Как мы создавали собственную корпоративную IT-школу

Всем привет! Мы – Цифровые привычки, входим в топ-5 самых крупных подрячиков Сбера по разным направлениям. Наши специалисты участвовали в разработке таких проектов, как СберСпасибо, SberCloud, SberDevices, SberWorks. Мы также реализовываем проекты для «ВТБ», «Сетелем», АО «Транснефть-Западная Сибирь», «Оптисистемс», «РЖД», «ТГК-2», «Мегафон».

В этой статье мы хотим поделиться опытом, как мы пришли к идее создания собственной корпоративной IT-школы и рассказать, как мы подошли к ее реализации и какую пользу она может принести компании.

Цифровые привычки участвуют в разработке более 40 проектов со Сбером, ВТБ, РСХБ, и наше сотрудничество постоянно расширяется. Летом прошлого года мы столкнулись с нехваткой квалифицированных кадров из-за постоянного масштабирования. К нам на собеседования приходили классные ребята уровня Junior+/Middle-, но мы были вынуждены им отказывать, ведь на наших проектах нужны сотрудники с серьезным практическим опытом и сильной теоретической базой. В этот момент мы начали обдумывать, что мы можем сделать, чтобы не потерять перспективных кандидатов, которые хотят с нами работать.

На тот момент нам нужны были Middle Java-разработчики. Поэтому мы задумались о разработке курсов подготовки именно Java разработчиков с Junior+ до Middle-/Middle, по итогам которых, мы еще раз проводим оценку и принимаем к себе в штат на проекты (внутренние и внешние). Мы выдвинули гипотезу, что такой курс будет востребован на рынке, так как мы не только обучаем кандидатов, но и сразу трудоустраиваем их на серьезные проекты. Мы начали с анализа наших потребностей и требований рынка.

Сбор требований

Мы проанализировали нашу базу вакансий, требования к Enterprise разработке, рекрутерский опыт общения с потенциальными кандидатами и составили требования для выхода на наши проекты:

  • Опыт коммерческой разработки на Java от 1 года
  • Знание основных методологий разработки программного обеспечения, включая гибкие методологии
  • Умение разбираться в чужом коде, писать чистый и понятный код для других разработчиков, опыт написания автотестов
  • Опыт работы со: Spring, Spring Boot, Hibernate, Maven/Gradle, REST, SQL
  • Знание парадигм ООП и их реализации в Java
  • Знание структур данных и алгоритмов
  • Знание шаблонов проектирования (GoF)
  • Уверенное знание Java Core (типы данных, Collections Framework, JMM…)
  • Пирамида тестирования и понимание процесса разработки в команде по Agile

Также важную роль при зачислении на курс играли Soft skills кандидатов, ведь мы искали людей близких нам по духу. Для нас важны:

  1. Умение работать в команде
  2. Целеустремленность
  3. Обучаемость
  4. Адаптируемость
  5. Мотивированность
  6. Умение адекватно воспринимать критику

Определение ЦА

Как мы создавали собственную корпоративную IT-школу

Java-разработчик Геннадий, который работал на позиции Junior в небольшой компании около года. Самоучка, поэтому у него отсутствуют некоторые фундаментальные знания. На работе занимается поддержкой кода, фиксит баги и иногда участвует в разработке нового функционала. Компания, в которой он работает, либо повязла в бюрократии, либо не имеет никаких перспектив для карьерного роста и обмена опытом.

В целом, Геннадий – общительный молодой человек, выполняющий свою работу на средне хорошем уровне, готовый расти и помогать другим. Ему не хватает мотивации и времени самостоятельно подкачать проседающие темы – требуется наставничество. В итоге, Геннадий не получает ни повышения, ни возможности смены работы, так как не до конца уверен в своих силах.

Условия работы у Геннадия тепличные: приемлемая зарплата, дружный коллектив, но нет перспектив. Геннадий не находится в активном поиске работы, но резюме открыто для всех желающих, поэтому время от времени общается с рекрутерами, но после технического собеседования получает отказ, либо видит, что проект простой и бесперспективный.

Наше решение:

бесплатный курс по Java-разработке, длительностью 2-3 месяца, направленный на специфику работы в энтерпрайзе, с дальнейшим трудоустройством к нам в штат на проекты по итогу собеседования. При этом выпускник может выбрать интересующий его проект. С кандидатом заключается договор, в котором мы гарантируем конкретную зарплатную вилку по окончании обучения.

Мы решили, что самым эффективным решением для тестовой группы будет оффлайн формат, так как это позволило бы нам быстро организовывать обсуждения, поддерживать высокий уровень интерактивности и вовлечения на занятиях, а также сразу же получать обратную связь от студентов. Мы посчитали экономику этого решения и составили план действий.

Наш план выглядел так: за 4 недели протестировать спрос, набрать тестовую группу из 10 человек, разработать программу, а также подготовить первый модуль программы (8 занятий и 2 ДЗ), параллельно сделать лендинг на Tilda и запустить свой Instagram аккаунт.

Такой скорости мы планировали достигнуть, используя Agile и модель проектирования курсов SAM 2, по которой мы итеративно разрабатывали бы блоки контента, когда группа уже училась и нам не пришлось бы ждать релиза курса целиком. Реализация такого плана требовала максимального вовлечения преподавательского состава.

Модель проектирования SAM 2
Модель проектирования SAM 2

За неделю мы провели мозговой штурм, подготовили первый вариант программы, оценили необходимую глубину погружения в темы и распределили ответственных за подготовку. При подготовке мы опирались на текущие требования, а также опыт наших преподавателей при подборе разработчиков в собственные команды.

Мы занялись поиском и отбором кандидатов, так как без этого можно было и не начинать дальнейшую работу. Сразу выдвинули гипотезу, что наша целевая аудитория находится преимущественно на HH.ru и в Telegram. Протестировали несколько вариантов вакансий, где предлагалось обучение и начали проводить первичные интервью. Мы выбрали самое удачное время для старта – сентябрь, когда кандидаты обновили свои резюме после лета и вышли на рынок.

Пока преподаватели занимались разработкой первого модуля курса, мы проводили проблемные интервью с кандидатами, чтобы выяснить текущие проблемы при поиске работы, а также понять их мотивацию и сопоставить с портретом нашего целевого кандидата.

Мы сразу столкнулись с тем, что большая часть откликов приходила от людей без опыта, либо с минимальным коммерческим опытом разработки (до 6 месяцев). На обработку этих заявок уходила большая часть времени. За три недели к нам прилетело чуть больше 300 откликов.

Воронка отбора была построена следующим образом:

  • Первичный скрининг резюме
  • Тестовое задание на 30 минут
  • Первичное интервью
  • Техническое собеседование
  • Заключение договора

Из 300 кандидатов, первичное собеседование провели со 178, на техническое собеседование мы пригласили 50 кандидатов. По итогам собеседований мы заключили 10 договоров на прохождение курсов. Еще 2 человек мы взяли сразу на проекты, по итогу отбора, без необходимости сразу проходить обучение.

Воронка отбора кандидатов
Воронка отбора кандидатов

Десять человек – это тот результат, который нам был нужен для тестового потока, чтобы проверить рабочая ли наша гипотеза с курсом. Десять человек – это та группа, с которой можно эффективно работать в очном формате и поддерживать нужный уровень интерактивности. Оффлайн формат позволил нам быстро получать обратную связь от кандидатов, а также сходу устранять проблемы в организационных процессах.

Мы определили дату старта и провели вводное занятие. В итоге запуск тестовой группы у нас занял 22 дня.Нам нужно было обкатать программу, поэтому преподаватели присутствовали на лекциях друг друга и сразу давали обратную связь по контенту курса и подаче материала. В конце лекций преподавательский состав обсуждал правки к лекциям и вносил их в программу. Например, мы поняли после нескольких итераций, что на курсе не хватает дополнительных лекций по архитектуре, базам данных, SQL, а также гибким методологиям в разработке.

Студенты первого потока
Студенты первого потока

Второй поток курса стартовал через 2 недели после первого, но на половине программы мы перенесли занятия в онлайн-формат, чтобы наши курсы смогли проходить кандидаты со всей страны, к тому же мы оплачиваем релокацию выпускников в Москву, Санкт-Петербург и Новосибирск, так что для разработчиков из регионов наши курсы – комфортный способ переехать в крупный город.

Грамотная проработка лекций в оффлайне позволила нам достаточно быстро перейти в онлайн: практические задания мы разместили на GitHub, обратную связь по лекциям собирали через Google Forms, в качестве платформы для проведения занятий выбрали Zoom, который уже использовали для проведения собеседований при отборе кандидатов. Для ведения групп выбрали Slack, как наиболее удобный инструмент. В качестве whiteboard использовали Miro.

Whiteboard Miro по программе курса
Whiteboard Miro по программе курса

От студентов, окончивших курс нам приходила хорошая обратная связь, поэтому мы достаточно быстро поняли, что наша гипотеза сработала и мы даем ребятам то, что им нужно. По итогу тестовой группы 9 человек дошли до конца обучения, 6 устроились на наши проекты, 3 кандидата отказались от наших проектов и устроились в другие компании.

Этот показатель устраивал нас для принятия решения о масштабировании истории с курсами и был дан зеленый свет на доработку курса, а также набор последующих групп. Сейчас обучение по Java проходит уже 7 поток.

Теперь к проблемам, с которыми мы столкнулись.

  1. Поиск кандидатов. В идеальном мире все готовы пройти краткосрочное обучение, особенно при условии дальнейшего повышения зарплаты. Но как подтвердил наш опыт, из 300 человек только 178 готовы были рассмотреть обучение, большую часть из них мы отсеяли после технического интервью, какие-то кандидаты «отвалились» на этапе заключения договора и из-за офферов других компаний.
  2. Необходимость зарекомендовать себя на рынке. Компания не была известна на рынке, так как до этого не афишировала свою деятельность. Условно, если тот же Сбер запускает курс для разработчиков, то у кандидатов возникает значительно меньше сомнений, чем в нашем случае. Некоторые наши студенты уже после курса признавались, что боялись, что мы мошенники и после курса либо заставим платить штраф, либо предложим не те условия, которые мы обговаривали. Эти боли нам помог закрыть прозрачно составленный договор, который мы подписываем перед началом обучения.
  3. Отсутствие доверия к курсам. Не хватало информации, хорошего сайта, отлаженности процессов и даже банальных отзывов о работе в компании. Отсутствие доверия к нам мы закрывали индивидуальным подходом к каждому студенту и максимальной прозрачностью в процессах.
  4. Удержание студента на курсе. Обучение – это сложный процесс. Каждый студент может потерять мотивацию к обучению. Мы повышали ее субботними посиделками с пиццей, в перерыве между лекциями. Устраивали нетворкинг между группами, чтобы студенты знакомились друг с другом, а также в неформальной обстановке обсуждали насущные моменты в разработке вместе с преподавателями. Особенно эта проблема стала актуальной при переходе в онлайн. Введение интерактивов и дискуссий на лекциях стало необходимостью, это потребовало переработки взаимодействия преподавателя на занятии, а также более плотного взаимодействия через личное общение по телефону и Slack.
  5. Конкуренты. Цифровым привычкам пришлось конкурировать с предложениями от крупных банков и цифровых компаний. На третьем потоке мы столкнулись с тем, что кандидатам, которых мы рассматриваем на обучение, делают оффер на стажировку или Junior позицию уже после первого собеседования. И многие потенциальные кандидаты на это соглашались. Эту проблему мы никак закрыть не могли, так как, немногие были серьезно настроены на 2 месяца обучения, а переубеждать их – чаще всего пустая трата времени.

За 10 месяцев с запуска нашего образовательного центра мы успели:

  • Провести 6 потоков обучения Java
  • Разработать собственные программы подготовки для Системных аналитиков и JavaScript разработчиков, провели тестовые группы, а также получили обратную связь
  • Разработать программу по iOS и Android разработке и готовимся к запуску тестовой группы
  • Разработать и запустить программу подготовки к сертификации Java SE 8 Programmer OCA

Почти за год наши курсы прошли 80 специалистов. Они повысили свои навыки и получили повышение зарплаты. Сейчас мы активно растем и расширяем линейку наших образовательных продуктов. Наличие образовательного центра стало нашим конкурентным преимуществом при выборе компании на рынке труда, так как наше обучение бесплатное для всех сотрудников.

Теперь маленькое саммари для компаний, которые хотят запустить внутренние курсы:

  1. Изучайте требования рынка, чтобы правильно поставить цели обучения. Грамотно поставленные цели на обучение непосредственно связаны с бизнес целями компании. Четко определите, какой результат обучения вы видите, что это даст вашей компании и сотрудникам. В нашем случае цель – подтянуть кандидатов с рынка для работы у нас в компании.
  2. Преподавательский состав должен состоять из людей с большим практическим опытом в области и умением донести его другим. К нашим курсам мы привлекли наши сотрудников и экспертов рынка в области разработки банковских продуктов.
  3. Изучайте целевую аудиторию, чтобы понимать их проблемы и закрывать и потребности. Это поможет сформировать правильное ценностное предложение, повысить конверсию и доходимость курса.
  4. Определите, что вам важно: размер воронки или качество кандидатов. Чем сложнее и уже вы делаете воронку отбора, тем более мотивированные кандидаты придут на ваш курс и обеспечат высокую доходимость.
  5. Привлекайте студентов к совершенствованию курса и работайте итерационно. Мы собираем обратную связь после каждой лекции, и по окончании каждого потока обсуждаем ее с командой образовательного центра. Это помогает нам не только совершенствовать курс, но и повышать учебные показатели на каждом новом потоке.
  6. Правильно подберите модель разработки курсов. Отталкивайтесь от ваших бизнес задач, ресурсов и ограничений. В нашем случае необходимо было быстро проверить гипотезу и сразу запуститься, поэтому для наших целей мы выбрали SAM 2.
  7. Двигайтесь маленькими шагами, не раздувайте штат. Для создания первой итерации курса вам потребуется менеджер с опытом в сфере обучения, помощь одного рекрутера, 5 преподавателей и воронка отбора. В дальнейшем масштабируйте эту историю, привлекая других специалистов, как только поймете, что ваша гипотеза работает.
44
2 комментария

Я был одним из тех, кто попал в первую группу. Очень приятная  ламповая атмосфера оффлайн занятий, особенно после долгой самоизоляции. Актуальная, полезная информация на занятиях и ничем не заменимое личное общение с преподавательским составом.Так вышло, что я был одним из тех, кто ушел другой дорогой после ЦП, но с теплотой вспоминаю преподавателей, руководителей и ребят, с которыми виделись на занятиях. Стараемся поддерживаться связь.🙂

Ответить

Миш, такой теплый комментарий, распечатаем и повесим на стену, как напоминание) 

Ответить