{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Кто и сколько должен Китаю

Наткнулся я как-то на видео, где показываются долги стран Китаю и некоторые цифры просто шокируют, а другие внушают сомнения. Решил поискать инфу по этому вопросу, но сразу скажу, что ясности по открытым данным это не прибавило и этот пост я писал еще в декабре прошлого года. Цифры изменились, но не тенденции.

Лаборатория AidData, находящаяся в американском Колледже Вильгельма и Марии, проанализировала в общей сложности 13 427 девелоперских проектов в 165 странах за 18 лет. Все эти проекты — часть китайской международной инициативы «Один пояс и один путь» (One Belt One Road, OBOR), и сумма «скрытых» долгов по ним, по подсчетам исследователей, составила $385 млрд.

Эти долги не учтены международными рейтинговыми агентствами, исследовательскими институтами и межправительственными организациями, при этом для 42 стран такие кредитные обязательства перед Китаем уже превышают 10% от их ВВП. В среднем объем «скрытых» долгов для стран с низким и средним уровнем дохода составляет порядка 6% ВВП.

Инициатива «Один пояс, один путь» была начата в 2013 году Китаем и представляет собой всеобъемлющую стратегию развития глобальной инфраструктуры, которая составляет основу внешней политики Китая. Он включает подписание соглашений со 134 странами и международными организациями, а также строительство таких объектов, как железные дороги, порты, дороги, аэропорты и т. д. Вдоль исторических торговых путей между Азией и Европой. Цели проекта должны быть завершены к 2049 году. Китай должен увеличить торговлю почти на 1,7 триллиона долларов за счет OBOR в период с 2020 по 2030 год.

Исполнительный директор лаборатории Брэд Паркс в интервью Financial Times сказал, что большая часть этих долгов не фигурирует в государственных балансовых отчетах развивающихся стран и даже сами правительства могут не знать точную сумму долгов, которые им придется обслуживать в будущем.

Что представляет собой инициатива «Один пояс и один путь»?

Изначально целями проекта Си Цзиньпина были интеграция экономики КНР в мировую экосистему с помощью выработки новых механизмов регионального экономического партнерства, стимулирование экономического процветания вовлеченных стран, укрепление культурных обменов и связей во всех областях, а также содействие миру и устойчивому развитию.

Среди важных инфраструктурных задач проекта — строительство морского и сухопутного коридоров между Китаем и странами Европы и Африки, а также расширение экономических связей.

В рамках инициативы было создано несколько организаций: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, университетский Альянс нового Шелкового пути, Стратегический союз высших учебных заведений «Одного пояса и одного пути» и туристический союз городов. Однако некоторое время назад аналитики начали выражать тревогу относительно объемов долговой нагрузки, которая в результате этого проекта легла на плечи таких стран, как Венесуэла, Пакистан, Лаос и Камбоджа.

В 2020 году объем торговли между Китаем и странами «Пояса и пути» составил $1,35 трлн, что на 0,7% больше, чем в 2019-м, — это 29,1% объема внешней торговли Китая.

Откуда взялись долги?

В последние 20 лет Китай активно финансировал проекты в развивающихся странах и занял доминирующее положение в мире. Сейчас, по данным AidData, Китай тратит на международные проекты экономического развития вдвое больше, чем США и другие крупные страны, — порядка $85 млрд в год.

За время действия проекта «Один пояс и один путь» Китай вложил более $843 млрд в строительство дорог, мостов, портов и больниц в 163 странах Африки и Центральной Азии, и почти 70% этой суммы было выдано госбанкам и совместным предприятиям стран в виде кредитов. Кредиты выдавали не центробанкам в форме госдолга, а другим игрокам, так как многие бедные страны уже были избыточно закредитованы и не могли себе позволить брать новые долги официально.

То есть финансирование, как правило, поступает не в форме безвозмездных субсидий, а в форме займов, причем в последние годы соотношение займов к субсидиям увеличилось. Как пишет CNBC, на каждый грант, выданный за это время Китаем развивающимся странам, приходится 31 кредит.

А что с долгом России?

Из отчета AidData следует, что Россия — самый крупный из заемщиков Китая с долгом $125 млрд.

«Про другие страны не берусь судить, но в отношении России цифра $125 млрд кажется завышенной, — говорит руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев. — Если сложить все известные нам кредиты от Китая под проекты, общая сумма выходит примерно вдвое меньше».

В июле 2017 года Россия и Китай договорились о создании «Полярного Шелкового пути», а в июне 2018-го было подписано соглашение между Внешэкономбанком и Банком развития Китая о кредитах на $9,5 млрд для финансирования инфраструктурных проектов в Арктике. Через год было достигнуто соглашение с китайским «Морским Шелковым путем». В результате сделки китайская нефтяная компания CNPC приобрела 20% акций завода СПГ на Ямале, а Фонд Шелкового пути стал владельцем еще 9,9% его акций.

В 2019 году Путин говорил о возможном соединение Севморпути с китайским «Морским шелковым путем». Правда, в прошлом году стали говорить о сокращении сотрудничества России и Китая в рамках этого проекта, а недавно со стороны российских властей зазвучали призывы создать российскую альтернативу и Шелковому пути, и перевозкам по Суэцкому каналу.

Отчет AidData вышел на фоне растущей обеспокоенности в связи тем, что Китай загоняет бедные страны в долговую ловушку. Как пишет Financial Times, аналитики опасаются, что это может привести к тому, что Пекин захватит себе активы стран, которые не смогут расплатиться по долгам. Критики возражают, что эти опасения преувеличены и скорее отражают общую тревогу о растущем влиянии Китая в мире.

Исследование Университета Джонса Хопкинса 2020 года показало, что за период с 2000 по 2019 год Китай аннулировал в Африке долги на сумму $3,4 млрд, а долги еще на $15 млрд были реструктурированы или рефинансированы. Ни один актив Китай себе не забрал. Однако Бред Паркс обращает внимание на то, что 44% всего кредитного портфеля КНР обеспечено залогами, и если ставки будут высоки, Китай этим может воспользоваться.

Также Китай увеличил объем предоставления кредитов странам, богатым природными ресурсами. Эти ссуды обеспечиваются под будущие поступления от экспорта сырьевых товаров и имеют относительно высокие процентные ставки (около 6%). Авторы исследования AidData обращают также внимание на то, что 35% портфеля инфраструктурных проектов «Пояса и пути» столкнулись с серьезными проблемами реализации, такими как коррупционные скандалы, трудовые правонарушения и т.д.

В AidData считают, что ситуация со скрытым долгом будет ухудшаться с каждым годом. Миньсинь Пэй опубликовал познавательную книгу с говорящим названием "China’s Crony Capitalism" («Китайский клановый капитализм»). Смысл ее в том, что китайская экономика, как и русская, не является ни частной, ни государственной — ее узурпировали несколько кланов. И при этом Китай становится все более жестким. Вследствие этого государство обставило иностранные инвестиции специфическими правилами и прибамбасами, которые обычно ассоциируются с коррупцией. С такими компаниями трудно делать бизнес, и скандалы неизбежны.

Главное же, Китай официально обосновывает свои права на обширные территории, утраченные им 100–200 лет назад, и не признает современные границы с большинством своих соседей. Долгие годы его реваншизм находился в латентном состоянии, сейчас он становится более явным: его официальная позиция напоминает отношение Германии к Версальскому миру в период между двумя мировыми войнами.

Председатель КНР и премьер Госсовета посетили много стран, Китай присутствует повсеместно в Азии, Африке, Латинской Америке, а также в Европе. Лидеры Китая — искусные дипломаты, но они далеко не всегда рассказывают миру о своих истинных целях.

Согласно отчету Института международных финансов за январь 2021 года, непогашенные долговые требования Китая к остальному миру увеличились с примерно 1,6 триллиона долларов США в 2006 году до более чем 5,6 триллиона долларов США по состоянию на середину 2020 года, что сделало Китай одним из крупнейших кредиторы стран с низкими доходами.

Дипломатия долговых ловушек (Debt-trap diplomacy) - это концепция в международных финансах, используемая для описания могущественной страны-кредитора или учреждения, предоставляющего долг стране-заемщику частично или исключительно для кредитора с целью увеличения своего политического рычага. Термин «дипломатия долговых ловушек» изначально ассоциировался с индийским академиком Брахмой Челани.

Утверждается, что страна-кредитор предоставляет чрезмерный кредит стране-должнику с намерением добиться экономических или политических уступок, как только страна-должник становится не в состоянии выполнить свои обязательства по погашению.

Условия ссуд часто не обнародуются и часто сопровождаются условиями, которые устраивают кредитора. Заемные деньги обычно выплачиваются подрядчикам и материалам, полученным из страны-кредитора. Этот термин чаще всего ассоциируется с Китайской Народной Республикой (КНР), но также применяется к Международному валютному фонду (МВФ); оба утверждения оспариваются. Термин «дипломатия долговых ловушек» использовался в официальных документах правительства США от Администрации Трампа . Об этом говорится во многих документах американского правительства, в том числе в отчете Госдепартамента США за 2020 год «Элементы китайского вызова».

Теория дипломатии долговых ловушек состоит в том, что страна-кредитор намеренно предоставляет чрезмерный кредит стране-должнику с намерением добиться экономических или политических уступок от страны-должника, когда она становится неспособной выполнить свои обязательства по выплате долга. Заемные деньги обычно платят подрядчики из страны-кредитора.

Китайские кредиты на инфраструктуру развивающимся странам вызвали обвинения в том, что этот долг предназначен для достижения стратегических целей Пекина.

Политика Китая в области развития за рубежом получила название дипломатии долговых ловушек, потому что, как только страна-должник не может обслуживать свои займы, она становится уязвимой для давления со стороны Китая, чтобы поддержать свои геостратегические интересы. По словам изобретателя этого термина Брахмы Челани, «это явно часть геостратегического видения Китая». Правительство Китая обвиняют в том, что оно требует секретных переговоров и неконкурентоспособного ценообразования по проектам, торги по которым должны быть закрыты, а контракты должны переходить к китайским государственным компаниям или компаниям, связанным с государством, по ценам, значительно превышающим рыночные.

Некоторые СМИ критиковали условия китайских государственных кредитов и высоких процентных ставок. Например, ссуда, предоставленная Тонге в 2006 году, была направлена на восстановление инфраструктуры. С 2013 по 2014 год Тонга страдала от долгового кризиса, когда Эксимбанк Китая, которому причитались ссуды, не простил их. Ссуды требовали 44% валового внутреннего продукта (ВВП) Тонги . Некоторые аналитики говорят, что такая практика подчеркивает гегемонистские намерения КНР и вызовы суверенитету государств.

В августе 2018 года двухпартийная группа из 16 сенаторов США процитировала «опасности дипломатии Китая по ловушке долга», заявив:

Совершенно необходимо, чтобы Соединенные Штаты противодействовали попыткам Китая удержать другие страны в финансовом качестве заложников и принудить к выкупу, что способствует достижению его геостратегических целей

Бывший госсекретарь США Майк Помпео сказал, что китайским кредитам способствуют взятки, добавив в октябре 2018 года, что «Китай дает взятки высокопоставленным руководителям стран в обмен на инфраструктурные проекты». С.К. Чаттерджи в Asia Times прокомментировал, что проводимая Китаем дипломатия по долговым ловушкам под руководством BRI является экономическим аспектом китайской стратегии нарезки салями.

В докладе 2018 года, опубликованном Белферским центром науки и международных отношений, за предоставлением кредитов Китаем поставлены три стратегические цели: «заполнить жемчужную нить» для решения его «малаккской дилеммы» и проецировать влияние на жизненно важные торговые маршруты в Южной Азии; Региональная коалиция под руководством США, оспаривающая претензии Пекина на Южно-Китайское море и позволяющая Военно-морскому флоту Народно-освободительной армии прорваться через «Вторую цепочку островов» в голубую воду Тихого океана».

Китайский проект уже называли неоколониальным, создающим долговые ловушки для стран-участниц. Аналитики BCG отмечают, что китайские банки обычно требуют в качестве предварительного условия финансирования, чтобы строительные компании из КНР (преимущественно государственные) были основными подрядчиками в проектах OBOR.

Китайские строительные фирмы уже получают 20% своих доходов за рубежом, и эта доля постоянно растет. Кроме того, при строительстве инфраструктурных объектов из Китая часто завозятся и строительные материалы, например, цемент, избыточные мощности по его производству в КНР оцениваются в 42%. Иными словами, Китай строит транспортный коридор для своих товаров силами своих компаний на деньги своих банков.

