Опровергаем мифы об АДК

В России средства альтернативной и дополнительной коммуникации применяются относительно недавно. К использованию АДК, как и ко всему новому и незнакомому, многие относятся с опасением. Немало слухов и мифов уже успело образоваться вокруг АДК. В этой статье мы разберём самые популярные заблуждения.

- Обучение использованию средства АДК одновременно с изучением речи даётся ребёнку очень сложно и перегружает его. За последние десятилетия в зарубежной научной практике накопилось довольно много исследований, подтверждающих, что это совсем не так. И даже наоборот – использование средств альтернативной коммуникации даже способствует развитию речи.

- Использование средств АДК тормозит развитие речи. Свойственная детям лень лишает ребёнка мотивации к её освоению, когда есть возможность общаться посредством альтернативной коммуникации. Многичисленные исследования показывают, что это не так. Речь — это самый удобный и быстрый способ коммуникации. Если ребенок может использовать речь хоть в каком-то объеме, то он будет ее использовать. Речь вполне совместима со вспомогательными средствами коммуникации.

- Средства альтернативной коммуникации должны вводиться позже. Как крайняя мера, когда станет понятно, что речь уже не запустить.

Этот миф довольно часто приводит к тяжёлым последствиям. В сенситивный период, когда развитие речи и социального взаимодействия происходит стремительно. Ребенок как раз осваивает большую часть тех коммуникативных навыков. Именно в первые два-три года жизни ребенок осваивает колоссальный объем коммуникативных навыков и умений. При наличии сложностей использования речи и отсутствии её альтернатив или дополнения, ребёнок не получает тот самый первичный и очень важный опыт взаимодействия с другими людьми.

- Для использования средств АДК, ребенок должен владеть определенными навыками (сохранные моторные навыки, хорошая память и т.д.)

Современная практика и наука в области альтернативной и дополнительной коммуникации говорит о том, что каких-то обязательных навыков, которые непременно должны быть у ребенка для использования средств АДК, не требуется. Раннее начало использование альтернативной и дополнительной коммуникации окажет положительное действие в развитии этих навыков. В случае нарушения двигательных навыков, вопрос решается корректным подбором технических средств.

- Все средства и системы АДК довольно сложные и подходят только детям с высокой сохранностью интеллекта.

Это тоже миф. Приспособления для коммуникаций адаптируются под интеллектуальный уровень конкретного человека. Многие системы (система графических символов, жестовые системы) могут быть вполне адаптированы и сильно упрощены, чтобы ребёнок с тяжёлой задержкой интеллектуального развития мог хоть на каком-то уровне общаться с окружением.

- Вводить систему АДК надо не ранее определённого возраста (3-4 года).

Систему АДК можно вводить в случаях, когда ребёнок попадает в группу риска и есть предпосылки к её использованию в дальнейшем (например, ребёнок родился с ДЦП или генетическими нарушениями). Это может быть уже первый год жизни. В этот момент ещё никто не может быть полностью уверенным, будут ли у ребёнка проблемы с речью или нет, и понадобится ли ему альтернативная или дополнительная коммуникация, но система в любом случае не навредит и окажет поддержку в развитии.

Как итог, повторим – Средства АДК не препятствуют развитию речи и вводить их важно своевременно. Иначе есть риск лишить ребёнка не только возможности в полной мере выражать свои чувства, эмоции и потребности, но и понимания окружающих его людей.

реклама
разместить
Начать дискуссию