Преимущества единой цифровой платформы для управления общественным транспортом региона

Экспертное мнение Максима Исаева, заместителя генерального директора компании «Датапакс».

В большинстве регионов России низкий уровень развития пассажирского транспорта и это - острая социальная проблема. Смотрите сами: 3/4 от всех передвижений населения на общественном транспорте — это поездки на автобусах, трамваях, троллейбусах, средний возраст парка – более 15 лет, а степень износа более 70%. Большая часть дорожной инфраструктуры находится в аварийном состоянии, маршрутные сети развиты слабо, востребованные направления дублируются, а социальные маршруты могут не выполняться. Прибавьте к этому непроработанные тарифы и отсутствие контроля качества выполнения транспортных услуг.

Максим Исаев, заместитель генерального директора "Датапакс"
Максим Исаев, заместитель генерального директора "Датапакс"

Как все устроено сейчас?

Существующая (распространенная) транспортная модель города или региона подразумевает большое число перевозчиков и операторов. Коммерческая эффективность перевозчиков напрямую зависит от числа перевезенных пассажиров, поэтому мы наблюдаем опасные гонки на дорогах, борьбу за пассажирский трафик и появление «собственных» коммерческих тарифов у различных игроков, что являются следствием недобросовестной конкуренции.

Перевозчики самостоятельно составляют и выполняют расписание движения, зачастую делают это некачественно и только из собственных экономических соображений, так как других показателей эффективности, например, учитывающих интересы граждан-пассажиров, у них нет.

Коммерческая эффективность перевозчиков напрямую зависит от числа перевезенных пассажиров, поэтому мы наблюдаем опасные гонки на дорогах, борьбу за пассажирский трафик и появление «собственных» коммерческих тарифов у различных игроков.

Одна из серьезных проблем – теневая экономика перевозок, каждый участник рынка внедряет свою систему оплаты проезда, собирает и предоставляет неполные данные. Отследить можно только поступления средств по муниципальным маршрутам, на которых пассажиропоток настолько незначительный, что делает такие перевозки сильно убыточными. У региона часто нет точного понимания по объемам билетной выручки, количеству проездов, в том числе и социальных групп граждан.

Страдают и пассажиры. Помимо перечисленных проблем с транспортом и маршрутами, горожанам недоступны сервисы планирования поездки, часто в регионах отсутствуют бесшовные пересадки на различных видах транспорта и единое тарифное меню.

Все перечисленные факторы и сама система работы в ее текущем виде приводят транспортный сегмент в упадок. Власти и перевозчики иногда пытаются исправить ситуацию точечными действиями, которые не дают ощутимых результатов из-за отсутствия комплексного подхода к развитию общественного транспорта и отсутствия достоверных данных для принятия взвешенных управленческих решений.

Шаг 1: смена фокуса и брутто-контракты

Качественные изменения должны начинаться с понимания того, что общественный транспорт - это, по сути, услуга, которую регион/город оказывает жителям. И сейчас, когда эта услуга регулируется свободным движением рынка, мы видим конкуренцию перевозчиков за пассажира, которая ведет к снижению уровня безопасности и комфорта, и, как следствие, привлекательности общественного транспорта для населения. Главная задача перевозчиков, в существующей парадигме - перевезти как можно больше пассажиров за отведенный период времени и если просто обновить подвижной состав, большинство проблем никуда не денется.

Для региона или города важно сместить фокус - конкуренция перевозчиков должна быть за качественное выполнение километра транспортной работы.

Чтобы действительно добиться результатов, надо действовать системно: одновременно пересматривать маршрутную сеть, тарифную политику и контрактные взаимоотношения с перевозчиками, разрабатывать планы развития инфраструктуры. Один из методов комплексного решения проблемы - внедрение единого регионального или городского оператора, который будет отвечать глобально за все. За мониторинг транспортных средств, платежную часть, выявления безбилетного проезда, управления службой контролеров.

Для региона или города важно сместить фокус - конкуренция перевозчиков должна быть за качественное выполнение километра транспортной работы. Как этого добиться? Только за счет перехода на брутто-контракты, когда оплата перевозчику производится по объему выполненной транспортной работы, а билетная выручка поступают в бюджет.

Т.е. брутто-контракты – это как раз основа такой комплексной сбалансированной системы, которая позволяет организовать эффективную экономику городского общественного транспорта. Сейчас такую систему «примеряют» Пермь, Новокузнецк, Пенза, Челябинск, Ростов-на-Дону, Курск, и более года по таким контрактам работает Тверь.

Шаг 2: единое цифровое решение

Из-за того, что инфраструктура общественного транспорта функционирует в регионе не как целостная система, а как набор разрозненных решений, получается, что власти не имеют полноценного инструмента для планирования маршрутной сети и развития общественного транспорта. В результате схемы перспективного развития региона формируются наугад, без точного понимания, как можно перестроить маршрутную сеть, как ее можно оптимизировать, сделать более эффективной и сократить, тем самым расходы бюджета.

Наш опыт показывает: наиболее эффективными преобразования в общественном транспорте становятся тогда, когда вместо точечной цифровизации появляется платформа.

Наш опыт работы в российских регионах показывает: наиболее эффективными преобразования в общественном транспорте становятся, когда многочисленные системы управления различными аспектами деятельности всех видов общественного транспорта в регионе объединяются в единое целое, и когда вместо точечной цифровизации появляется платформа. Мы предложили собирать все системы на единой цифровой платформе «Датапакс», которая обрабатывает, анализирует данные из всех существующих источников – диспетчеризации, навигации, системы подсчета пассажиропотока, системы оплаты проезда и предоставляет цифровые сервисы конечным пользователям, будь то пассажиры, перевозчики или региональные/ муниципальные власти.

В итоге регион может принимать решения об оптимизации маршрутной сети, пассажиры могут планировать поездку онлайн, а перевозчики получают дополнительные сервисы, позволяющие автоматизировать работу своего транспортного предприятия. Мы выявляем с помощью аналитики «больших данных» слабые места, интегрируемся с качественными работающими системами, если чего-то не достает – дополняем, даем комплексное решение под ключ. Предлагаем лучшее решение, внедренное и работающее в регионах РФ, проверенное федеральными регуляторами.

Хорошим примером, который показывает эффективность комплексного подхода, является Тверь. Как уже было сказано ранее, регион более года работает по брутто-контрактам и использует цифровую платформу. По итогам первого года в Тверской области среднее время пассажиров в пути сократилось на 10%, каждый третий житель региона установил мобильное приложение, которое используется для планирования маршрута. Выполнение расписания повысилось - более чем 98%, а доля оплаты банковскими картами достигла более 46%. За счет выведения перевозчиков из экономической тени значительно выросли налоговые поступления в региональный бюджет — в 4 раза. Стремительно выросла доля безналичной оплаты проезда — 4 из 5 поездок оплачиваются безналичным способом, а за счет оснащения каждого автобуса высокоточными датчиками и внедрения системы выявления безбилетного проезда с автоматическим управлением контролеров, в 2 раза снизилось число безбилетных пассажиров.

Комплексный подход к развитию общественного транспорта и внедрение инновационных цифровых решений в области управления транспортом способны обеспечить высокое качество транспортной услуги для пассажиров.

55
Начать дискуссию