Читаем whitepaper и делаем выводы на примере TomClicker

Привет, друзья!

Чтобы канал не выглядел откровенно реклaмным (всё-таки его первичная цель была не в этом), я хочу сделать несколько статей на тему выбора интересных проектов и каким образом можно выявить хороший, годный проект на ранней стадии.

Конечно, можно просто смотреть на список инвесторов и "заходить" вслед за крупными фондами, но истинные бриллианты (по недосмотру являющиеся self-funded) таким образом могут пройти мимо.

В разрезе бесплатного получения токенов проекта через airdrop'ы и приложения для майнинга, умение вычислять годные проекты, тоже является полезным навыком, так как даёт знание стоить ли придержать токены проекта до лучшей цены, или сливать их сразу при получении.

И одним из способов является банальное чтение основного публичного документа любого проекта - Whitepaper.

Whitepaper по сути - экстракт, суть проекта. Описывающий что он из себя представляет, как будет финансироваться, и планирует развиваться. Отсутствие whitepaper - не приговор, просто его наличие, это огромный плюс разработчикам за прозрачность.

Сегодня, на примере whitepaper проекта TomClicker, мы посмотрим на что стоит обратить внимание и почему лично я считаю что проект взлетит.

Читаем whitepaper и делаем выводы на примере TomClicker

У TomClicker довольно компактный whitepaper с максимальным количеством полезной информации на единицу текста, что выглядит очень неплохо, так как в криптовалюте есть давний тренд делать этот документ максимально большим, нудным и тяжелым для чтения обычным человеком. Но даже тот вариант что у TomClicker довольно-таки объемный, поэтому мы сосредоточимся на самых важных моментах.

Читаем whitepaper и делаем выводы на примере TomClicker

Первый важный момент - обязательно прочитайте что из себя представляет само приложение. В других проектах вы можете увидеть аббревиатуру CGA, или Community Growth Application. Если в этом случае не указана четкая награда для пользователей, то вам никто не гарантирует награду за участие. В TomClicker прямо написано что это игра, в которой есть призы в виде токенов $TOM, распределяемых в зависимости от вашего места в лидерборде.

Также обещаются мини-игры в будущем, которые (уже моё предположение) могут использоваться для утилизации излишков токенов.

Читаем whitepaper и делаем выводы на примере TomClicker

Естественно, основное что нас сейчас волнует - как будет проходить Airdrop токенов $TOM, поэтому мы идём в соответствующий раздел.

И тут же видим важный момент - Aidrop будет раздаваться по сезонам. То есть, если мы не успели занять хорошее место в первом сезоне, всегда можем попытаться во втором.

Также есть определение системы лидерборда. Набранные в игре очки - это не токены, а средство для подсчёта. Если вы заработали 10 миллионов TOM POINT, а другой игрок 9 миллионов, в зависимости от таблицы лидеров вы можете получить в разы больше него (если например между 9 и 10 миллионами расположилось 40-50% других игроков).

Читаем whitepaper и делаем выводы на примере TomClicker

Также прописаны способы получения TOM POINT'ов. Клики, автофарминг с улучшениями, выполнение заданий, приглашение друзей. В некоторых других проектах может быть вписана ончейн-активность, что явно не является "нечестной игрой", но всё-таки ставит в разное положение тех кто может потратить криптовалюту на такие задания и тех кто не может.

Читаем whitepaper и делаем выводы на примере TomClicker

Мы добрались до самого важного - токеномики.

Здесь прописаны основные моменты того как проект будет зарабатывать и тратить, а также как сможете заработать вы. Разберём каждый пункт.

Total supply - максимальное количество токенов, которое будет выпущено. У TOM это 1 миллиард. Довольно много, но не слишком. Для раздачи большому количеству людей подходит в самый раз.

Seed - Сколько токенов будет продано первичным инвесторам. Часто эти средства идут на дальнейшее развитие проекта, поэтому цифра очень важна. По факту, она определяет сколько токенов по минимальной цене будет выделено крупным держателям, способным существенно влиять на цену. Если значение более 50%, уже стоит насторожиться. У TomClicker'а это значение на 25%, что больше стандартных 10-15% и говорит скорее всего о необходимости получения инвестиций для развития (для self-funded проектов цена абсолютно нормальная).

