Брендинг, бренд и айдентика – в чем их разница
Это настоящая тема для жарких споров в комментариях. Во время написания статьи, мы пересмотрели десятки материалов, многие из которых противоречили сами себе, а комментаторы устраивали битву не на жизнь, а на смерть, пытаясь отстоять свою позицию и победить в импровизированном состязании :) Не смотря на такую неоднозначную и "опасную" тему, мы все-таки решились разобраться, "кто такой этот ваш брендинг".
Начнем с того, что брендинг, айдентику и бренд можно рассматривать с разных сторон, в зависимости от того, какой именно специалист их разрабатывает. В идеале, маркетолог, аналитик, копирайтер, дизайнер и бренд-менеджер должны работать в одной команде, вместе создавая фирстиль, составляя ценности и разрабатывая TOV. Каждый из них ответственен за свою область, а уже в результате, общие усилия могут привести к чему-то по-настоящему стоящему. Поэтому, лучше всего работать в команде. Но это было лирическое отступление, теперь поговорим о самих понятиях, будем разбираться вместе.
Бренд – нечто эфемерное
Бренд – это эмоции, образы, ценности, ощущения, которые появляются у человека после покупки или возникают при взгляде и даже мысли о бренде. В сознании покупателя могут возникать диаметрально противоположные мысли и ассоциации, когда он думает о разных брендах.
Бренд может быть “пропуском” в определенную социальную среду, быть частью субкультуры (например, Converse, Dr. Martens) или же быть маркером финансового благосостояния. Когда вы смотрите на человека, одетого в бренд Balenciaga, вы делаете вывод не только о его статусе, но также можете неосознанно переносить некоторые ценности и характер бренда на владельца вещей. Так, использование того или иного бренда, может заставить еще незнакомого человека думать о вас определенным образом, сложить “предварительный характер” и отношение к вам.
Брендинг – процесс
Если бренд – результат, уже сложившийся образ и совокупность ассоциаций и ощущений, то брендинг – процесс создания этих самых ценностей, образов и эмоций. Как мы говорили в начале, в этом процессе участвует целая команда специалистов, где у каждого своя роль и задача. У брендинга есть свой вектор, по которому он двигается, эволюционирует, меняется. Это длительный и довольно сложный процесс. Если брендинг выполнен качественно, то у человека, при упоминании о бренде, должны возникнуть яркие и выраженные ассоциации и эмоции. Причем они должны соответствовать изначальной задумке создателей.
У брендинга есть свои этапы:
1. Исследование
Анализ или исследование – первый и очень важный этап. Обычно им занимаются маркетологи-аналитики. На этапе исследования, изучается рынок, конкуренты, аудитория, факторы риска, тенденции и перспективы развития бренда в соответствии с текущей ситуацией и внешней средой. Проще говоря, исследуется абсолютно все, что прямо или косвенно может повлиять на бренд.
2. Создание бренд-стратегии
Бренд-стратегия – это план, в который входят коммуникационные каналы (сайт, соцсети, СМИ), где будет присутствовать бренд, рекламные кампании, контент-план, TOV и многое другое.
3. Создание фирменного стиля
Сюда входит создание визуальных и вербальных составляющих, пользовательского интерфейса. Например, нейминга, логотипа, слогана, мерча, оформление сайта и соцсетей.
4. Структуризация
Это создание стандартов бренда: гайдлайн, брендбук, мерчбук или же руководство по работе с фирменным стилем. Зачастую это просто разные названия одного и того же – свода правил, по которому должны использоваться уникальные атрибуты и стиль бренда, чтобы он оставался узнаваемым и чтобы не искажался задуманный изначально образ.
5. Внедрение
Финальный этап, на котором происходит реализация бренд-стратегии и фирменного стиля. Начинают активно оформлять и вести соцсети, запускают рекламные кампании, PR-кампании, пишут имиджевые статьи, ищут инфлюенсеров и так далее.
Можно сказать, что брендинг – это процесс передачи потребителю информации о ценностях, характере и других составляющих бренда, из которого и складывается сам бренд. А чтобы человек мог воспринять эти сообщения и стать частью процесса, используются элементы айдентики бренда.
Айдентика – кусочки пазла
Айдентика (corporate ID, brand ID, корпоративная идентичность) – совокупность характерных, ярко выраженных черт, которые делают бренд узнаваемым. При этом воздействие может быть направлено не только на зрение, но и на слух, запах и другие органы чувств. Вспомним узнаваемый запах в магазинах определенных брендов (у каждого он свой).
Айдентика бренда – это отдельные, узнаваемые элементы бренда, из которых и строится образ бренда, а также выстраивается процесс брендинга. Это, своего рода, строительный материал для бренда.
Мы постарались максимально кратко и понятно рассказать о каждом из понятий, чтобы вы не путались в них и могли уверенно использовать каждый из терминов. Пишите в комментариях, если у вас остались какие-либо вопросы и мы с радостью на них ответим!
Также подписывайтесь на наш телеграм-канал "Digital squad". Там мы ежедневно публикуем все важные обновления, новости и статьи, связанные с SMM, рекламой, digital и не только.
Комментарий недоступен
Хорошо что решились написать на эту тему!
Побольше бы таких голосов разума.
Достали уже эти идиоты, рисующие только логотипы, но доказывающие, что они делают "бренды".
Благодарим за фидбек! Разделяем вашу позицию 🤝🏻
А что тут "спорить"? БРЕНДИНГ - создание БРЕНДА, который имеет свою АЙДЕНТИКУ. Тоже мне, бином Ньютона.
Вроде бы понятные вещи, но по 80% статьям в интернете этого не скажешь. Полно противоречий и неправильных трактовок, отсюда и споры :)