Как подготовиться к деловой встрече: 5 секретов профессионалов

Многое в деловом общении зависит не только от вашего профессионализма, но и от того, какое впечатление о себе вы создаете у коллег, руководства, партнеров, клиентов. Часто его формируют невербальные вещи — уверенность в себе, внимательный взгляд, улыбка, рукопожатие, манера одеваться. Сверьтесь с нашим чек-листом перед важной встречей, чтобы не позабыть о важных мелочах, от которых может зависеть результат переговоров.

Встречают по одежке

Как подготовиться к деловой встрече: 5 секретов профессионалов

Одежда влияет не только на то, как нас видят собеседники, но и на то, как мы себя им подаем. В эксперименте, описанном в The Journal of Experimental Social Psychology, ученые попросили две группы студентов облачиться перед семинаром в белые халаты. Одним сказали, что это халаты медиков-лаборантов, вторым — что это одежда художников. Оказалось, что студенты из первой группы внимательнее слушали материал и живее участвовали в его обсуждении, чем те, кого сразу определили в «творческие личности». Поэтому задумайтесь о том, что надеть на деловую встречу. Так, строгая одежда поможет вам говорить взвешенно и мыслить рационально. Но при этом нужно найти баланс между формальностью наряда, его удобством и тем, насколько он подходит к предстоящей ситуации. Одно дело, если вы встречаетесь с советом директоров банка. И совсем другое — если вам предстоит провести собеседование с группой стажеров-программистов, которых излишняя консервативность вашего внешнего вида может лишь отпугнуть.

Опрятность и чистота

Как подготовиться к деловой встрече: 5 секретов профессионалов

Личная гигиена не менее важна для нормальной коммуникации с другими людьми, чем подходящая одежда. Вымойте перед встречей голову, сделайте ненавязчивую укладку и при необходимости макияж, приведите в порядок ногти на руках, почистите зубы, воспользуйтесь дезодорантом и легким парфюмом. Часто, конечно же, эти вещи мы делаем уже на автомате, но, если встреча для вас волнительная и ваши мысли занимает только то, как она пройдет и к чему приведет, есть риск вспомнить, что вы что-то из этого забыли в самый неудобный момент. Незадолго до встречи пожуйте жевательную резинку — это поможет вам расслабиться (жвачка снимает волнение и избавляет от стресса) и даст повод не беспокоиться о свежести дыхания при разговоре на близкой дистанции. Используйте жевательную резинку без сахара, тогда в плюсе останутся все, включая ваши зубы и десны, которые будут защищены от кариеса. И помните, что здоровая, открытая улыбка — лучший способ встретить собеседника и расположить его к себе с первых минут общения.

Следите за мимикой и жестами

Как подготовиться к деловой встрече: 5 секретов профессионалов

Язык тела действительно важен, ведь часто несознательно мы считываем его сигналы и именно по ним делаем выводы о человеке. Поэтому обращайте внимание на свою позу, выражение лица, осанку, жесты — даже когда вам кажется, что вы сейчас не в центре внимания и на вас никто не смотрит. Держите спину прямо, а руки — в зоне видимости других участников встречи. Хилари Блэр, генеральный директор американского коучингового центра Articulate Real & Clear советует избегать «закрытой» позы со скрещенными на груди руками, а также не прятать ладони в карманы. Просто стойте расслабленно, держите ладони и корпус чуть развернутыми к собеседникам — так вы дадите деловым партнерам понять, что вам стоит доверять. Кроме этого, не стоит забывать о маленькой хитрости — об «отзеркаливании» позы собеседника. Между людьми, которые повторяют позы друг друга, возникает ощущение комфорта и взаимопонимания.

Обратите внимание на вашу речь

Как подготовиться к деловой встрече: 5 секретов профессионалов

Ваша речь, как и все прочие составляющие имиджа, должна выражать уверенность и уважительное отношение к собеседникам. Для этого стоит выбрать неторопливый темп речи, четко артикулировать слова, говорить достаточно громко, но без перенапряжения голосовых связок. Стоит заранее потренироваться перед зеркалом — а еще лучше записать себя на видео, посмотреть его и проанализировать, над чем стоит поработать. Если у вас не встреча тет-а-тет, а совещание, попробуйте воспользоваться следующим советом. Перед тем, как взять слово, стоит сделать вдох, обвести глазами аудиторию и выдержать паузу в две-три секунды. Такой трюк предлагает Илья Кретов, генеральный директор eBay в России и на развивающихся рынках, в своей книге «Я — CEO». Техника поможет вам успокоиться, а на публику произведет впечатление того, что перед ней — внимательный спикер, которому не все равно, с кем он имеет дело.

Приходите во всеоружии

Как подготовиться к деловой встрече: 5 секретов профессионалов

Есть негласное правило: все самые важные переговоры случаются возле кулера или во время кофе-брейка. Неформальные коммуникации действительно важны. Они помогают завязать новые знакомства, дают вам шанс закрепиться в памяти у человека, контакт с которым вам важен. А в самом начале деловой встречи они сближают и позволяют растопить лед между незнакомцами. Но чтобы не обсуждать погоду во время этих коротких разговоров «ни о чем», приходите на встречу подготовленными. Узнайте больше о своем собеседнике, его увлечениях, хобби. Зайдите в его соцсети и посмотрите, в каких местах он отмечается, какие фотографии размещает, какие фильмы смотрит и музыку слушает. Возможно, выяснится, что он, как и вы, увлекается футболом или арабской каллиграфией. Это поможет сделать разговор более содержательным и найти между вами что-то общее. А в результате вырастают ваши шансы на успешный исход встречи.

Начать дискуссию