IDO - Сколько токенов будет использовано для последующей продажи. Фактически, второй шанс для тех кто пропустил Seed-раунд продаж, но теперь проектом заинтересовался и готов вложить средства. Обычно процент токенов идущих на IDO не слишком большой.

Airdrops - Собственно, количество токенов, которые будут розданы пользователям в ходе каких-либо мероприятий. Для токена, делающего ставку на комьюнити, большое значение - это хорошо. У TomClicker значение практически идеальное - 30%, то есть 300 000 000 TOM будет роздано в ходе айрдропов.

Liquidity - Процент токенов, идущих на поддержку ликвидности. То есть, это те токены, которые будут добавлены использованы для поддержания торговли на биржах. Большие значения тут редкость, обычно достаточно 10-15% от общего объема. Также, в этом параметре иногда может скрываться значение ДОХОДА с токенов, который будет отправлен на поддержание ликвидности.

Team and Advisors - Процент токенов идущий непосредственно команде. Максимально просто. Слишком большой или слишком маленький процент в этой графе должен насторожить. За исключением self-funded проектов, которые очень верят в собственные силы. У них может быть крайне низкий процент IDO/SEED и высокий - команды. Всё логично - используешь собственные средства для разработки, значит ждешь возможности их компенсировать. У TomClicker довольно стандартные 15% что по моему мнению, мало для проекта, который изначально развивался на собственные средства.

Marketing - Процент, идущий на маркетинговые и реклaмные цели. Это может быть оплата рекламы, договор с маркетинговым агентством, или даже банальная раздача токенов блогерам. Обычно этот процент довольно высок, так как привлечение новых пользователей - дело затратное. Но у TomClicker'а он сравнительно низкий. Почему? Ответ довольно простой. Кликеры сейчас на волне хайпа и не требуется так уж сильно гоняться за новыми пользователями - они сами приходят. А вот у проектов другой тематики, низкий процент затрат на маркетинг может вызвать недоверие инвесторов. Банально "А как про вас узнают то с такими низкими затратами на рекламу и маркетинг?".

Читаем whitepaper и делаем выводы на примере TomClicker

Тут у нас уже схема распределения токенов после TGE.

TGE - Token Generation Event. Время создания токена. В последнее время подразумевается момент когда токены начинают распределяться между пользователями. Неважно, передаются ли они инвесторам, или раздаются при помощи айрдропа, как только токены начинают движение с кошельков проекта, это считается TGE.

Так как у всех проектов по-разному и точно определить, зачем выбраны те или иные значения, зачастую невозможно, просто проанализируем значения у TomClicker.

Seed/IDO - 20% (от указанных ранее 25%+5%) распределяется сразу, ещё 2.5% разблокируется каждую неделю. То есть, 100% средств полученных инвесторами, окажется у них на руках через 16 недель после TGE. Среднее значение. Но для игрового проекта абсолютно нормальное. Долгая разблокировка средств чаще всего встречается у проектов в разработке (также, долгосрочной) и направлена на удержания инвесторов от желания плюнуть и скинуть весь их объем на биржу. Ещё долгая разблокировка встречается у скам-проектов, маскирующихся под долгосрочные.

Airdrops - 30% + 2.5% в неделю. Очень странное значение. Разблокировка средств в айрдропах обычно не используется. Но окей, возможно это особенность работы смарт-контракта. В результате, у TomClicker'а на момент TGE будет разблокировано 90 000 000 токенов TOM, оставшиеся 210 000 000 будут постепенно разблокироваться в течение 15 недель.

Liquidity - 100% будет доступно сразу с TGE. Полностью логичное решение. Блокировку средств, необходимых для поддержания ликвидности, нужно проводить на пулах ликвидности, а не при помощи смарт-контракта.

Team and Advisors - 6 месяцев блокировки средств, дальше 2.5% в неделю. Блокировка средств для команды на определенный срок - хороший тон. Я бы не сказал что при желании это нельзя обойти, но всё-таки доверие к командам, блокирующих на время средства команды, несколько выше.

Marketing - 20% будет доступно сразу, дальше 5% в неделю. Также логичный ход. 100% бюджета на маркетинг, в деле раскрутки кликера, которые сейчас на волне хайпа, просто не нужно. А вот через пару месяцев, когда первоначальный ажиотаж начнёт стихать, вполне пригодится.

Небольшой совет - обращайте внимание на проекты с 100% TGE бюджетом маркетинга. Возможно, они рассчитывают на быстрое привлечение внимания, без планов на дальнейший рост. Как вы понимаете, это откровенный красный флаг.

Tax

Я бы назвал это "торговыми комиссиями". Каждый раз когда токен TOM будет продаваться, с продажи будет браться комиссия.

1% - Пойдет на систему "Выкупа-и-сжигания". Грубо говоря, при каждой продаже количество токенов будет постепенно уменьшаться. Для поддержания цены штука интересная, но влияние окажет далеко не сразу.

0.5% - Поддержание ликвидности. По мне, явная перестраховка. Если цена пойдет неудержимо вниз (то есть, если пользователи в большом количестве решат сбросить токен), этот процент никак не поможет, а для простого удержания достаточно вышеописанной системы.

2.5% - Маркетинг и поддержание штанов разработчиков =) Вполне оправданный процент, при условии что хайп по кликерам будет постепенно спадать.

Читаем whitepaper и делаем выводы на примере TomClicker

Очень вкусный пункт whitepaper. Возможное использование токенов TOM.

  • Использование токена для сезонных наград. Собственно, распределение airdrop'а.
  • Внутриигровые покупки. Интересный пункт для удержания пользователей. В первом сезоне такой возможности логично не будет, зато во втором, у старых пользователей будет выбор - продать свои токены TOM или потратить их на улучшения с шансом получить ещё больше. Штука интересная, но требующая хорошего понимания баланса. Если эти улучшения будут ОЧЕНЬ сильно влиять на процесс - не поймут новые пользователи, если слабо - ими не будут пользоваться. Надеюсь, что команда знает что она делает.
  • Покупка рекламы внутри приложения. Аналогично NOTCOIN. У приложения большая аудитория, значит можно давать таргетированную рекламу за токены. Хороший способ прокачать свой канал для победителей 1 сезона, кстати.
  • HODL. Удерживать до лучшей цены. Даже комментировать не буду =)

Также разработчики пишут что возможностей использования токена намного больше, но сейчас, указанные выше - это те которые будут 100%.

Читаем whitepaper и делаем выводы на примере TomClicker

Дорожная карта проекта. То куда он развивается и через сколько планирует достичь определенных целей.

Советую всегда обращать внимание на такие события как запуски Airdrop'ов (по понятным причинам), запуск SEED-раунда продаж, проведение IDO и на листинги на биржах. Это - то что напрямую влияет на получение и цену токена.

И у TomClicker тут не так всё гладко, увы. Опустим пункт что в марте не удалось достичь двух целей. Они связаны с партнёрствами и интеграцией web3-фич в приложение, поэтому интересны но не критичны.

А вот отсутствие планов листинга на биржах (даже примерных), очень сильно удручает. Тут не обязательно должно быть обозначение конкретной биржи, но вот когда планируется листинг хоть где-нибудь - это очень нужно. Потому что иначе возникает вопрос - "А будет ли вообще торговаться ваш токен?".

Надеюсь что это просто недосмотр, так как в других пунктам whitepaper возможность торговли указана максимально чётко.

Читаем whitepaper и делаем выводы на примере TomClicker

Абсолютно все команды во всех криптопроектах, которые я видел, делятся на три категории.

