Речь и коммуникация – это основа взаимодействия в социуме

Освоение процесса общения большинству людей даётся легко, но существует немалая часть, которым речь недоступна полностью или недостаточно хорошо развита, чтобы в полной мере выполнять коммуникативные функции.

И тогда возникает необходимость в средствах альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК).

Альтернативная и дополнительная коммуникация необходима для развития навыков общения, улучшения социальной адаптации и повышения качества жизни людей с речевыми нарушениями. Она делится на альтернативные и дополнительные средства коммуникации.

Альтернативной коммуникацией называют все неголосовые системы общения. Они могут быть полной альтернативой речи или дополнять её. Она уместна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, фотографии, жесты, символы).

Дополнительная коммуникация подходит лицам, у которых частичное нарушение устной речи и необходимо её дополнение и поддержка. Она представляет собой систему методов, помогающих детям с задержкой речевого развития пережить период отсутствия речи, помогая её освоению. Также дополнительная коммуникация облегчает понимание собеседниками лиц с тяжелыми речевыми нарушениями, обеспечивая им более эффективное взаимодействие с окружающими.

Средства АДК подходят людям, у которых в силу врожденных или приобретенных расстройств речь отсутствует либо существенно ограничена. Это могут быть дети, подростки и взрослые с сохранным пониманием речи, но лишённые возможности полностью или частично выражать собственные мысли и потребности. Поддерживающая коммуникация также обеспечивает жизнедеятельность лиц с распадом речевой функции по причине перенесенных черепно-мозговой травмы, инсульта.

В зависимости от степени понимания речи и потенциальных способностей к её овладению выделяют три группы пользователей средств АДК:

1. Те, кто достаточно хорошо понимают речь, но не в состоянии выразить свои потребности вербально.

В основном, это люди с церебральным параличом. Они не испытывают ощущений от движений органов артикуляционного аппарата, не могут выполнять произвольные целенаправленные движения, переключаться с одной артикулемы на другую, что определяет качество фонетической стороны речи (дизартрия тяжелой степени).

Наличие тяжелого двигательного расстройства ограничивает выбор существующих коммуникативных систем. Поддерживающая коммуникация является для них дополнительным средством выражения желаний, интересов, самочувствия. Она может использоваться постоянно, на протяжении всей жизни человека, сопровождать его в различных ситуациях жизнедеятельности. Особенно важно здесь не столько развитие понимания речи, сколько предоставление возможностей для самовыражения с помощью средств АДК.

2. Люди, испытывающие трудности в овладении устной речью.

Например, дети с умственными ограничениями, моторной алалией. Они могут научиться говорить, но на данный момент их речевое развитие замедлено. Также к ним можно отнести людей, чья речь понятна окружающим только при наличии специальных дополнительных средств. Например, при детском аутизме, когда устной речью пользуются фрагментарно. Их вербальные сообщения интерпретируются только ближайшим окружением и касаются ограниченного круга тем. Для общения на неизвестные темы с чужими или малознакомыми людьми необходима поддержка устной речи в виде дополнительной коммуникации.

3. Лица, для которых устная речь как средство коммуникации слишком сложна (при множественных тяжёлых нарушениях), кто постоянно нуждается в альтернативе. Сюда можно отнести людей с нарушением слуха, аутизмом.

Эту категорию следует обучать пониманию речи и способности общаться. В первую очередь необходимо создать предпосылки для понимания другой системы коммуникации и обучить ее использованию без опоры на устную речь. В данном случае средства АДК – полная альтернатива отсутствующей устной речи.

Существующие различия требуют индивидуального подбора средств АДК специалистом. Вот некоторые из них:

1. Коммуникация с помощью жестов.

В случае полного отсутствия и ограниченной устной речи движения тела и жесты выступают единственным доступным коммуникативным средством выражения сообщений и понимания окружающих. Жесты – это мануальные знаки. Существует два типа мануальных знаков: жестовые языки, используемые глухими людьми, и жестовые системы.

Применение жестов не тормозит речевое развитие и даже положительно влияет на речь. Многолетний опыт и исследования показывают, что большинство детей прекращают применять жесты, когда начинают достаточно общаться с помощью устной речи.

2. Коммуникация с помощью символов.

Существуют графические символы (блисс-символы, пиктограммы, картиночные символы коммуникации, система символов Виджит, сигсимволы, картинки, система «PECS»), орфографическое письмо, предметные (словесные кубики Примака) и тактильные символы.

3. Метод обучения коммуникации «МАКАТОН»

Языковая программа «Макатон» – это уникальный метод обучения коммуникации, который способствует развитию речи у детей и взрослых с трудностями в общении с помощью жестов и символов совместно с речью. Это очень гибкая программа, которая может быть адаптирована под каждого конкретного пользователя. «Макатон» подойдёт детям и взрослым с широким спектром коммуникативных трудностей (РАС, ДЦП, с генетическими синдромами, множественными нарушениями и т. д.), а также их окружению.

4. Коммуникативные вспомогательные устройства. Речевые коммуникаторы.

Коммуникативными вспомогательными устройствами называют устройства, помогающие людям выражать себя. Это могут быть как неэлектронные коммуникативные доски и другие простые низкотехнологичные приспособления (например, неэлектронные коммуникативные доски), так и современные высокотехнологичные устройства. К последним можно отнести различные речевые коммуникаторы, приложения для ПК/смартфонов/планшетов, искусственную речь (синтезированную и оцифрованную), телекоммуникационные вспомогательные устройства, средства Айтрекинга, клавиатуры, контроллеры.

реклама
разместить
Начать дискуссию