{"id":13505,"url":"\/distributions\/13505\/click?bit=1&hash=ca3734639136826288c9056e5c8fa03a05e87c4060ae84df200f2c90f5262470","title":"\u0412\u044b \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a? \u0410 \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442\u0435 \u0447\u0442\u043e-\u0442\u043e \u0432 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0435 \u043a\u043e\u0434\u0430?","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"f5f0e11f-fefd-52f5-8712-82164a59b7ce","isPaidAndBannersEnabled":false}
Meldir Erbulekova

У Дяди Вани есть Идея – реинкарнация патентного троллинга в России

После массового ухода с российского рынка иностранных брендов Интернет заполонили сообщения о подаче заявок на регистрацию товарных знаков, похожих на знаки покинувших Россию компаний.

На юридическом языке такие действия принято называть «патентным троллингом» - недобросовестной конкуренцией посредством попытки злоупотребления интеллектуальными правами.

В данной статье мы расскажем о том, как действуют патентные тролли, что делать, чтобы защитить себя от них и сработает ли патентный троллинг в нынешней ситуации.

Примеры нынешних заявок троллей
Для наглядности прилагаем ниже примеры текущих заявок троллей:

Кратко о патентном троллинге

Патентный троллинг – это любые действия, направленные на вымогательство денежных средств и иных благ путем угрозы судебного преследования за нарушение прав на интеллектуальную собственность.

Тролли зарабатывают следующим образом:

- регистрируют на себя товарный знак, который крайне похож (сходен до степени смешения) на бренд «жертвы»;

- предъявляют претензию с требованием прекратить нарушение их права на товарный знак и выплатить денежную компенсацию;

- предлагают вместо удовлетворения требований претензии выкупить у них право на товарный знак или заключить лицензионный договор.

Подобный алгоритм применяют так же и в отношении патентов на изобретения – поэтому он и называется «патентный троллинг».

Это схема сможет сработать в случае, если Вы используете логотип или словесное обозначение без регистрации его в качестве товарного знака.

Патентный троллинг крайне развит за рубежом, в частности, в США, поскольку в американском правопорядке очень дорого судиться + судебные расходы каждая сторона оплачивает самостоятельно (а не взыскивает их с проигравшей в суде стороны, как в европейских странах, в том числе в России).

Патентный троллинг был развит в России в 90-е годы, когда иностранные компании приходили на вновь открытый российский рынок и сталкивались с тем, что их товарные знаки уже зарегистрированы за третьими лицами.

Сейчас в нашей стране патентных троллей стало гораздо меньше. Тем не менее, есть личности, заработавшие подобную репутацию.

Киберсквоттинг

Помимо регистрации товарных знаков тролли промышляют киберсквоттингом.

Киберсквоттинг – это регистрация домена, в имя которого включают товарный знак. Киберсквоттеры занимают наиболее популярные и респектабельные доменные имена (например, в зонах .com, .ru) и предлагают выкупить этот домен правообладателю товарного знака.

Важное замечание для понимания контекста: по российским законам домен – это не объект права интеллектуальной собственности.

Если у Вас есть товарный знак, то Вы можете запретить другим лицам использовать его в доменном имени сайта, который рекламирует те товары или услуги, в отношении которых знак был зарегистрирован.

Но если сайт используется для рекламы иных товаров, то Вы не сможете запретить использование этого домена и потребовать его передачи Вам.

Именно этой лазейкой и пользуются хитрые киберсквоттеры: если они видят, что фирма не зарегистрировала домен, они быстро регистрируют его на себя и выкладывают на нем информацию о других товарах, в отношении которых товарный знак не зарегистрирован.

Не очень хитрые (объясним в следующем параграфе) киберсквоттеры просто регистрируют домен и предлагают правообладателю товарного знака его выкупить.

Как бороться с троллями и киберсквоттерами

К счастью, недобросовестным личностям можно и нужно противостоять. Какие действия необходимо предпринять?

Во-первых, регистрируйте Ваш бренд в качестве товарного знака до начала выхода на рынок и становления популярным. Как только тролли узнают о Вас, они моментально побегут регистрировать товарный знак. В этом вопросе важно быть проактивным.

Во-вторых, так же заранее приобретайте домен с Вашим товарным знаком внутри и размещайте на сайте информацию о Вашем продукте.

Это идеальный вариант – сделать предварительные шаги по защите Вашего бренда.

Если же Вы упустили момент и уже получили письмо счастья от тролля или киберсквоттера, нужно анализировать каждый конкретный случай для разработки стратегии борьбы:

- бывает, что тролль давно зарегистрировал сходный товарный знак (обычно, если он представляет собой нарицательное существительное), и прошло 3 года с даты его регистрации – тогда регистрацию знака можно аннулировать в связи с его неиспользованием;

- в суде можно попробовать доказать, что тролль действительно является таковым – то есть, апеллировать к злоупотреблению правом и нарушению принципа добросовестности участников гражданского оборота;

- можно попробовать обратиться в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на недобросовестную конкуренцию путем регистрации товарного знака – нельзя сказать, что это популярная форма защиты, но положительные решения антимонопольного органа против троллей есть;

- если киберсквоттер фактически не использует домен, который содержит Ваш товарный знак, Вы имеете право обратиться в суд и забрать этот домен себе, о чем свидетельствует устоявшаяся судебная практика;

- если киберсквоттер зарегистрировал домен верхнего уровня (например, .com), то Вам следует воспользоваться процедурой UDRP, обратившись в Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству.

Ситуация с Дядей Ваней и иже с ним

Российское законодательство в части регистрации товарных знаков в последний год кардинальным образом не изменилось.

Соответственно, по всем подобным заявкам Роспатент должен отказать в регистрации, поскольку они тождественны или сходны до степени смешения с товарными знаками третьих лиц.

Видимо, подача заявок была сделана больше с информационной, рекламной целью.

По крайней мере знаменитый Дядя Ваня, например, уже отозван заявителями:

Нужно отметить, что нынешняя ситуация с патентным троллингом отличается от той, что была в 90-е годы прошлого века.

Тогда у многих международных компаний не было товарных знаков и доменов, зарегистрированных в России, что развязывало руки троллям и киберсквоттерам. Сейчас же эти компании обычно надлежащим образом защищены.

Признаков того, что в России будут аннулировать товарные знаки иностранных компаний, даже из недружественных стран, нет. Тем более, что разрешение параллельного импорта – ввоза на территорию РФ товаров иностранных брендов без согласия правообладателей товарных знаков – позволяет российскому бизнесу легально использовать товары этих компаний.

Соответственно, по всем заявкам троллей Роспатент должен отказать как с правовой, так и с практической точек зрения.

Тем более, текущая практика Роспатента показывает, что он продолжает действовать в рамках правового поля в том числе в отношении компаний из недружественных стран.

Так, недавно по возражению Nike была отменена регистрация товарного знака китайской компании GUIRENNIAO CO., LTD. в связи с сходностью до степени смешения их товарного знака с товарным знаком Nike.

Вот знаменитая «галочка» Nike:

А вот – знак китайской компании:

Как видите, его наибольший элемент – это повернутая на 180 градусов «галочка» от Nike, поэтому Роспатент посчитал эти знаки сходными.

Кажется, поняли о бесперспективности затеи и тролли, переставшие «хайпить» на уходе компаний с российского рынка.

Нам же остается ждать решений об отказе в регистрации поданных троллями знаков и радоваться за свершение правосудия.

Нашим читателям мы рекомендуем заранее озаботиться об охране своей интеллектуальной собственности. Проблему всегда лучше предвосхитить. Чем успешнее будет Ваш бизнес, тем больше шансов встретить живущих под мостом фейри.
Статья подготовлена Мелдир Ербулековой, учредителем и управляющим партнером юридической фирмы Amigdala.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null