  • Полноценные. Лица разработчиков, ссылки на Linkedin, твиттеры/фейсбуки, семейные инстраграмы, портфолио, справки о вменяемости, отзывы от соседей. Всё что можно придумать, чтобы подтвердить что это реальные люди с актуальным опытом.
  • Почти полноценные. Фото с подписями. Временами ссылки на почти незаполненные профили в Linkedin. Часто встречаю ссылки на полупустые аккаунты Github. Смысл последнего мне откровенно неясен.
  • Анонимные. Картинки с подписями. Бывает иногда интересно посмотреть, но никакого мнения о команде составить не даёт. Причины использования? Тысячи их.

Важное при выборе криптовалютного проекта - понимать что даже полностью прописанная команда, члены которой разве что селфи с паспортом не сделали, не гарантирует успеха. И даже шанс на скам это снижает довольно незначительно. Так как никто не даст гарантии что указанные в whitepaper разработчики - те же самые люди что на фото. Или даже что эти люди вообще существуют, а не то что перед вами хорошо сделанный фейк.

Поэтому, в случае бесплатного входа в проект (майнинг в телеграме, айрдропы и т.д.) - описание команды можно просто игнорировать.

Для участников IDO советую смотреть кто участвовал в Seed-раунде, есть ли там крупные инвесторы или фонды. Так как с ними команда заключает договор лично, и, по факту, эти инвесторы и фонды проверяют их самостоятельно, за вас.

Читаем whitepaper и делаем выводы на примере TomClicker

В whitepaper есть ещё очень много пунктов, рассказывающих о будущих фичах, мини-играх, изменениях в механиках и прочем. Подробно анализировать их нет смысла, вы можете взглянуть на них сами.

Важный момент для меня - то что они есть. Отличие годного проекта в том, что годный проект пытается предоставить максимум данных о себе своим пользователям. Он не скрывает информацию, а наоборот пытается показать "Вот смотрите, какие мы фичи придумали, правда, круто?". Очень здорово когда такое есть. И наоборот, я настораживаюсь если вся информация в whitepaper вертится вокруг "смотрите на цифры, вот столько вы сможете получить, если купите".

К счастью, у TomClicker'а первый вариант. Я реально желаю разработчикам успеха и надеюсь что у них всё получится. Так как по моей личной оценке, что проект, что whitepaper у них получились вполне себе адекватные, не без вопросов, конечно, но прямо таки красных флагов нет.

P.S. Если статья понравилась, пишите стоит ли писать подобные по другим проектам.

P.P.S. Статья - пробная ласточка, копия статьи с Дзена. По вашей реакции буду уже смотреть, оставаться мне там, или писать что-нибудь ещё и здесь.

Быстрый список проектов и статей

Автофармилки:

Pixel Wallet - (ссылка) и (статья)

Harvest Moon - (ссылка) и (статья)

HOT (Near) - (ссылка) и (статья)

Timecoin - (ссылка) и (статья)

TomClicker - (ссылка) и (статья)

Bull Run - (ссылка) и (статья)

Hamster Kombat - (ссылка) и (статья)

Qappi Miner - (ссылка) и (статья)

Vertus - (ссылка) и (статья)

Кликеры:

Dotcoin - (ссылка) и (статья)

LimeCoin - (ссылка) и (статья)

Bitton (с осторожностью) - (ссылка) и (статья)

MemeFi Coin (новинка) - (ссылка) и (статья)

TapSwap - (ссылка) и (статья)

WormFare Slap - (ссылка) и (статья)

Вне категорий:

Catizen - (ссылка) и (статья)

TapFantasy (TON) - (ссылка) и (статья)

Yescoin - (ссылка) и (статья)

Airdrop'ы

PEPE DROP - (ссылка) и (статья)

RUSCAT - (ссылка) и (статья)

Tiger Drop - (ссылка) и (статья)

Addex - (ссылка)

BOME - (ссылка)

JAKE THE DOG - (ссылка)

SPUDI - (ссылка)

Tonnel Relayer - (ссылка)

Социальные ссылки

Платные проекты:

xBlastApp - (ссылка) и (статья)

Farm World - (ссылка) и (статья)

Kingy GM TON (первый клейм бесплатно, дальше берется комиссия) - (ссылка) и (статья)

реклама
разместить
1 комментарий

Tomclicker не взлетел. А столько понаписал))