Как развивать креативные индустрии в регионе с нуля

Отраслевые эксперты говорят, что универсального рецепта для развития креативных индустрий нет. Но есть элементы, с которых оно начинается. Это лидеры, поддержка властей и профильный проектный офис.

Управленцы из Томска, Владивостока и Ростова-на-Дону рассказали, как действовали сами, чтобы наладить в регионе системную работу над креативной экономикой, и дали рекомендации тем, кто делает первые шаги в этом направлении.

Оцените свои силы

Ответьте себе на вопрос, действительно ли хотите заниматься развитием региональных креативных индустрий.

Сначала придётся в одиночку делать работу целого проектного офиса: объединять креативное сообщество, собирать лучшие практики, создавать сеть контактов, искать новые решения

Иван Чайкин, Тихоокеанский центр поддержки креативных инициатив (Владивосток)

Наберитесь профессиональных знаний в сфере креативных индустрий

Узнайте базовые определения и ключевые организации, изучите нормативные документы и практику.

Важно понимать расклад сил в отрасли. Как минимум стоит прочитать справочник по креативным индустриям Елены Зеленцовой. Там даже есть дорожная карта и алгоритм создания проектного офиса в регионе. Можно пользоваться ими как шаблоном.

Иван Чайкин, Тихоокеанский центр поддержки креативных инициатив (Владивосток)

Запишите цели своей работы над креативной экономикой

Ответьте письменно, зачем креативные индустрии региону. Посмотрите экспертные интервью, найдите статистику и аналитику, включите их в свой текст.

Чтобы усилия приносили результат, нужно понять, к чему вы стремитесь: каким должен быть вклад креативных индустрий в региональную экономику и как от этого изменится здешняя жизнь.

Жанна Горелова, «Креативные индустрии и туризм» (Томск)

Составьте базу данных местного креативного сектора

Соберите информацию из открытых источников о проектах, людях и организациях в регионе, которые работают в сфере креативных индустрий. Так вы сформируете лонг-лист локальных отраслевых лидеров.

Из базы 2ГИС можно выгрузить все местные компании креативной сферы. Поверьте, вы удивитесь, как их много

Жанна Горелова, «Креативные индустрии и туризм» (Томск)

Пригласите лидеров на неформальную встречу

Устройте нетворкинг, чтобы познакомиться и рассказать, кто чем живёт и над чем работает. Лучше делать встречу ориентированной на практику. Есть пара удачных тем, которые объединяют компании из разных креативных направлений: креативные кластеры и пространства, отраслевое образование и подготовка кадров. «Есть рабочий лайфхак для любой ступени развития региональных креативных индустрий: отраслевое сообщество полезно постоянно „перетасовывать” профильными событиями. На таких площадках всегда рождаются новые проекты, форматы и идеи, которые становятся катализаторами больших перемен», — делится опытом Оксана Коростиева, председатель комитета по развитию креативных индустрий Торгово-промышленной палаты Ростовской области, Ростов-на-Дону.

Ищите варианты сотрудничества с лидерами

Подумайте, чем можете поделиться с коллегами: ресурсами, знаниями, контактами. Здесь важно сразу идти по пути проектной деятельности и набираться практического опыта.

Совместные проекты с лидерами индустрий жизненно важны, поскольку абстрактное объединение вокруг коллективной идеи работает очень плохо. Заявить о себе получится не разговорами, а делами. Проекты же можно создавать с помощью президентских грантов. Мы, например, воплотили более 10 проектов в разных креативных отраслях.

Иван Чайкин, Тихоокеанский центр поддержки креативных инициатив (Владивосток)

Объединитесь в рабочую группу из 5–10 человек

Составьте из лонг-листа креативных лидеров шорт-лист. Рабочую группу можно даже превратить в региональную ассоциацию креативных индустрий. Хотя объединение может быть и неформальным — не обязательно регистрировать юридическое лицо. «Когда нашлись люди, с которыми у вас пересекаются видение, стратегия и тактика, можно вместе разрабатывать дальнейшие шаги. Включайтесь в конкретные проекты ресурсной, коммуникационной и информационной поддержкой. Из отдельных проектов постепенно вырастают системные», — поддерживает идею совместных разработок Оксана Коростиева.

Сформируйте запрос местного креативного сообщества

Работа над проектами покажет, чего не хватает в регионе. Когда есть конкретный запрос и портфолио с проектами, вам будет о чём поговорить с муниципальными и региональными властями.

Развитие проектного офиса начинается, когда выходишь за рамки одной индустрии. Направления могут быть смежные. Но принцип один: разговаривать о том, чего не хватает лидерам. Ключевой фактор здесь — это ресурс. Важно точно понимать, что у вас есть и что ещё нужно для достижения общих целей.

Иван Чайкин, Тихоокеанский центр поддержки креативных инициатив (Владивосток)

Запишитесь на личный приём к губернатору

Или к мэру. Подойдёт и замгубернатора, и глава министерства экономики, и министр культуры. Нужен человек, который отвечает за креативный сектор в регионе. Расскажите чиновнику, зачем нужны концепция и план развития креативных индустрий. Говорить придётся на языке цифр, результатов и достижений. Приведите в пример опыт других регионов, которые поддерживают креативный бизнес. «Визионеру и проводнику информации всегда важно говорить о практике со всей России и из других стран. Люди живут в своих информационных пузырях. И даже в эпоху интернета креативные индустрии нам в новинку», — подмечает Оксана Коростиева.

Стройте рабочие отношения с представителями власти

Это важная системная работа. Так вы создаёте сеть контактов, находите способы сотрудничества, наводите мосты.

Нужно показывать себя министрам и начальникам городской администрации в качестве системного игрока. Не стоит разговаривать с чиновниками через конфликт, обиду, недовольство и раздражение. Толку от этого не будет. Нужно обсуждать проблемы конструктивно. В таком случае вас сначала заметят, потом начнут воспринимать всерьёз, а затем будут обращаться к вам напрямую.

Иван Чайкин, Тихоокеанский центр поддержки креативных инициатив (Владивосток)

Предложите чиновникам создать в регионе проектный офис

Отраслевое сообщество и региональные власти должны объединить усилия: локальным креативным индустриям нужна законодательная база и стратегические документы, по которым формируются KPI и меры поддержки. Совместная работа может быть в формате проектного офиса или межведомственных рабочих групп.

Для начала не просите много. Одного помещения на три рабочих места и зарплаты для трёх сотрудников на этом этапе достаточно. Скоро местные власти войдут во вкус и поймут, как хорошо, что вы есть.

Жанна Горелова, «Креативные индустрии и туризм» (Томск)

Чек-лист креативного лидера

  • Примите осознанное решение заниматься креативными индустриями
  • Наберитесь профессиональных знаний об отрасли

  • Определите цель работы над региональными креативными индустриями

  • Составьте лонг-лист локальных креативных лидеров
  • Проведите тематическое событие с нетворкингом
  • Сделайте несколько совместных креативных проектов
  • Составьте шорт-лист местных лидеров
  • Сформируйте запрос локального сообщества
  • Расскажите о креативных индустриях чиновникам
  • Поучаствуйте в государственных проектах
  • Предложите властям создать профильный проектный офис
Начать дискуссию