Оптимизация бизнеса для чайников. Как удачно пройти собеседование на оптимизатора?

А точнее, как к нему подготовиться...

Оптимизация бизнеса  для чайников. Как удачно пройти собеседование на оптимизатора?

Однажды я, как и многие трудяги, столкнулся с «ужасной несправедливостью» – серьезность проектов росла, ответственность за результат росла, общий объем проектов рос, количество проведенных часов на работе росли, но уровень дохода оставался на прежнем уровне на протяжении нескольких лет.

Наслушавшись советов многих карьерных консультантов я гордо направился к руководству просить соразмерную прибавку, но в ответ получил неоднозначное «ты в рынке».

Оптимизация бизнеса  для чайников. Как удачно пройти собеседование на оптимизатора?

В размышлениях о уровне рынка я провел тогда пару месяцев, пытаясь понять, что это за рынок и в чем он измеряется. Я штудировал сайты с онлайн-курсами, изучал различные подходы в оптимизации, изучал опыт других оптимизаторов и потихоньку формировал перечень компетенций, которые помогут появившуюся планку перескочить.

Мне всего этого казалось мало. Я хотел иметь конкретный перечень компетенций, которые ценятся на рынке не в теории, а в практике – что именно и как может быть использовано в работе подобного профиля? Что требуется на рынке больше?

Для ответов на эти вопросы я не нашел ни чего лучше, как пройти пару собеседований и изучить фактический спрос.

Важно отметить, что ранее я присутствовал на собеседовании подобных специалистов и знал, какие требования к ним предъявляются.

Оптимизация бизнеса  для чайников. Как удачно пройти собеседование на оптимизатора?

Фокус только на инициативу и успешность ее внедрения

Первые пару собеседований меня только слушали. У компаний небыли сформированы требования, они сами изучали рынок и находились в поисках ответа на вопрос о том, что именно может дать им специалист подобного профиля.

В рамках данных собеседований мне удалось понять только одно – компании интересуют реальные проекты и их результат - что было, что сделано, кто инициировал, как долго делалось, какой подход использовался и, главное, каков был результат. Благодаря этому мною был составлен перечень всех инициированных проектов и рассчитана их эффективность.

На этом этапе я был очень горд проделанной работой. Я впервые за все года работы увидел консолидированный список всех своих проектов и результат от них. Чуть не расплакался ))

Перечень был на столько велик, что полностью о всех проектах мне удалось рассказать всего один раз и собеседование тогда заняло 3 часа, а закончилось назначением новой встречи, чтобы продолжить. Но чаще всего я ограничивался всего парой самых амбициозных проектов, этого было уже достаточно.

Замечу, что на собеседованиях мало кого интересуют кейсы про «меня попросили – я сделал». Это не та область, где вы должны вставать на путь рядового исполнителя. Ваша задача анализировать, самостоятельно искать и решать проблемы в бизнесе еще до того, как вам о них сообщили. Именно успешность выполнения данной задачи вы должны показать на собеседовании.

Если в вашем портфолио мало или вовсе отсутствуют кейсы, где вы сами увидели проблему, сами инициировали изменения и успешно их реализовали, успешность прохождения собеседования мала и лично от себя рекомендую либо, наконец, начать генерировать идеи, либо вовсе уйти в другую сферу.

Особое внимание следует уделить и резюме. Опишите там основные, но исключительно свои успехи. Будьте на этом этапе честны и с рекрутером, и с самим собой – как бы вкусно вы не описали достижения, вам придется неоднократно пояснить абсолютно каждую строчку в резюме и в том числе свой вклад в нее.

Оптимизация бизнеса  для чайников. Как удачно пройти собеседование на оптимизатора?

Уходить из компании следует на подъеме (или, как минимум, не на негативе).

Как часто у вас возникают положительные эмоции к серому, вялому, жалующемуся на жизнь человеку?

Возможно, вы будете держать в своем окружении того, у кого и начальство не такое, и время не то, и правительство хотелось бы лучше, вечно все идет не по плану и всегда не в лучшую сторону?

Оптимизация бизнеса  для чайников. Как удачно пройти собеседование на оптимизатора?

Вот и человек, проводивший собеседование, таким желанием тоже не горит.

Кстати говоря, компании с вялыми, недовольными жизнью рекрутерами и руководителями у меня тоже уходили на второй план. Решение принималось не в их сторону даже при отсутствии других предложений.

Когда вы находитесь на подъеме (например, после реализации большого проекта), от вас исходит энергия победителя. Вы улыбаетесь, с удовольствием идете на контакт, излучаете позитив и уверенность, от вас веет готовностью идти в бой и выигрывать! Такой драйв очень хорошо считывается и часто оказывает влияние, иногда сильнее даже самого крутого портфолио.

Если, вдруг, причиной ухода из компании является что-то негативное (конфликт интересов, маленькая заработная плата, любовь руководителя к ночным перепискам и прочее) или вообще смена специфики работы, рекомендую хорошо подумать, прежде чем озвучивать это на собеседовании. Вот лишь маленький перечень выводов, которые можно сделать из этих причин:

  • не умеет выходить из конфликтов или даже провоцирует;
  • что-то недоговаривает, заработная плата может быть маленькой обосновано;
  • токсичный, не включен в рабочий процесс;
  • непостоянный.

В таких случаях рекомендую использовать нейтральные причины ухода с хорошо продуманной аргументацией. Например, развитие, получение нового опыта и успешных проектов в компаниях из другой отрасли. Особенно хорош данный пример, если на последнем месте работы вы проработали не одну пару лет (в противном случае велика вероятность того, что вы еще не весь опыт получили и там).

Оптимизация бизнеса  для чайников. Как удачно пройти собеседование на оптимизатора?

Выбираете вы, а не вас

Этот прием относится и к психологии, и к здравому смыслу.

Иногда компании под эгидой оптимизации ищут «правую руку руководства». Иногда это могут быть действительно крутые проекты по оптимизации, а иногда функционал секретаря и исполнителя всего того, что делать просто некому.

Я встречал компанию, которая на позицию «специалист по оптимизации бизнес-процессов» искала человека для формирования протоколов встреч руководства, закупок канцтоваров, организации мероприятий для руководства, наладки компьютеров, свода аналитики, разнорабочего для объектов строительства, а иногда и в качестве замещающего бухгалтера. Возможно, в функционал входила еще и клининговая поддержка, но мне для завершения собеседования хватило и уже перечисленного.

Наша недолгая встреча была щедро приправлена невероятной токсичностью «будущего руководителя», которую было видно невооруженным глазом уже с первых минут. Эдакая «звезда всех звезд».

Кейс выше призывает к здравому смыслу, но есть еще и психология.

Когда вы не хватаетесь за первый попавшийся вариант, не бегаете в панике от собеседования к собеседованию с щенячьими глазами, уважаете свое время и не боитесь отказа, вам будет легче принять взвешенное решение, выбирать будете именно вы.

Подобное настроение очень хорошо чувствуется и складывает впечатление дорого, востребованного специалиста.

Тут важно не путать с гордостью, быть открытым к диалогу, интересоваться бизнесом, но не торопиться принимать решение.

Если вы находитесь в раздумьях между целым рядом компаний, сделавшим вам предложение, я рекомендую прямо об этом говорить.

Но это не значит, что об этом стоит кричать при каждом удобном и неудобном случае.

Этого не нужно скрывать и нет ни чего ужасного, если вы об этом расскажите. Но только если вас об этом спросят.

Лучше всего, если искать новую работу вы будете еще до увольнения с предыдущего места - у вас останется доход, не будет страха перед долгим поиском и тех самых щенячьих глаз. О вас не сложится впечатление как о человеке, поспешно сбежавшего с тонущего корабля (наверняка тому есть веские причины, не правда ли?).

Часто данный метод к этому и приводит – у вас действительно высока вероятность получить сразу несколько предложений и принять взвешенное решение, если вы исправно выполнили ранее описанные пункты.

p.s.: реалии рынка тогда оказались ровно в 2,5 раза выше.

22
1 комментарий

Евгений, спасибо за статью. Немного моего мнения. Для вашей/нашей области оптимизации процессов важна не компания, а личность и качества руководителя в интересах которого предстоит работать.
Если он понимает что процесс выстраивания непростой и длинный, если горят глаза и есть понимание что при должных вложениях это даст результат.
Для себя понял что если потенциальный руководитель не имеет реальных полномочий (что то менять, бюджет на изменения и т. п) или не собственник или не генеральный менеджер, то браться за такую работу бессмысленно.
4 года назад ушёл во фриланс и могу позволить себе по похожим критериям выбирать клиентов. Причем сам не ищу приходят по сарафану или просто находят мой телефон в списке партнеров по одной из систем управления задачами.
При часовом интервью, как правило становится понятно, выгорит/не выгорит.

1
Ответить