{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Творчество приматов

Когда Конго, детенышу шимпанзе, было два года, куратор лондонского зоопарка Десмонд Моррис показал ему, как рисуют, и дал карандаш Таково было начало.Вскоре Конго научился использовать также краски. Моррис заметил, что он научился рисовать круг, в его рисунках появилась некая композиция, симметрия, а также баланс между двумя сторонами рисунка и их цветовой гаммой. Рисунки чаще всего представляли собой расходящиеся веером линии, что вообще, как выяснилось, характерно для «рисования» высших человекообразных обезьян.

Интересно, что Конго представлял себе, когда его произведение закончено, тогда он откладывал кисть или карандаш, спокойно отдавал лист экспериментатору и никогда больше к нему не возвращался, но бурно возмущался, если у него пытались отобрать «незаконченное полотно».

По мнению Морриса, изобразительная деятельность обезьян — это активность ради активности, она сама себя подкрепляет. Приматы, увлеченные рисованием, не любят, когда их прерывают, не хотят отвлекаться даже на лакомство.Одна особенно фанатичная «художница», самка шимпанзе Белла из Амстердамского зоопарка, укусила служительницу, когда та помешала «творческому процессу», однако в обычном состоянии она не кусалась, даже если у нее отбирали вкусную еду. Если за каждый рисунок обезьяне давать вознаграждение, мотивация постепенно меняется, рисунки становятся все более примитивными; нарисовав простую закорючку, обезьяна тут же тянется за подкреплением — аналогично художнику-человеку, который ради денег и положения в обществе становится халтурщиком, словом, по выражению Морриса, «рождается худший вид коммерческого искусства!».

Конго за два года создал около 400 работ. Умер он в 10 лет от туберкулеза и, как ко многим художникам, слава пришла к нему после смерти. Его картина, полученная в дар, висела в мастерской Пабло Пикассо, его произведениями восхищались Сальвадор Дали и Хуан Миро, его работы покупали известные коллекционеры. В 2005 три его «шедевра» были проданы на аукционе Бонхамс за 17 тысяч долларов.

Стиль Конго определили как «абстрактный импрессионизм». У него нашлись подражатели. В 1964 году в одной из художественных галерей Гетеборга состоялась выставка, на которой были представлены четыре абстрактные картины до того неизвестного французского художника Пьера Брассо. Один из критиков провидчески заметил, что только обезьяна могла создать такое, но большинство было в восторге,известный шведский искусствовед писал: "Брассо рисует мощными мазками, но также и с ясной решимостью. Мазки его кисти изгибаются с яростной брезгливостью. Пьер - артист, который играет с изяществом балетного танцора".

На самом деле автором этих полотен был четырехлетний шимпанзе Питер из зоопарка шведского города Бороса, а автором розыгрыша — журналист Аке Аксельссон, который уговорил смотрителя ему помочь. Питер, которому дали краски, сначала предпочитал их есть, но потом с удовольствием погрузился в «созидание», причем обязательно одновременно ел бананы, и чем быстрее он работал, тем больше бананов он поглощал. По мотивам этого розыгрыша была написана пьеса,телеспектакль по которой шел на советском телевидении; к сожалению, я не помню ни названия, ни автора, но, скорее всего, это был наш соотечественник, потому что тогда в СССР абстракционизм считался «капиталистическим извращением», и «ценители прекрасного» выглядели в этой сатирической комедии полными идиотами.

На самом деле абстракционизм — это направление изобразительного искусства, главный принцип которого – отказ от подражания видимой реальности, от конкретных образов; объектами этого искусства становятся цвет, линия, форма. Сочетание цветов и их гармония, уравновешивание точек и линий на плоскости листа — все это присуще и «живописи» обезьян, хотя о сознательном отрицании предметного изображения здесь речь, конечно же, не идет, это гораздо более ранняя стадия изобразительной деятельности. Тем не менее некоторые «произведения» антропоидов действительно красивы с человеческой точки зрения, ведь никто не будет выкладывать за них столь крупные суммы исключительно ради экзотики.

Недаром художественный критик, расхваливавший произведения «Пьера Брассо», остался при своем убеждении и после разоблачения розыгрыша — он утверждал,что эти картины были лучшими на выставке. И по мнению Фирсова «живописные полотна» человекообразных обезьян обладают эстетической ценностью (кстати, работа одной из его «подопечных» из Санкт-Петербургского зоопарка, самки орангутана Моники, была продана за 1000 долларов).

Автор лекции Ольга Арнольд,

писатель, кандидат психологических наук,

Olga Arnold, Ph.D, author

сайт http://olgaarnold.ru

Узнать больше о наших лекторах можно на сайте

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда