Поведенческие факторы – от появления до сегодняшнего дня

Тема, которая на протяжении всего времени была актуальна. Достоверной информации мало, мифы и домыслы набирают обороты, а некоторые клиенты задают вопросы по накрутке.

В 1998 году была основана поисковая система DirectHit, алгоритм которой основан на учете количества нажатий на ссылку ресурса с его описанием. То есть это первая поисковая система, которая начала учитывать при ранжировании такие факторы, как кликабельность документа в результатах поиска и поведение пользователей на странице выдачи поисковых результатов. Это и можно считать началом появления поведенческих факторов.

В 2007 году Яндекс начал внедрять машинное обучение, что позволило значительно увеличить количество учитываемых факторов ранжирования, а Google сообщила о том, что для улучшения ранжирования, возможно, будет использовать информацию о поведении пользователей на странице выдачи. Это можно считать следующим этапом развития поведенческих факторов.

Но в полной мере возможность учитывать поведенческие факторы появилась предположительно в 2009 году, с добавлением в Яндексе алгоритма машинного обучения MatrixNet. Используемые характеристики описывались в докладе «Through-the-Looking Glass: Utilizing Rich Post-Search Trail Statistics for Web Search».

<i>MatrixNet</i>
MatrixNet

На основе этого доклада Яндекса у специалистов по продвижению сайтов сформировалось базовое представление о том, на что обращает внимание поисковик: кликабельность страницы в выдаче, среднее время, проведённое на странице (и на сайте в целом), количество просмотренных страниц на визит.

Начали создаваться сервисы для накрутки, которые работали, но не смогли достигнуть желаемых масштабов. Мешала высокая цена и санкции, которые значительно замедляли процесс. Несмотря на достаточно примитивную антифрод-защиту, ситуация контролировалась с помощью ручного бана.

В 2010 году было популярно воздействовать на поисковую выдачу ботами, которые просто скролили страницу и делали клик. Но тогда же Яндекс применил жесткие санкции к ним, и Userator подтвердили, что «Яндекс» «пессимизировал» положение их клиентов в результатах поиска и положил им всю базу.

Первые реальные сведения о том, что Яндекс использует поведенческие факторы, появились после 1 июня 2011 года. Тогда в выдаче резко взлетели позиции сайтов некоторых SEO-компаний, которые использовали программы по накрутке поведенческих факторов («прокликивали» результаты поисковой выдачи, чтобы повысить вес нужных веб-страниц).

Тогда же в 2011 Яндекс ввел первые фильтры, наказывающие за накрутку поведенческих факторов почти сразу. Но все равно до конца 2013 года накрутка ПФ давала отличные результаты. Это особенно хорошо видно было по поисковым подсказкам.

Наконец, в декабре 2014 года Яндексом был введён самый серьёзный фильтр, который с тех пор так и называется — фильтр за накрутку поведенческих факторов. Фильтр накладывается на весь сайт на срок от 8 месяцев до двух лет. При этом сайт теряет видимость по всем запросам, за исключением собственного бренда и названия компании. После введения этого фильтра часть оптимизаторских компаний разорилась, а количество желающих накручивать поведенческие факторы резко сократилось.

В течение следующих четырёх лет с помощью фильтров практика накрутки ПФ была практически полностью ликвидирована. Яндекс смог поднять значимость ПФ для метрики, однако оптимизаторы продолжали искать пробелы в системе. Разумеется, им это удалось, и уязвимость была быстро обнаружена.

Пробить алгоритмы Яндекса удалось с помощью режима «инкогнито» на смартфоне и смене IP-адреса. В ТОП взлетали любые сайты, если, конечно, URL был виден поисковику.

Так в 2019 году появилось множество компаний, занимающихся накруткой ПФ. Последовал ответ от Яндекса, и уже через несколько месяцев Яндекс Вебмастер стал выдавать фатальную ошибку для сайтов, использующих этот метод продвижения.

<i>Оповещение о нарушении в Вебмастере </i>
Оповещение о нарушении в Вебмастере 

Так началась очередная волна банов за накрутку.

Что же происходило в Google?

Официальные представители Google неоднократно называли поведенческие факторы слишком «шумными». Они имели в виду, что факторы ранжирования, связанные с поведением пользователей, нестабильны, в них много помех, поэтому поисковые алгоритмы Google не используют их.

При этом регулярно обновляли и публиковали патенты, которые описывали поведенческие факторы. Среди них можно найти патент Google 2019 года про «Изменение ранжирования результатов поиска на основе косвенных отзывов пользователей». В нём описывается технология корректировки ранжирования на основе поведения пользователей. Описаны клики на сайт из поисковой выдачи и их влияние. Исходя из этих фактов, можно сделать вывод, что Google в некоторой мере использует поведенческие факторы.

В Google также есть накрутка ПФ, но ее используют намного меньше. В Google влияние поведенческих факторов по формуле значительно меньше, а также пересчет факторов у него медленнее и плавнее. Если в Яндексе можно изменить ситуацию в выдаче на несколько часов, то в Google счет на недели, ведь чтобы собрать, проанализировать и пересчитать данные по всему свету, нужны мощности и время.

Что происходит сейчас

Время, когда накрутка была простым и доступным инструментом, прошло. Сейчас это сложный и дорогой процесс. Кто-то до сих пор пользуется услугами известных сервисов, а кто-то пытается делать сам. Но теперь к задаче накрутки ПФ надо подходить с умом, для этого покупают прокси, оборудование, учитывают аффинити индекс, нагуливают профили. Создание ботов в настоящее время – это трудоёмкий процесс, занимающий несколько дней, а то и недель, а история их действий сохраняется в cookies.

Никто не будет отрицать, что сейчас поведенческие факторы учитываются. До тех пор, пока поведенческие факторы являются одним из ключевых моментов при ранжировании, на них будут пытаться искусственно влиять. А в ответ ПС будут принимать свои меры.

33
Начать дискуссию