Вот некоторые из африканских стран, которые в значительной степени обязаны Китаю.

1. Ангола. Согласно данным африканского инсайдера, это африканская страна с наибольшим долгом, ее долг оценивается в 25 миллиардов долларов (около 2,5 триллиона шиллингов). Страна юга Африки, похоже, изо всех сил пытается выплатить этот долг, и сообщается, что большая часть продаж ее нефти направляется на погашение.

2. Эфиопия. Страна Восточной Африки занимает второе место в этом списке с долгом в 13,5 миллиардов долларов. Большая часть этого долга была использована для финансирования инфраструктурных проектов.

3. Кения - Кения занимает третье место с примерно 7,9 миллиардами долларов (около 800 миллиардов шиллингов). Доступ к большинству этих уроков был получен во время режима президента Ухуру Кеньятты на фоне сообщений о том, что огромная его часть была потеряна из-за коррупции. Дальнейшие отчеты показывают, что страна, считающаяся экономическим гигантом в Восточной Африке, в последнее время изо всех сил пыталась выплатить эти долги.

4. Республика Конго. Следующей идет республика Конго с счетом в 7,5 миллиардов долларов (750 миллиардов шиллингов). Сообщается, что коррупция сыграла важную роль в увеличении долга до столь вопиющего уровня.

5. Судан - пятое место в списке. По оценкам, долг раздираемой конфликтом страны превышает 6,4 миллиарда долларов (640 миллиардов шиллингов).

6. Замбия - Так же, как и Кения, Китай спонсировал множество проектов в стране, не имеющей выхода к морю, в результате чего он получил колоссальные 6,5 миллиардов долларов (650 миллиардов шиллингов).

7. Камерун - Законопроект этой страны в размере 5,5 миллиардов долларов (550 миллиардов шиллингов) помещает ее на 7-е место в списке. Однако недавно выяснилось, что Китай ведет переговоры об аннулировании части этого долга.

8. Нигерия - Нигерия должна Китаю 4,8 миллиарда долларов (480 миллиардов шиллингов) из-за настолько глубоких связей между двумя странами, что африканская нация приняла китайский юань в качестве резервной валюты.

9. Гана - ее долг Китаю составляет 3,5 миллиарда долларов (около 350 миллиардов шиллингов).

10. Демократическая Республика Конго - Замыкает первую десятку стран, которые задолжали Китаю 3,4 миллиарда долларов (340 миллиардов шиллингов). Сообщается, что Китай запросил драгоценные природные ресурсы и полезные ископаемые в обмен на наличные.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Субботин

А мне умные люди рассказывали, что иногда в таких глухих местах происходят военные перевороты или революции и новая власть не признаëт китайские кредиты и получается, что ни денег, ни экспансии...

Ответить
Развернуть ветку
N N

В 2010-2012 цепь арабских революций, это как раз очень сильно подрезали китайские инвестиции. Многие из диктаторы были бы живы, есди б не вздумали заигрвывать с китайцами.
Ещё один надёжный маркер - с какими помойками ручкается и целуется РФ и тем более за них воюет, там залиты многомиллиардные китайские инвестиции

Ответить
Развернуть ветку
mon nom

Соотношение цифр к столбцам у них прыгает конечно пипец, но узнал что-то новое. Существует Республика Ни́ге́р

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин

В “Age of Empires” сыграть захотелось

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Voronkov

Киргизия и Джубути считай принадлежат Китаю.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
DBocha

имеешь ввиду столько должна а это всего 4% ВВП?)) копейки

Ответить
Развернуть ветку
N N

Срочно исправьте это, подпишите военный контракт!

Ответить
Развернуть ветку
Abdul Оkuev

Что это было 🤣😂
США куда хоть лезит
Господи, будущее за Китаем

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Titan

Интересно структура долгов какая? В ша это долговые бумаги видимо

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Alexey Egor
Ответить
Развернуть ветку
Serghei Maveriz

Просто цифра не значит вообще ничего. Где структура долга? А то госдолг тоже любят показать

Ответить
Развернуть ветку
Максим Степанов

Получается у кого больше 15 % долга, те постепенно отдают свои ресурсные базы Чайне или что то около этого? Помимо Джибути Киргизы, Монголия.
Странно что у РФ долги, туда же идут ресурсы, или это не так?

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда