Плов - больше, чем еда!

Плов больше, чем еда!
Плов больше, чем еда!

Много тысяч лет назад прием пищи был для человека важным событием, человек к этому процессу относился очень серьезно, постепенно превращая его в ритуальное событие.

Не было гарантии, что человек доживет до следующего приема пищи. Люди трапезу начинали с молитвы, благодаря Всевышний Силы за еду на столе и желая благополучия. С древних берет свое начало культура молитвы перед едой.⠀Человек стал «обменивать» еду на молитвы. Коллективная молитва намного сильнее, чем индивидуальная. Считаем, что именно эта традиция, положила начало культуре угощения.

Человек делился самым дорогим - пищей, получая взамен молитву. В Узбекистане, и на Востоке, этот обычай ярко выражен.⠀

Плов-ош сопровождает узбеков в протяжении всей его жизни. Плов готовят при рождении ребенка (акика оши), в связи с обрядом обрезания мальчиков (суннат туйи оши), в связи с обрядом начало брака (фотиха туйи оши), в связи с провождением девушек в дом жениха (киз оши), в связи с бракосочетанием для мужчин (никоҳ оши), в связи с бракосочетанием для женщин (хотин оши), после бракосечетания, только для друзей жениха (куёв оши), в связи с рождением ребенка и проведением обряда «бешикка солиш» (бешик туйи оши), в связи с поминкой, после смерти (эхсон оши), в связи с годовщиной смерти (йил оши). На этих мероприятиях угощают гостей пловом и другими блюдами, гости приходят и присоединяются к молитве, желая молодожёнам сладкой и богатой жизни, достатка и побольше детей. Традиционно так проходят юбилеи, дни рождения, семейные праздники и другие мероприятия.

И так исторически сложилось в Узбекистане, что основным блюдом для угощения стал Плов!

Также плов имеет и социальные функции:

• укрепляет семью;

• поддерживает и укрепляет отношения среди друзей и коллег;

• объединяет родственников;

• обеспечивает и сохраняет дружеские отношения между соседями;

• обеспечивает чувства идентичности общества.

Обычно в семье плов готовится женщинами, а большие пловы, предназначенные для большого количества людей готовятся мужчинами. В некоторых областях в общественных приемах пищи женщины и мужчины принимают участие отдельно. Это связано национальным менталитетом. Во многих семьях как девочек, так и мальчиков с малых лет обучают приготовлению плова. Несмотря на все эти особенности все слои населения очень любят плов и с удовольствием участвуют в мероприятиях, торжествах и обрядах с присутствием плова.

В элементе плов воплощены все пять областей нематериального культурного наследия:

• устные традиции и формы выражения (в процессе подготовки, трапезы и послетрапезных общениях имеет места использования поговорок, рассказ историй, легенд, эпосов, примеров устного народного творчества);

• исполнительские искусства (во время проведения семейных обрядов, общенародных праздников, гуляний обязательно участвуют ансамбли карнай-сурнай, во время трапезы поют певцы и сопровождают их традиционные ансамбли);

• обычаи, обряды, празднества (во время подготовки и трапезы имеет место большое количество обрядов, связанных с культурой поведения);

• знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной (сам процесс и технология подготовки усовершенствован в связи человека с природой, то есть человек приспособился готовить себе пищу посредством огня);

• знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами (в приготовлении и подачи плова повсеместно используются продукты традиционного ремесленничества).

Поэтому для нас, Плов - это больше чем блюдо!

И Мы постараемся передать нашим Слушателям Философию Плова!

реклама
разместить
Начать дискуссию