Аттестация - это не только экзамен

Аттестация – периодическая проверка профессиональных знаний и навыков, предусмотрена Трудовым Кодексом Российской Федерации и в отраслевых нормативных актах. При этом в Трудовом кодексе нет специальной главы или хотя бы статьи, посвященной аттестации.

Аттестация, в зависимости от сферы деятельности организации, может быть обязательной, законодательно закрепленной, а может проводиться по инициативе администрации или работников.

Несмотря на то, что общих для всех правил проведения аттестации законодательство, к сожалению, не содержит, ее последствия, как положительные, так и отрицательные, могут быть для работника весьма существенными. По итогам такой проверки возможно присвоение более высокой квалификация работникам определенных профессий, увеличение заработной платы или премиальных выплат. При неудовлетворительных результатах не исключено решение о понижении уровня квалификации и даже об увольнении сотрудника, не прошедшего аттестационные тесты.

Термин «аттестация» используется в тексте Кодекса в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ и понимается как периодическая проверка квалификации персонала, результаты которой могут служить основанием для его увольнения по инициативе работодателя и в части 3 ст. 82 ТК РФ, где говориться об участии персонала в управлении организацией. Предусматривается обязательное включение в состав комиссии в качестве ее члена представителя выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.

Сегодня в подавляющем большинстве коммерческих организаций никаких профсоюзных, равно как и других, представляющих интересы коллектива работников организаций нет, следовательно практическое значение имеет только статья 81.

Процедурные моменты, спорные положения, а также вопросы защиты интересов аттестуемого при организации и проведении их оценки в ТК РФ не рассматриваются. И в большинстве ситуаций (в особенности в коммерческих организациях) основным автором правил в этой сфере становится работодатель и работники оказываются в неравных с ним условиях. Как ни странно, но работодателю выгоднее иметь в лице работника партнера, а не противника, поэтому он должен серьезно подойти к созданию собственного положения о проведении аттестации работников, других необходимых при аттестации документов и учесть все нюансы особенностей трудовых отношений в организации и нормы законодательства с тем, чтобы аттестованный работник был заинтересован в дальнейшем социальном партнерстве.

Несомненно, сам факт необходимости прохождения некой проверки на профпригодность доставляет работнику определенный дискомфорт, даже несмотря на опыт, знания и уверенность в собственных силах. Этот фактор можно минимизировать, если дать понять аттестуемым (в случае плановой аттестации), что основная цель работодателя не только оценить уровень квалификации работника и необходимость управлять персоналом, но стимулировать его в профессиональном росте и участии в повышении эффективности деятельности всей кампании.

Такими целями аттестации могут быть установление системы поощрений и потребности в повышении квалификации работников, определение уровня квалификации работников для оптимизации процессов производства в дальнейшем или для повышения аттестуемых в должности. При этом важно, чтобы это было известно и аттестуемым.

Аттестация персонала – достаточно сложный и многоэтапный процесс. Зачастую организации, особенно относящиеся к малому и среднему бизнесу, не располагают достаточно квалифицированными специалистами, способными подготовить и провести грамотную аттестацию. В этом случае можно воспользоваться разработанными и проверенными на практика системами автоматизированной аттестации персонала. По ее итогам работодатель будет в курсе реального уровня профессиональных знаний сотрудников, а также на основе объективной информации сможет эффективнее использовать средства материального стимулирования сотрудников. Более того, при проведении автоматизированной аттестации, принимать управленческие решения можно как в период ежегодной аттестации сотрудников, так и при решении различных задач по управлению персоналом: прием сотрудника на работу, подведение итогов по окончании испытательного срока, перевод в другое подразделение, повышение в должности и пр.

Из отечественных сервисов, на который стоит обратить внимание, это система тестирования INest позволяющая автоматизировать проверку уровня знаний работников по профильным направлениям деятельности.

Система позволяет:

  • обеспечивать справочными материалами для подготовки к тестированию;
  • контролировать все этапы оценки знаний;
  • осуществлять распознавание лица экзаменуемого и производит сверку с эталоном
  • анализировать поведенческую модель экзаменуемого при помощи технологий искусственного интеллекта;
  • получить отчет о результатах прокторинга и список нарушений.

Система тестирования INtest разработана на основе опыта отечественных экспертов и используется советами по профессиональной квалификации в социально-трудовой сфере и в сфере строительства.

Система тестирования INtest также может быть использована ВУЗами для проверки знаний студентов и уровня квалификации преподавателей, ведомствами и организациями для аттестации сотрудников.

11
Начать дискуссию