Досудебная претензия

В современное время законодательством РФ предусмотрено немало категорий споров, по которым необходим досудебный порядок их рассмотрения, в том числе претензионный. Именно о нем пойдет речь в данном материале.

Стороны решают спор в претензионном порядке
Стороны решают спор в претензионном порядке

Задачи процедуры: примирение сторон, приход к обоюдным договоренностям, благодаря которым участники сделки смогут продолжить сотрудничество или разорвать отношения без значимых потерь, расходов. Данный претензионный порядок предусмотрен при покупке некачественного товара, при получении страховки, в спорах с банками, в других ситуациях.

Что такое досудебная претензия?

Досудебная претензия — документ с требованиями об устранении нарушения при выполнении обязательства, направленный второй стороне (должнику, продавцу, исполнителю услуг). Примеры: банк вправе направить претензию по кредитному договору, по ипотеке, прописать в ней долг, конкретный срок на его оплату. Или при нарушении условий поставки товара в данном документе можно описать непоставленные товары, их цену, расчет ущерба, неустойки, штрафы.

Претензия отличается от искового заявления. Она — более простой, но важный инструмент для урегулирования разногласий между сторонами до обращения в суд. Когда права, интересы гражданина были нарушены, он вправе, а в ряде случаев обязан направить сначала свои претензии виновнику.

Предполагается, что вторая сторона согласится урегулировать конфликт до подачи иска в суд. В таком случае стороны по обоюдному согласию выполняют различные действия с целью устранить разногласия, нарушенные права, интересы. Тогда конфликт получится разрешить мирным путем без взыскания в судебном порядке, без значительного ущерба для всех участников конфликта.

Когда досудебная претензия обязательна?

Желание сторон завершить конфликт мирно без длительных судебных тяжб, дополнительных расходов вполне логично. Такой порядок имеет ряд преимуществ:

  • решение вопроса происходит в более короткие сроки,
  • финансовые требования удовлетворяются быстрее,
  • не нужно собирать большой пакет документов, который обязателен для подачи иска в суд,
  • нет расходов на оплату госпошлины, экспертизу,
  • все свои требования можно четко изложить в одном документе — претензии.

Полезно! Когда в заявлении подробно, четко указываются доказательства правоты пострадавшего, второй стороне выгоднее решить конфликт мирным путем без лишнего шума.

До 2016 г. решение о направлении досудебной претензии виновному лицу принимала исключительно пострадавшая сторона. Однако после были внесены изменения в Гражданский кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс (далее — АПК РФ) согласно которым во многих обстоятельствах досудебный порядок стал обязателен.

В ст. 4 АПК РФ указано: гражданско-правовые дела рассматриваются судом только по истечении 30 календарных дней после направления виновнику претензии. Данный порядок предусматривается для экономических споров, когда по спор должен завершиться передачей денег, материальных ценностей.

Направлять претензию необязательно:

  • в установлении обстоятельств, которые имеют юридическое значение,
  • признании компании, ИП, физического лица банкротом,
  • рассмотрении корпоративного спора,
  • защите интересов, прав группы лиц,
  • делах, по которым выносится судебный приказ,
  • когда дела о выполнении арбитражными судами функций по контролю за третейскими судами,
  • о признании законными решения иностранных судов, арбитражных иностранных решений,
  • при обращении в арбитраж госорганов, прокуроров с целью защиты общественных интересов, прав физических лиц, компаний в области экономической, предпринимательской деятельности.

Во всех остальных случаях, когда законами РФ предусмотрен обязательный досудебный порядок, но он не был использован, исковое заявление не примут.

Как правильно написать претензию?

Когда стороны обязаны по закону соблюсти досудебный претензионный порядок, важно в дальнейшем в суде предъявить доказательство, что это было выполнено. Суд изучит их. Если все сделано как положено, назначит дату рассмотрения иска. Если нет — оставит иск без движения до устранения нарушений.

Для того чтобы суд расценил претензию как попытку урегулировать конфликт мирно, она должна быть грамотно оформлена в письменном виде. Единых правил к содержанию, оформлению претензии законом не предусмотрено. Тем не менее в претензии должно содержаться:

  • ФИО, адрес нахождения заявителя, адресата,
  • телефоны для связи заявителя, виновника,
  • название документа “досудебная претензия”,
  • причины направления претензии, четкие доводы в ее обоснование,
  • ссылки на нормы законов РФ, например, в претензии о нарушении прав потребителя следует ссылаться на положения закона № 2300-1.
  • указание, что в случае отказа урегулировать спорт мирно или отсутствия ответа, будет подан соответствующий иск в суд.

Судебная практика показывает: суд будет более благосклонен к стороне при наличии такой претензии в материалах дела даже в тех ситуациях, когда по закону это не требуется.

Любое требование, прописанное в претензии, должно быть обосновано, подтверждено доказательствами, четко сформулировано. Даже устные показания свидетелей подойдут, когда нет письменного подтверждения направления претензии.

Полезно! При написании документа следует заранее предусмотреть негативный исход, направление иска в суд. Поэтому требования в претензии должны совпадать с теми, что будут указаны в исковом заявлении.

Доказательством отправки претензии является:

  • копия экземпляра с подписью адресата о получении — самый верный способ,
  • квитанция об отправлении заказного письма с описью вложения (при необходимости) ,
  • электронное письмо с датой, временем отправки — самый простой, но не надежный способ, поскольку не все суды принимает его как доказательство, несмотря на указания Пленума ВС за законность такого способа отправления претензии.
Образец досудебной претензии
Образец досудебной претензии

Досудебная претензия подается любой стороной сделки: продавцом, покупателем, заказчиком, подрядчиком, должником или кредитором. Законом разрешается направление претензии юристом по доверенности.

Главные ошибки при написании претензии

В ГК РФ, в АПК РФ прописано: соблюдение обязательного досудебного порядка необходимо доказать, предъявив документы. Основная ошибка граждан, организаций в следующем: они полагают, что отправили претензию, и этого достаточно.

Поэтому следует:

  • Всегда сохранять отправку почтового письма с описью, иначе доказать, что отправлена именно претензия будет сложно.
  • Хранить всю претензионную переписку.
  • Сохранять документы, подтверждающие вручение претензии или отказ от получения.
  • Обращать внимание на правильность адреса, куда направляется претензия. Адрес должен быть указан в ЕГРЮЛ или договоре. А еще лучше направлять претензию на оба эти адреса.

Важно! Доказывать в суде соблюдение претензионного порядка — обязанность заявителя, пострадавшей стороны.

Срок для ответа на претензию

Не стоит указывать в документе невыполнимый срок, например, 3-4 дня. Суд не учтет такую претензию в качестве попытки урегулировать конфликт мирным способом.

При составлении договора стороны вправе изначально прописать срок на решение вопроса в претензионном досудебном порядке от 10 до 30 дней. Или разумный срок можно указать непосредственно в претензии.

Что будет, если не соблюсти досудебный порядок?

Когда истец обязан по закону направить досудебную претензию оппоненту, но он это не сделал или не представил доказательства направления документа, суд вправе:

  • оставить иск без движения. При этом в определении суд укажет истцу на ошибки, предложат устранить их в разумные сроки;
  • вернуть иск без рассмотрения (п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК, п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК, п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС) , когда иск уже был принят.

Обжаловать указанные решения суда можно, только когда суд неверно оценил имеющиеся в материалах дела доказательства.

Интересно! Многие судьи не принимают исковое заявление из-за того, что в претензии отсутствует точный размер задолженности, порядок ее расчета. Пример: в деле № А40-206076/2017 истец просил взыскать сумму долга 3 млн рублей, неустойку в размере 551346 руб. , однако в досудебной претензии к ответчику о неустойке указано не было.

И это несмотря на разъяснения п. 43 постановления Пленума ВС от 24 марта 2016 года № 7, в котором написано: в претензии достаточно прописать только основную сумму долга.

Запомнить самое важное

Вот главные моменты, которые нужно помнить при составлении досудебной претензии:

  • Претензия — эффективный инструмент мирного урегулирования споров без обращения в суд. Она применяется в торговых отношениях, банковской, страховой сфере.
  • В экономических спорах претензионный досудебный порядок обязателен, иначе суд не станет рассматривать иск.
  • Претензия составляется в письменном виде, она должна включать четкие аргументированные требования, конкретную сумму задолженности, доказывающие правоту заявителя.
  • Надежнее всего вручить претензию лично под роспись получателя, но можно отправить по почте заказным письмом с описью вложения.

При выполнении всех правил, претензия будет обладать законной силой, поможет разрешить конфликт быстрее и мирно.

Частые вопросы:

Могу я как-то обойти досудебное урегулирование?

Да, его можно обойти, исключив данный вариант решения спора дополнительным соглашением к основному договору. Однако для этого в законе досудебный порядок не должен быть прямо предусмотрен. Никакое соглашение не может противоречить законодательству РФ.

Можно направить претензию со сроком ответа менее 10-30 дней?

Да, но не всегда. Для этого вам необходимо прописать заранее в договоре или в доп соглашении к нему любой срок ответа на досудебную претензию, также возможность направления документа по электронной почте. Например, можно установить 5 рабочих дней с даты получения документа.

Что сделает суд, если в претензии выявится опечатка?

Ошибка в размере долга, например, арифметическая не говорит о несоблюдении порядка досудебного урегулирования конфликта. Именно такая позиция содержится в судебной практике. Суд не возвратит иск, даже если при проверке расчетов найдет несоответствие. Вам надо будет просто подать уточняющее требования ходатайство, указав на ст. ст. 39, 49 АПК РФ.

Как мне ответить на досудебную претензию (на компанию) с незаконными требованиями заявителя?

Для ответа законом не предусмотрена конкретная форма, он пишется в свободной форме на бланке компании или обычном листе А4 с печатью, подписью руководителя организации. В ответе вы подробно указываете аргументы в свою защиту, прикладываете подтверждающие вашу позицию документы и отправляете письмо по почте заказным письмом с описью вложения на адрес истца или при возможности вручаете лично уполномоченному лицу под роспись о получении.

11
Начать дискуссию