Зачем участвовать в олимпиадах и как к ним готовиться: советы от разработчика Яндекса

Участие в олимпиадах становится все более популярным делом. Дипломы победителей не только открывают двери в ведущие вузы на бюджетные места, но и могут сыграть решающую роль при приеме на работу в крупные компании. Готовиться к соревнованиям можно разными способами: в школе, с репетиторами, на специализированных сборах и самостоятельно. Какие из них самые эффективные, и помогает ли достижению цели участие в сменах Олимпиадных школ МФТИ, рассказывает победитель заключительного этапа Всероса, дважды финалист Международной студенческой олимпиады по программированию (ICPC), ныне разработчик Яндекса Андрей Календаров.

Зачем участвовать в олимпиадах и как к ним готовиться: советы от разработчика Яндекса

Андрей, как и когда вы поняли, что программирование для вас − это серьезно?

Я с детства увлекался компьютерами: собирал и разбирал их, экспериментировал с операционной системой. В детстве я даже сломал несколько компьютеров родителей и бабушки с дедушкой.

Однажды летом после 6 класса учитель по информатике позвонила моей маме и попросила передать, чтобы я пришел в школу. Это был июнь, и я очень удивился, ведь были каникулы. Когда я пришел, она предложила мне несколько бесплатных занятий по информатике, сказала, что у меня способности, а у нее есть время со мной позаниматься. Я согласился.

Школьных знаний мне не хватало, поэтому я начал изучать язык С++ в Доме технического творчества молодежи, а после 8 класса меня перевели в профильную школу, Московский химический лицей, он тогда входил в топ-10 школ Москвы. То, что он химический, не значит, что я химией занимался. Я учился в математическом классе. Там мы более углубленно изучали математику, физику и информатику. Без математического мышления заниматься олимпиадами, да и программированием в целом тяжело.

Есть такой стереотип − увлеченные программированием ничего другого не хотят и не знают. Я ему не соответствую. В средней школе я профессионально занимался футболом, но в какой-то момент врачи запретили тренироваться: появились проблемы с коленями. Только из-за этого я полностью поменял мяч на клавиатуру.

А как начали участвовать в олимпиадах?

В лицее учителя настойчиво предлагали нам в них участвовать, особенно в крупных. Моим первым опытом была Московская олимпиада школьников в 9 классе. Мне тогда повезло, я сразу набрал 250 из 500 возможных баллов и стал призером 2 степени.

Эти 250 баллов были нижней границей для попадания на сборы, где готовили к Всеросу. На них мы ежедневно слушали лекции, решали контесты и разбирали их. Точно так же, кстати, обучают в Олимпиадных школах МФТИ.

Чем для вас были Олимпиадные школы МФТИ − учебным интенсивом или, скорее, местом, где можно хорошо провести каникулы и найти друзей по интересам?

Впервые я приехал на смену в 10 классе исключительно прокачаться к олимпиадам, и это получилось − огромное спасибо преподавателям Олегу Христенко и Филиппу Руховичу. Знания, которые они дали, помогли мне и в школьных олимпиадах, и в студенческих.

Но на ОШ не только учатся. Здесь вожатые проводят спортивные мероприятия, интеллектуальные соревнования и игры, мастер-классы организуют, и мне очень нравилось, что на сменах был баланс между тем, что называется «ботать», и всем остальным. Нас никогда не заставляли делать то, что не хочется, можно было выбирать: решать задачки или идти смотреть кино, играть в футбол или настолки.

Многие здесь находят друзей, и я не исключение − с некоторыми держу связь и дружу до сих пор. Это важно для олимпиадников, особенно для тех, кто учится в обычных школах.

А сколько раз вы принимали участие в сменах ОШ?

Посчитать, на скольких сменах я был, сложно. Кажется, я их все посещал. Для меня в то время Физтех был вторым домом − я приезжал сюда, кроме ОШ, на сборы Зимней компьютерной школы, потом на Moscow Workshops.

Андрей, как вы считаете, какой способ подготовки к олимпиадам самый эффективный: занятия с репетитором или школьным учителем, курсы, сборы, или, может быть, все это лишнее и достаточно заниматься самому по учебникам?

У меня в школе были замечательные учителя, но таких, кто мог что-то полезное рассказать для подготовки к Всеросу, не было. С репетитором я тоже не занимался и, честно говоря, очень мало успешных олимпиадников знаю, которые готовились таким способом. На мой взгляд и по моему опыту, самое полезное − заниматься в группе.

Для меня существуют только два вида подготовки – сборы + Олимпиадные школы и самостоятельная работа. При этом самостоятельно заниматься, не имея базы и не зная алгоритмы, невозможно. В Олимпиадных школах как раз эту базу и дают, дальше остается только наращивать ее, регулярно заниматься.

А психологически тоже нужно готовиться? Это важно?

