Как пандемия раздула ed-tech направление, и когда этот пузырь лопнет?

Как пандемия раздула ed-tech направление, и когда этот пузырь лопнет?

Весь мир пережил крупный и затяжной кризисный период, называемый пандемия. Но как любят говорить современные предприниматели: «Любой кризис — это возможность заработать». И в правду, для служб доставки и удаленного образования во время локдаунов наступил самый жаркий и прибыльный период. Все в глобальной экосистеме понимали, что пандемия не закончится быстро, и эти два направления в ближайшие два три года могут принести очень много денег. Два года уже прошли, на горизонте проявляется позитивная статистика по коронавирусу, и экосистема начинает понимать, что через год сказка закончится и переполненный рынок доставки и образования начнет сдуваться. А не происходит ли это сейчас?

На самом деле процесс уничтожения уже запустился. Выживет тот, кто сможет съесть конкурента, ну или его купить. Крупные сервисы доставки уже принялись за дело. Они понимают, что количество заказов уже падает, и единственная возможность остаться на плаву быстро расширяться территориально. Суть доставки в каждой стране идентична, привычка заказывать еду на дом у людей сохранилась, на каждом рынке есть несколько середнячков, которые будут рады продать свой бизнес за несколько десятков миллионов. Совсем скоро мы будем часто видеть в новостных заголовках о приобретении одного сервиса доставки другим. Покупка Wolt американской компанией DoorDash явный пример.

А вот с рынком образования все куда сложнее. Образование нацеливалось на поколение Z, которое по своей натуре взбалмошно, готово пойти против традиционной системы образования, чтобы доказать, что можно получить необходимые навыки и без долгого и дорогого обучения в университетах. И у образовательного направления в технологиях это хорошо получалось. Крупные компании принимали на работу сотрудников, прошедшие курсы на определенных платформах. Пандемия только подкрепила и ускорила рост edtech стартапов. И в этом то и заключается главная проблема.

Рост оказался на столько быстрым и стремительным, что сами стартапы не ожидали такого скачка. Но за каждым скачком должно быть падение. И в скором времени оно случится по двум причинам:

1) Многие люди, которые сидели дома во время локдауна возвращаются в офисы и у них меньше времени на получения знаний на курсах. Процент людей, которые не проходят онлайн-курсы из-за нехватки времени, растет по сравнению с пандемийным периодом. Даже те, кто потерял работу из-за коронавируса и нашедшие работу через образовательный стартап уже не возвращаются к нему.

2) Во время пандемии выросло число не только студентов, но и число учителей, которые готовы поделиться своими знаниями онлайн. И их число растет. Преположительно процесс устроен так: студент проходит 3-4 курса по одному направлению, и уже на другой платформе сам проводит курсы по этому же направлению. В итоге рост числа студентов повлиял на рост числа онлайн учителей. Теперь тех, кто обучает больше, чем тех, кто обучается.

3) Большинство курсов направлены на новичков. Данная стратегия была направлена на тех кто хочет быстро и просто получить фундамент в новой профессии, к тому же это позволило бы набрать быстро базу учителей. В итоге сейчас присутствует огромная пустота для обучения профессионалов, так как основной поток остался на уровне новичков по причине, которая описана во втором пункте. То есть, те, кто прошел первые этапы обучения и хочет углубить свои знания в конкретном направлении либо не находит желаемого, либо находит, но за очень дорогую сумму, так как на этом уровне очень мало конкуренции.

4) Ну и наконец то самое поколение Z, которое не намерено сидеть на месте в меняющемся мире постпандемийного периода.

Что будет дальше? Образовательные стартапы в отличие от сервиса доставки не могут так быстро расширяться. На это влияют социально-культурные аспекты, языковой барьер, разница в подходе к образованию, да и перевести базу клиентов будет очень сложной задачей. Перед рынком ed-tech стоит задача innovate or die. Более половины образовательных стартапов, которые запустились во время пандемии, перестанут существовать в течение 1-2 лет, еще 20-30 процентов будут куплены или поглощены местными конкурентами, остальные продолжат существовать и подбирать клиентуру тех кому не повезло.

А что если…..

Что если пандемия бы не случилась? Тогда бы, большинство стартапов развивались медленно и по плану, системно набирая клиентуру и расширяя свою базу разноуровневыми предложениями. В таком сюжете не случилась бы разбалансировка обучающихся и учителей. Не случился бы резкий незапланированный рост, который бы заставил компанию увеличивать мощности, а затем их уменьшать и увольнять сотрудников.

От пандемии edtech больше потеряло, чем выиграло. А всё из-за того, что мы были уверены, что после пандемии мир никогда не будет прежним. Но мы ошибались. Мир всё тот же.

Начать дискуссию