Почему вы неправильно планируете в своем бизнесе и как это исправить

Представьте, что вы выходите на работу в компанию и заранее знаете, что проработаете в ней, скажем, год. Какие цели на этот период вы будете достигать?

Составить сильную стратегию - сложная задача. А чтобы сотрудники ее еще и реализовали...
Составить сильную стратегию - сложная задача. А чтобы сотрудники ее еще и реализовали...

Исходя из того, что речь идет всего про год, нужно показать быстрые, внушительные результаты, которые можно будет написать в резюме, озвучить публично на конференции и т. п. Если в компании бонус привязан к результатам, то такие цели станут еще более разумными: вы быстро увеличите, например, число новых клиентов в месяц на 20%, получите внушительный бонус и станете героем.

Но как вы будете достигать такую цель?

Компания не ваша и вы с ней ненадолго, цель вполне конкретна и не допускает трактовок вроде «заложить основы роста на следующие годы». Надо просто поднять на 20% продажи. Что делать?

Скорее всего, из всех возможных вариантов и сценариев вы выберете так называемые «performance» варианты, то есть те, которые направлены на измеримый, явный и конкретный результат. Например, можно придумать услугу, что новые клиенты первые 9 месяцев получают в подарок от компании приятный бонус за ее счет. Привлечет ли это больше «халявщиков»? Скорее всего. Выполните ли вы свою цель и получите ли бонус? Конечно.

Почему вы неправильно планируете в своем бизнесе и как это исправить

Еще можно проигнорировать то, что это касается увеличения затрат, например, если это фитнес-клуб — никто не мешает продать на 20% 30% или даже на 100% больше абонементов. Какая разница, что там будет с качеством услуги, если мы просто намного поднимем число клиентов. Система же как-то справится? Да, могут начаться перебои, клиенты могут начать жаловаться, инфраструктуры может не хватить, а менеджеры будут отвечать пользователям вдвое дольше.

Цель-то у вас не в том, чтобы сохранить качество сервиса, ваша цель — на 20% поднять продажи, потому что именно за это вам дадут бонус. А за снижение качества сервиса никто бонус не отнимет. Логика железная?

Получается, что подобная система, при которой все пытаются получить выгоду в относительно короткий период, побуждает менеджеров выбирать пути, которые быстро дают хороший измеримый результат, но никак вообще не связаны с будущим. «После нас — хоть потоп». Каким будут продления абонементов того фитнеса в следующем году после такого качества?

Да какая разница!

Новый менеджер, который придет на это место, будет в ужасе. Ему тоже поставят цель вырасти еще на 20%, но система уже будет трещать по швам из-за ваших решений. Однако как он будет действовать? Аналогично: надо обеспечить минимально удовлетворительное качество и применить еще более драконовские способы, чтобы искусственно нагнать новых клиентов. И ситуация станет еще хуже.

Почему вы неправильно планируете в своем бизнесе и как это исправить

Рассказанное мною — это типичная ситуация в бизнесе, горизонт планирования которого из-за турбулентно меняющейся жизни и обстановки последние лет сорок так и не достиг даже нескольких лет. Да и в целом большинство наемных сотрудников мыслят в такой парадигме. Это не их бизнес, завтра они уволятся, а разбираться будет кто-то другой.

Ну хорошо, с наемными понятно, а что акционеры?

Акционеры хотят роста стоимости компании и желательно одновременно с дивидендами. То есть нужно выжимать деньги из компании сейчас, но при этом чтобы стоимость компании не падала, а росла. А как растет стоимость компании? Она зависит от оценки того, куда компания вырастет завтра и сколько будет там зарабатывать. Если мы растем быстро сегодня — то можно предположить, что это сохранится, и поэтому капитализация растет в зависимости от того, какие мы показываем результаты именно сейчас. Не завтра реально, а сейчас.

