километров, когда человек почувствовал, что ему просто необходимо присесть. Он подошел к заманчиво стоявшему чуть в стороне от тропы валуну и только собрался на него опуститься, как из-за него с невероятным ревом встал в полный рост медведь. Это был громадный самец, он возвышался над Ясоном, как гора; в память ученого впечаталось белое пятно на груди на уровне его глаз.

В ужасе Ясон инстинктивно тоже заорал во весь голос. Они с медведем стояли друг напротив друга, медведь покачивал согнутыми в локтях передними лапами, а человек размахивал руками. Как это иногда бывает в критических ситуациях, время вдруг замедлило свой бег. Постепенно, вспоминает Ясон, сознание начало проясняться, мысли мелькали с бешеной скоростью. Волки давно уже убежали вперед и вдруг... Вдруг, он увидел Нико и Манану, атакующих медведя! Манана вцепилась ему в пятку. Вслед за матерыми подоспели и переярки. Они вернулись! Медведь, ошеломленный неожиданным нападением, позорно сбежал. Как признался Ясон, он бы сам убежал раньше, если бы только способен был двигаться.

Продолжать путь он не мог, так у него дрожали колени. И опять его впоследствии удивляла реакция собственного организма - он знал, что от страха человек может обливаться потом, но чтобы высохнуть — о таком он никогда не слыхал! Только примерно через полчаса колени исследователя перестали вибрировать, и он смог наконец осознать происшедшее. Для того, чтобы в полной мере представить цену подобного поступка волков, надо знать, что они просто панически боятся медведей. Даже след медведя вызывает у них резко выраженное беспокойство, обнюхивая его, они издают специфический фыркающий лай, который означает «опасность».

Ясон никак не мог поверить, что это случилось на самом деле — волки отбили его у медведя! Его снова спасли, рискуя собственной жизнью — в первый раз это был его ближайший друг, а теперь - волки. Казалось бы, какое волкам дело до двуногого чужака, что он Гекубе, что она ему? Оказалось, что альтруизм - это не нами придуманное «душевное движение». По определению, альтруизм – это готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами. Но получается совсем наоборот: личный интерес как раз и состоит в том, чтобы помочь ближнему, не считаясь с другими личными интересами, часто во вред себе, порою рискуя жизнью! «Я глубоко убежден, - говорит Ясон, - что альтруизм — это потребность. И слава Богу, что у моих волков эта потребность была ярко выражена!»

Ольга Арнольд, писатель, кандидат психологических наук,
Olga Arnold, Ph.D, author
сайт http://olgaarnold.ru/

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда