Развитие и защита: ключевые условия Restriction Agreement в венчурных сделках

В венчурных сделках в IT для инвестора имеет ценность как сам продукт, так и фаундеры, key persons и иные сотрудники стартапа. Согласитесь, очень сложно представить, чтобы продукт выстрелил и бизнес стал успешным без вовлеченности его участников. Сегодня, когда конкуренция среди стартапов высокая, особенно ярко прослеживается тенденция на привлечение внимания инвесторов именно сильной командой.

Для сохранения стабильности такой команды после совершения сделки инвестор, наряду с основными обязывающими документами (договор подписки на акции, акционерное соглашение), будет настаивать и на заключении restriction agreement.

В этом посте мы разберемся, в чем суть этого документа и какие ключевые условия он содержит.

Развитие и защита: ключевые условия Restriction Agreement в венчурных сделках

Restriction agreement – это соглашение, по которому на фаундеров и (или) ключевых лиц стартапа, а иногда и на сам стартап, налагаются ограничения на определенный период времени. Ограничения носят самый разный характер и варьируются в зависимости от сделки.

Restriction agreements чаще всего встречаются в сделках с таргетом в США. В сделках, структурируемых, на Кипре, ограничения обычно содержатся по тексту основных обязывающих документов по сделке. Однако в ситуации, когда их нужно наложить, например, на работника, который не является стороной основных документов, возникает необходимость в заключении отдельного договора.Рассмотрим топ-5 условий, которые чаще всего встречаются в restriction agreements с фаундерами и key persons стартапа.

I. Lock-up

Любой бизнес – это люди, поэтому инвестор заинтересован в их максимально длительном нахождении в команде. Безусловно, этому способствуют хороший уровень дохода и различные бонусные программы. Однако все перечисленное не дает гарантию, что человек останется в проекте на длительное время. Эту цель помогает достигнуть lock-up.Lock-up – это запрет на отчуждение своей доли в стартапе в течение определенного периода времени (2-3 года). Инструмент гарантирует, что фаундер/key person на протяжении времени действия запрета не уйдет из стартапа, а также не продаст свою долю третьему, возможно, нежелательному лицу.

Столкнувшись в restriction agreement с lock-up, обязательно убедитесь, что ограничения на то или иное лицо накладываются обоснованно. Например, инвестор может налагать lock-up на мелких акционеров, получивших долю в рамках опционной программы, но не занимающих важные для бизнеса позиции ИЛИ на бизнес-ангелов/инвесторов предыдущего раунда, которые уже достигли своих стратегических целей и в ближайшее время обоснованно захотят выйти из бизнеса. Поэтому если вы понимаете, что для конкретных лиц ограничение чрезмерно, обязательно вносите корректировки в это условие.

II. Vesting

Согласитесь, что одного нахождения в проекте мало: пассивный участник бизнеса вряд ли принесет много пользы. Фаундеры и key persons должны быть вовлечены в процессы, достигая определенных результатов. На помощь закрытия этой потребности приходит vesting.Vesting – это постепенное наделение фаундеров долей в стартапе. Возможно два варианта:

  • обычный вестинг, когда доля юридически изначально не принадлежит фаундерам;

  • обратный вестинг, когда доля принадлежит фаундеру сразу, но у компании в течение срока действия вестинга есть право ее выкупить.


Например, стороны договорились о том, что на фаундера налагаются условия 4-летнего обычного вестинга. Потенциально его доля в стартапе может составить 20%. Инвестор предусмотрел KPI (key performance indicators): показатели, которые фаундер должен достигать для получения доли (разработать несколько несложных игр, продать их по определенной минимальной цене и т.д.). Это значит, что, находясь в бизнесе и достигая KPI, фаундер будет обеспечивать поэтапный переход доли в свою собственность. При позитивном раскладе через 4 года вся доля будет принадлежать фаундеру.

Таким образом, vesting обеспечивает справедливый переход доли к участнику бизнеса в зависимости от вклада и продолжительности работы в компании. При анализе условий по вестингу убедитесь, что инвестор установил разумные сроки и достижимые KPI, предлагайте свои альтернативные варианты индикаторов.

III. Non-compete

Процесс работы IT-бизнеса неразрывно связан с постоянным получением уникальной информации и технологий, в это вкладывается много сил и денег. Инвесторы закономерно хотят, чтобы, уходя из бизнеса, бывшие участники не использовали такие ресурсы в личных целях, создавая конкуренцию стартапу.

Non-compete – это запрет на осуществление конкурирующей со стартапом деятельности в течение определенного периода времени (обычно весь период нахождения в стартапе + 2-3 года с момента выбытия из него) и на определённой территории (весь мир, США и т.д.). Non-compete ограничения в restriction agreements способствуют предотвращению утечки интеллектуальных активов.

Условия о запрете на конкуренцию всегда необходимо проверять на предмет возможности реализации в конкретной юрисдикции, т.к. такие положения сработают далеко не везде. Также хотим заострить ваше внимание на важности определения бизнеса стартапа, с которым нельзя конкурировать. Например, бизнес вашего стартапа – разработка мобильных приложений – игр-головоломок, которые выходят для пользователей из США. Инвестор настаивает на том, чтобы фаундеры и ключевые разработчики не осуществляли схожую деятельность после ухода из стартапа. Убедитесь в том, что в restriction agreement бизнес определен максимально четко и узко (учтена вся специфика деятельности конкретно вашего стартапа). Если упустить этот момент, можно столкнуться с тем, что после выбытия из бизнеса вам нельзя будет заниматься разработкой любых приложений.

IV. Non-solicitation

Осуществляя свою деятельность, стартап взаимодействует с ценными сотрудниками, партнерами и клиентами, зарабатывает их доверие. Поэтому еще один риск, который инвестор будет стремиться предотвратить, – это утечка сотрудников и контрагентов в другой бизнес.

Non-solicitation – это запрет для фаундеров / key persons переманивать клиентов и сотрудников стартапа в иной бизнес на определенной территории и на протяжении определенного времени (т.е. по сути также, как и в non-compete).

При анализе условия, как и в случае с non-compete, уделите особое внимание местному регулированию. В отдельных юрисдикциях non-solicitation может расцениваться как препятствие человека в осуществлении права на труд. Также обратите внимание на то, что включает ограничение: запрет на проведение переговоров о потенциальном сотрудничестве или трудоустройстве, прямые предложения о новой работе, рекрутинг через третьих лиц и иные. Если вы понимаете, что такие ограничения чрезмерны для отдельных сотрудников, обязательно корректируйте условия, чтобы не столкнуться с неприятными последствиями.

V. Non-disparagement

Для стартапа важно привлекать новых сотрудников, клиентов и инвесторов. Они часто оценивают не только потенциал рынка и продукта, но и репутацию бизнеса/команды. Согласитесь, построить репутацию достаточно сложно, поэтому нужно прикладывать максимальные усилия для ее сохранения.

Non-disparagement – запрет на дискредитацию стартапа, т.е. ограничение на распространение негативной информации о стартапе, продукте, инвесторах и т.д., которое способствует укреплению позиции компании на рынке. Non-disparagement обычно включает в себя запрет на оставление негативных комментариев в социальных сетях, публикацию неоднозначных заявлений, просьба третьих лиц совершить такие действия вместо вас.

При ревью non-disparagement обратите внимание на то, как определяется дискредитация, где точно применяется запрет (включая социальные сети), есть ли исключения для законных действий и обсуждений, а также какие могут быть последствия нарушений.

***

Несмотря на то, что restriction agreement в определенной степени снижает гибкость фаундеров при ведении бизнеса, его цель для инвестора состоит исключительно в обеспечении безопасности стартапа и долгосрочной защите интересов всех сторон сделки. При правильном драфтинге restriction agreement минимизирует риски и обеспечивают стабильность в бизнес-процессах, способствуя росту стартапа в конкурентной среде.

Авторы:

  • Анастасия Акулич, старший юрист REVERA law group
  • Александра Ковалева, ведущий юрист REVERA law group
Начать дискуссию