Упрощенно, но именно так мыслит нерациональный «сумасшедший» рынок акций. Посмотрите — там полно компаний, стоимость которых оценивается в 100 годовых прибылей (то есть чтобы окупить вложение в такую акцию надо подождать всего-то какой-то ВЕК). Такая оценка сложно поддается логическому объяснению, но именно столько стоят эти компании сейчас.

Вот и получается, что акционеры (особенно «пассажиры», спекулянты) заинтересованы тоже показывать красивые цифры СЕЙЧАС, а не думать о будущем. «Если что, продам подороже и выйду на пике».

Почему вы неправильно планируете в своем бизнесе и как это исправить

Получается, что все и заинтересованы в быстром эффекте?

Более того: людей, которые управляют компаниями в этой схеме на высоком уровне в таких условиях, так и называют «эффективные менеджеры». Правда, в кавычках :) И кавычки тут именно потому, что эффективны они в том, как выжать побольше сейчас, часто лишив бизнес будущего.

Надо показать увеличение доли рынка, рост числа пользователей и клиентов, среднего чека и т.п. И что там будет через 5 лет — да кого оно волнует — результат ждут сегодня!

Оговорюсь лишь, что не все менеджеры таких компаний так думают — данная ущербная логика присуща именно «эффективным».

Компании, управляемые в такой модели, становятся «выжигателями» ресурсов и структуры, которая была заложена предыдущим менеджментом. Они не пытаются ставить цели на 5-10 лет. Им все равно (даже если они это понимают), что нельзя просто так увеличивать число клиентов, нужно закладывать такую модель роста, которая автоматически приведет компанию к успеху потому, что сама логика ее сервисов и продуктов ориентируется на длинную перспективу. Слишком долго, рискованно, результат нужен сегодня!

Почему вы неправильно планируете в своем бизнесе и как это исправить

Для того, чтобы красиво выглядеть на рынке и в целом как-то отвечать на вопрос о стратегии, руководство таких компаний проводят (раз в году) стратегические сессии или нанимают крутых консультантов для разработки долгосрочной стратегии. Но потом эти стратегии разбиваются на генерируемых из них KPI в виде четких performance-задач вроде той про 20% увеличения числа клиентов, и люди, которые начинают делать саму работу, — это те самые, которые пришли сюда «пересидеть годик-другой». Круг замыкается.

Кейс из практики

У меня был случай, когда я работал с компанией, управляемой такими «эффективными менеджерами» без доли, но с большими карьерными амбициями.

Все по классике, описанной выше: топы привлекли меня для того, чтобы помочь миддл-менджменту выполнить стоящие перед ними задачи ближайшего квартала. Я дошел до них и узнал, что все уже готово — необходимый экстенсивный рост случится сам собой.

Вот только эти миддл-менджеры видели то, чего в упор не хотели видеть «эффективные» топы: клиенты с каждым днем становились все недовольнее, качество сервиса деградировало и общее впечатление от бренда чернело.

Они понимали, что делают плохой продукт и сервис, а мечтали создавать то, чем самим хотелось бы пользоваться каждый день. Поэтому все идейные люди в команде задавались вопросом: зачем мы здесь? Сильные рефлексирующие сотрудники понимали, что участвуют в групповом надувании лошади на продажу, и сразу же как я пришел взмолили о помощи это остановить. Их попытки объяснить это руководству ни к чему не привели.

Понимая, что проблема тут гораздо выше и глубже, на уровне, куда мне не добраться из точки, с которой я зашел, я все же решил рискнуть. Вернулся к заказчику и рассказал ему ситуацию как есть, без попыток как-то ее приукрасить и подсластить.

Печальный финал был ожидаем. И он не в том, что мы перестали сотрудничество, а в том, что из компании в следующие полгода все эти менеджеры уволились, сделав свой выбор, а компания, формально показывая новые высоты, стала проигрывать позиции на рынке.

Какие выводы отсюда нужно сделать для себя и своего бизнеса?

Во-первых, когда вы планируете что-то, горизонт должен быть длинным. Если он будет короткий, то решения вы выберете в перспективе губящие, а не лечащие. Это важно даже когда вы просто работаете продактом: подумайте на несколько лет вперед и вы можете удивиться, как сильно поменяется план действий. Например, при планировании на полгода вы будете просто пытаться на 10% поднять какую-то метрику, а если посмотрите на 5 лет вперед — поймете, что это бесполезно, так как скоро кончится потенциальный достижимый рынок, и нужно начинать строить новый продукт для другой аудитории. Уже сейчас начинать!

Во-вторых, ваши сотрудники, партнеры и вообще все люди, с которыми вы работаете, должны иметь сбалансированную модель мотивации, которая бы не допускала «стахановских» переработок в одном направлении при потерях в другом. Они все должны понимать, знать и быть мотивированы на долгосрочную перспективу, и уже затем — на привязанную к этому краткосрочную. И в случае, если эти цели вступают в конфликт — у них должен быть выбор, они должны иметь возможность на это повлиять.

Помню, как спорил с одним продактом о том, что ему на текущем этапе нельзя уходить в агрессивную монетизацию его масштабного продукта только потому, что «такое задание спустили сверху». Агрессивная монетизация замедлит органический рост его системы, так как весь качественный контент будет перетекать туда, но желающих купить будет все равно однозначное число процентов, а значит обычные люди, которые и обеспечивали интерес его продукта просто своим присутствием в нем, будут не находить для себя «бесплатной» ценности и продукт замедлит свой рост, а затем может зачахнуть. Вспомните, как таким образом умирали разные сервисы, которые вдруг покрывались кучей рекламы и платных функций.

В-третьих, чтобы все это работало, нужна единая система целей, принципов и правил поведения, где сотрудники будут поощряться думать на будущее. Например, их главной метрикой может быть клиентоориентированность и удовлетворение потребностей клиента в будущем. В моей любимой книге Карла Сьюэлла «Клиенты на всю жизнь» описана такая модель, внедренная еще в 1980-е годы в сети автосалонов США. Обязательно посмотрите ее как пример, пусть и романтизированный, но верно задающий вектор мышления. У нас такое применяется, например, во ВкусВилл, так построили Тинькофф, таким всегда был Яндекс. Кстати, последние 2 компании поменяли собственников и это может привести к изменению модели управления, которое даст хороший буст всех показателей (примерно сравнимый с тем, что лошадь со всей силы пришпорили и она во весь дух помчалась, достигая неведомых до этого скоростей), а потом приведет к тому, что случится сначала стагнация, а потом и падение (лошади в пене). Впрочем, это можно воспринимать как испытание для этих компаний, которое должно сделать их только сильнее, так как корпоративный дух, заложенный в этих прекрасных без оговорок компаний, должен выстоять все изменения, а компании станут только лучше.

В-четвертых, есть люди, которым не все равно. Выше я описал такой кейс. Такие люди не будут работать в системе, которая «надувает лошадь». Они сбегут. И найдут то место (или его даже создадут), где можно будет создавать классное будущее без всяких оговорок. Нанимайте таких! Люди — главное в подобных системах, где «не все равно». Лишь небольшой процент хотят творить, создавать, они — основа для будущего. И без них вы вряд ли построите великое. Ищите таких людей и привлекайте их к себе, а потом не ломайте.

Summary

От горизонта планирования будет зависеть, какие решения вы примите.

Не пытайтесь планировать на день, месяц или даже год.

Планируйте на годы, десятилетия. Это позволит построить устойчивые, сильные бизнесы, классные коллективы, создаст великолепные продукты и сервисы для людей, приведет в конечном итоге к развитию человечества в целом.

Да и ваши жизни сделает намного более успешными, если примените такой подход к ним.

77
2 комментария

Я тоже цели обычно на год закладываю, так рациональнее и прагматичнее в реалиях бытности

Ответить

Для планирования советуем использовать таск-трекер. Он позволяет установить цели и сроки выполнения для каждой сферы жизни, и привязать к каждой цели задачи, чтобы упростить достижение

Ответить