Как искусственный интеллект помогает строить сильные команды

ИИ часто используют как личного помощника, но он может гораздо больше. Последние месяцы я применял нейросети в работе команд и увидел их огромный потенциал. В этой статье я расскажу, как ИИ может улучшить командную работу. Если вы работаете в команде или руководите ею, мой опыт может вам пригодиться.

AI- партнер Софи ждет указаний
AI- партнер Софи ждет указаний

Я Михаил Костылев, и вот уже более двух десятилетий моя жизнь неразрывно связана с миром HR, образования и развития команд. Сейчас я тружусь в Сбере в роли советника зампреда, где моя главная задача – укрепить связи между людьми и внедрить свежие подходы к совместной работе в проектах, охватывающих разные подразделения.

За последние 2 года, пробуя разные методики и подходы, включая зарубежные (например, "5 пороков команды", Google "Аристотель", "Appreciative Inquiry" и пр.), я создал свой собственный метод – "Акселератор развития команд". Его суть проста: вплести в обычный рабочий ритм команды особые встречи, нацеленные на улучшение отношений между сотрудниками. Эти встречи занимают всего 2% рабочего времени, что делает их легко применимыми в любой организации. На сегодня через акселератор прошли 44 команды (из Сбера и других компаний), и в 8 из 10 случаев мы видим заметный положительный результат.

Рождение персонального AI-помощника

Недавно я начал активно использовать в своей работе искусственный интеллект. Мой практический интерес к ИИ начался с открытия концепции "10x'еров" (тенэксеров) – профессионалов, чьи результаты в разы (х10) превосходят средние показатели в их сфере. Эта идея зажгла во мне желание найти новые пути для роста в профессии.

Пробуя ChatGPT и другие нейросети, я увидел их потенциал для личного использования, но заметил, что для командной работы ими пользоваться неудобно. Тогда я понял: нужно создать особое решение, которое не только поможет мне работать быстрее, но и улучшит мое взаимодействие с командами клиентов.

Этой идеей я поделился со своим другом и AI-предпринимателем Андреем Судником, который к тому времени уже вырастил и внедрил подобное решение в своем семейном бизнесе - школе английского языка. В итоге мы решили переиспользовать накопленный опыт и создать Софи AI - цифрового помощника, суперсилой которого была бы именно поддержка работы бизнес-команд.

Пара слов про Софи

Софи AI - это платформа, объединяющая возможности ведущих нейросетей (ChatGPT, Claude, GigaChat и др), в удобном интерфейсе Telegram. Ее главная фишкаумение работать как с отдельными людьми, так и с целыми командами, помогая им как в повседневных задачах, так и в образовательных сессиях (мозговые штурмы, стратсессии, тренинги и пр.).

Важной особенностью Софи является возможность общаться с ней голосом (Speech-to-Text/ Text-to-Speech), что чрезвычайно удобно при регулярном использовании.

Софи в действии: реальный кейс использования в командной работе

Чтобы продемонстрировать потенциал Софи, расскажу вам о недавнем опыте использования ИИ на одной из командных встреч. Этот случай отлично показывает, как ИИ может драматически улучшить результаты подобной работы и сделать вещи, которые ранее были практически невозможны.

Контекст кейса

Уже больше года я работаю с одной из команд, которая сейчас проходит третий трек "Акселераторе развития команд". Каждый трек – это серия из 5-6 двухчасовых встреч, объединенных общей темой. В данном случае мы фокусировались на теме "конфликты". Задача встречи из кейса была особенно интересной – показать команде, как превратить конфликты из проблемы в ресурс для роста, используя данные об MBTI-психотипах друг друга. Обычно такие встречи – это дорогое удовольствие, требующее долгой подготовки и привлечения экспертов. Но с Софи всё изменилось.

Подготовка к встрече: ИИ как персональный ассистент

Перед встречей участники получили задание пообщаться с Софи для создания "инструкции по применению себя". Вот примеры вопросов, которые Софи задавала:

  • "Какие триггеры вызывают у вас сильные эмоциональные реакции? Приведите пример таких ситуаций."
  • "Какой формат общения или обратной связи для вас предпочтителен в трудных разговорах? Приведите пример трудного разговора, где формат общения был для вас комфортным (и наоборот)."
  • "Какие действия или слова помогают вам успокоиться и вернуться к конструктивному обсуждению? Приведите пример ситуации, когда определенные действия или слова помогли вам успокоиться."

Для этого я создал в телеграм отдельный форум-чат (цифровой open-space для всей команды), где у каждого была своя "ветка" обсуждения (отдельное рабочее место) и пригласил туда Софи.
Помимо подготовки участников, я использовал Софи для создания контента слайдов. Например, я загрузил список психотипов участников и попросил Софи разделить их по шкалам MBTI. На слайдах появились группы интровертов и экстравертов, что наглядно показывало состав команды.

