Флаг России
Накануне в России широко отметили праздник национального Государственного флага. Мы в брендинговом агентстве ГЕНШТАБ★КБ не можем пройти мимо этого ЗНАМЕНАтельного события, ведь флаг, в нашем понимании, является важнейшим коммуникационным инструментом, несущим в себе определенный набор символов, смыслов и значений, которые транслируются на широкую аудиторию, а также ключевой константой для выстраивания ассоциативного ряда и формирования представлений о бренде государства.
Принципы, которым подчиняется «флагостроительство», закреплены такими дисциплинами как геральдика и вексиллология. Как иероглиф или слово, состоящее из букв, имеют определённое значение, так и цвет, форма, положение графических элементов на флаге несут определённые смыслы и их наборы. Как товарный знак призван отразить суть бренда, так и флаг должен сообщать наблюдателям все основные идеи, черты, особенности страны, которой он принадлежит.
Вокруг вида действующего флага Российской Федерации существует множество споров, обсуждений и теорий. Сторонники «подкладывают» под него множество позитивных обоснований, а противники - негативных. Историки ломают копья - как, когда, кем и почему всё-таки в таком виде он был принят и насколько правильным является его текущее использование в качестве государственного. Мы, в силу профессиональной направленности и в силу природного любопытства, касались этого вопроса. И в ходе долгих исследований и размышлений пришли к тому, что нам по душе всё-таки так называемый «Имперский флаг». Не имеем права трактовать историю и не претендуем на высокий уровень экспертизы в области эмблематики и вексиллологии, но, как нам кажется, достаточно уже того, что, если интерпретировать цветовые (единого стандарта значений цветов для флагов нет, в разных странах один и тот же цвет имеет свою смысловую нагрузку, в первую очередь, привязанную к истории) сообщения от нынешнего флага России и Гербового флага Российской империи, то получится, что первый, в самой распространённой трактовке, говорит нам про: «Мир, чистоту, непорочность, совершенство, веру и верность, постоянство, энергию, силу и кровь, пролитую за Отечество».
Тогда как имперский про: «Великую Державу на востоке, стабильность, крепость, незыблемость исторических границ огромного государства от Балтийского моря до Тихого океана, чистоту, духовность, устремление к нравственному совершенствованию и твердости духа, преемственность и сохранение в чистоте веры, великую, бескорыстную жертвенность за Отечество».
Как нам кажется, такая смысловая нагрузка уже говорит в пользу чёрно-жёлто-белого варианта. Дополнительно проведя простой анализ в соответствии с психологией цвета, получаем следующие результаты:
Бело-сине-красный = чистота, простота, невинность и минимализм, общительность, надежность, спокойствие и честность, страсть, азарт и энергия. Что-то поверхностное, простое, доброе и слабое транслируют нам эти цвета. Миролюбивое и беззубое, не могущее за себя постоять, поэтому предпочитающее дружить и заискивать, а не бороться и побеждать.
Чёрно-жёлто-белый (чёрно-золотисто-серебристый) = изысканность, официоз, роскошь, серьёзность, уверенность, оптимизм, жизнерадостность, сияние, чистота, стремление к свободе и попытка преодолеть все ограничения, простота, невинность и минимализм. Такой набор смыслов демонстрирует нам нечто благородное, гордое, уверенное в себе, серьёзное и чистое, надёжное, энергичное, самостоятельное и свободное.
Более того, первоначальное использование действующего флага России в качестве символа для торгового флота - не самая лучшая ассоциация. Сведение национальной идеи к коммерции (хоть и в одной из интерпретаций) - плохая задумка для государства и народа.
И, конечно же, мы не могли дополнительно не отметить того факта, что цвета, так подходящие, по нашему мнению, флагу нашей страны, до сих пор используются на штандарте начальника Генерального штаба РФ.