Расскажу историю. Когда я учился в 10 классе, заключительный этап Всероса проходил в Архангельске. Мы приехали, открытие было грандиозное, с непривычки масштаб даже шокировал. Сам контест проходил в огромном зале: 200 компьютеров, все рассаживаются, ожидание минут 10, ничего трогать нельзя. Объявляют начало контеста. Я беру условия задач. Их было четыре. Первая простая, а я ее читаю, и руки трясутся. Несколько минут я даже не мог понять, что написано в условиях. Все, думаю, не решу ничего. Потом успокоился, попил водички и контест пошел хорошо.

Паника в такие моменты – самая большая проблема. На той олимпиаде я прекрасно понимал, что знаю минимум, который нужен для получения диплома, и был уверен, что точно его получу, но в самом начале растерялся. Оставаться спокойным в огромном зале очень сложно, когда вокруг две сотни соперников, которые только и мечтают, чтобы ты написал хуже, а они были на строчку выше.

Мало научиться решать задачи. Важно еще и научиться контролировать свои эмоции.

Каких успехов вы достигли на олимпиадах в школе?

В 10 классе я стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Потом ездил в Болгарию и Румынию представлять Россию на соревнованиях Romanian Master of Informatics и International Autumn Tournament of Informatics.

В 11 классе я хорошо выступил на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по информатике и получил диплом победителя.

А в перечневых олимпиадах участвовали?

Нет, чтобы не отобрать у других ребят возможность победить и получить право на поступление в вуз без вступительных испытаний. Тем более перечневые олимпиады не такие уж сложные, лучше тренироваться на других контестах. Хотя в Открытой олимпиаде, которую устраивает Физтех, я участвовал. Она была за месяц до Всероса, это была такая генеральная репетиция.

Что вам дала победа во Всеросе?

Диплом Всероса дает право поступить на профильные направления в вузы без экзаменов. Нужно только аттестат школьный получить. Самое приятное, что к ЕГЭ не нужно было готовиться. Мои одноклассники страдали: сидели с учебниками, зубрили, нервничали, а меня это все обошло стороной, я занимался тем, что нравится – олимпиадами. В вузе я продолжил тренироваться, готовиться к ICPC.

А сейчас вы участвуете в олимпиадах?

Да, я с первого курса начал готовиться к ICPC. Два раза моя команда проходила в финал. В этом году мы тоже участвовали, но написали не очень хорошо. На чемпионате из-за эпидемиологической обстановки были новые правила: писали на трех компьютерах, а не на одном, и это все равно, что футболистам дать 11 мячей вместо одного. Мы заняли 20 место – не так плохо, но медали не было. В следующем году у нас будет шанс все исправить.

Мои знакомые, которые никакого отношения к олимпиадам по информатике не имеют, крутят у виска пальцем и говорят: «Тебе сколько лет, зачем тебе все это?!» Они не понимают, для чего я по воскресеньям просыпаюсь рано утром и трачу больше пяти часов на контест и его разбор. А для меня подготовка к олимпиадам − это как особое хобби, азартная игра. Это круто и очень интересно.

Андрей, мы знаем, что сейчас вы разработчик в Яндексе. Играют ли какую-либо роль победы в олимпиадах при устройстве на работу и помогают ли во время самой работы?

Благодаря олимпиадному опыту я совсем не боюсь собеседований. На них обычно дают задачи, которые сможет решить большинство успешных выпускников Олимпиадных школ МФТИ.

В Яндексе я занимаюсь базовым веб-поиском: слежу, чтобы он функционировал без сбоев оптимизирую работу сервиса. Все это никак не связано с олимпиадным программированием. А вот моя первая работа появилась именно благодаря ему – еще в школе я начал преподавать, готовить ребят помладше к соревнованиям. На 1 и 2 курсах я вел кружки в двух школах по подготовке к олимпиадам. У меня даже есть ученики, которые стали призерами Всероса. Они, кстати, в ОШ тоже учились.

Вы прошли солидный «олимпиадный путь». Что посоветуете тем, кто только начинает?

Очень важно постоянно учиться! Недостаточно просто приезжать в Олимпиадные школы и слушать лекции. На сменах необходимо решать максимум задач, задавать вопросы преподавателям, если что-то непонятно. Кроме этого, нужно заниматься, заниматься и еще раз заниматься самостоятельно. Ну и по возможности нужно найти групповые занятия, кружок или что-то в этом роде.

Если вы будете много решать и видеть, что у вас получается, и стресса на турнирах будет меньше, проще будет преодолеть волнение и страх.

Чтобы получать дипломы на школьных олимпиадах и в целом быть успешным олимпиадником, нужно по-настоящему любить кодить и решать задачи. Если заставлять себя заниматься через силу – ничего хорошего не выйдет. В жизни вообще нужно делать то, что приносит радость. И если вы получаете удовольствие от олимпиадной движухи, не сомневайтесь – будут и победы!

Начать дискуссию