Так Софи сэкономила несколько часов моей жизни
Так Софи сэкономила несколько часов моей жизни

Или же попросил Софи дать общую характеристику команды, выделив её сильные и слабые стороны, и предложить рекомендации по сохранению ресурсного состояния и избеганию ненужных споров.

Общая картина по команде в "один клик"
Общая картина по команде в "один клик"

ИИ как фасилитатор: Софи в работе минигрупп

Я выбрал двух участников с очень разными психотипами и реально конфликтными отношениями и собрал вокруг каждого небольшую команду из трех человек. Изюминкой стало то, что в каждую такую команду я включил человека с психотипом, похожим на "противника".

Каждая группа работала, смотрела на реальность глазами своего "лидера" и искала ответы на четыре вопроса:

  • Что мне мешает или может помочь во взаимодействии с оппонентом?
  • Что стоит усилить или начать делать, а что ослабить или прекратить в своем поведении, чтобы улучшить наше взаимопонимание?
  • Как может выглядеть план совместных действий?
  • Какие личные мысли и открытия возникли в процессе выполнения задания?

Каждая мини-группа работала в своем уголке, но при этом у всех был доступ к "виртуальной переговорке" – отдельной ветке обсуждения в созданном ранее общем чате с Софи. Участники могли общаться с ней голосом через ноутбуки или телефоны, задавая вопросы и прося помощи.

Софи очень здорово помогала. Она начала с разбора психотипов участников, показав, откуда могут возникать недопонимания. Затем, опираясь на примеры от групп, помогала находить нужные стратегии поведения, вплоть до формулировок конкретных фраз для сглаживания острых углов.

Я мог "перемещаться" между виртуальными переговорками, наблюдая за процессом и подсказывая, как лучше формулировать вопросы Софи. Это давало мне уникальную возможность контролировать и направлять процесс, не вмешиваясь напрямую в работу групп.

Результаты

Всего за 40 минут группы справились со своими заданиями и сделали это очень хорошо. В конце встречи каждая из них поделилась своими выводами, которые помогли найти общий язык между конфликтующими сторонами. Участники не только поняли причины разногласий, но и получили реальные инструменты для их преодоления, которые захотели применить, так как они были очень простыми и конкретными

Использование Софи AI усиливает эффект от "Акселератора развития команд" и, как следствие, улучшает его результаты. Мы измеряем прогресс с помощью метрики Team Promoter Score, которая учитывает такие факторы, как уровень доверия, конфликтность и исполнительность и некоторые другие. После внедрения Софи мы наблюдаем устойчивый рост этого показателя и наблюдаем другие важные эффекты,

Ключевые улучшения:

  • Повышение уровня взаимного доверия и чувства безопасности в команде
  • Увеличение скорости решения вопросов и их реализации
  • Снижение издержек на взаимодействие
  • Рост общей продуктивности команды

Вот некоторые реакции участников этой встречи

"Я даже не мог представить, что Софи может выполнить такую работу. Теперь и мне захотелось нагрузить ее своими задачами."

"Я увидел, как практически нужно работать с нейросетью, когда Михаил "вклинился" в наше виртуальное обсуждение с Софи и на своём примере сразу подсказывал как нужно вести с ней диалог. Без этого опыта мне было бы трудно понять и разобраться самостоятельно, в том как я могу улучшить качество своего контакта с ИИ, чтобы получить нужные результаты."

"Очень здорово, что София помогла выступить в роли эксперта по психологии и выполнить работу, которая, кажется, была возможна только при наличии высококлассного профессионала рядом, мотивированного на работу, а здесь это стало возможным за пять минут в мобильном телефоне, и результаты впечатляют."

Заключение: ИИ как новый стандарт в развитии команд

Этот опыт показал, что интеграция ИИ в процесс командной работы может значительно повысить эффективность и глубину взаимодействия. Софи AI не только ускорила процесс, но и добавила новый уровень анализа и понимания, который было бы сложно достичь традиционными методами.

Я уверен, что будущее развития команд за такими инновационными подходами, где человеческий опыт и интуиция гармонично сочетаются с возможностями искусственного интеллекта.

Это не просто тренд, а новая реальность, которая позволяет нам достигать невероятных результатов в построении сильных, эффективных и гармоничных команд.

Поэтому я намерен продолжать свои эксперименты с Софи чтобы находить новые способы применения ее талантов на благо командной работы.
Я регулярно рассказываю об этом в телеграм- канале "Поручи Софи" и сообществе Team AI - присоединяйтесь, буду рад вашим комментариям и обмену опытом.
Если же у вам интересно получить больше деталей по сегодняшнему кейсу - пишите @MikhailKostilev в Telegram, буду помогать

22
4 комментария

Однажды, у каждой компании или команды будет свой «командный ИИ», поэтому те, кто раньше других начнут эксперименты, поиск или создание «своего» ИИ получат преимущество. Как говорится, вас заменит не ИИ, а те, кто умеет с ним работать)

1
Ответить

Однажды..

1
Ответить

Он уже входит аккуратненько в нашу жизнь

Ответить