Что такое «цифровая кафедра», кому и для чего она нужна?

Деление на гуманитариев и технарей в наше время стало абсолютной условностью: и те и другие активно используют работающие цифровые решения, изучают языки программирования и хотя бы поверхностно разбираются в математических моделях. Этого требует современная экономика: квалифицированные кадры, обладающие цифровыми компетенциями, «нужны еще вчера». И здесь на помощь рынку труда приходят «цифровые кафедры».

Объясняем, как получить «цифровую специальность» врачам на примере КГМУ
Объясняем, как получить «цифровую специальность» врачам на примере КГМУ

Стратегия победителей

В рамках проекта «цифровую специальность» получают студенты не ИТ-направления. Как минимум на среднем уровне владеть современными цифровыми технологиями, знать их возможности, ориентироваться в применении необходимо врачам, учителям, строителям, работникам промышленности и другим современным профессионалам.

Например, студентов медицинских вузов обучают базовым принципам логики разработки и эксплуатации медицинских информационных систем, автоматизирующих бизнес-процессы и управленческие механизмы в медицинских организациях.

И это выигрышная для всех сторон стратегия. Для вузов наличие таких образовательных программ — конкурентное преимущество, позволяющее сохранить высокие позиции в профессиональных рейтингах, привлечь бюджетное и грантовое финансирование, а также абитуриентов на коммерческое направление.

Для выпускников - это удвоенные шансы на удачное трудоустройство и уникальная возможность встать практически у истоков цифровой трансформации в своей сфере деятельности, быстро погрузиться в уже используемые инструменты цифрового мира, в том числе в здравоохранении.

Выгода для ИТ-компаний, выступающих индустриальными партнерами вузов, (они разрабатывают и внедряют образовательные программы) тоже очевидна. Во-первых, пополнение собственного штата специалистами с наличием дополнительного специализированного профессионального профиля: ИТ-медики, понимающие запросы отрасли и способные ставить задачи по их реализации в коде - на вес золота. Во-вторых, наличие в отраслевой медицинской среде значимого процента квалифицированных кадров с цифровой подготовкой экспоненциально повышает эффективность использования предлагаемого цифрового инструментария от оборудования до бизнес-систем и аналитических компонентов.
И, наконец, больше всех выиграет социально-экономическая сфера России в целом. Построенная на первичных данных прозрачная экономика здравоохранения, наличие и быстрая доступность документации, медицинских данных для анализа и использования - мощнейший стимул в развитии отрасли здравоохранения.

Фактически, все роли от медицинской информационной системы (МИС) до министерского кабинета требуют специалистов с начальной ИТ-подготовкой, способных трансформировать «рабочее место» под собственные запросы - выводить нужные дашборды, справочники, анализировать данные, коммуницировать в оцифрованной отраслевой среде и принимать обоснованные решения. Такой подход полностью отвечает целям здоровьесбережения и помогает повышать качество жизни граждан.

Медики задают тренд

Первым начинать любое дело бывает непросто. Гораздо легче и безопаснее двигаться по уже сформированному кем-то треку. Но Казанский государственный медицинский университет (КГМУ) и ИТ-компания «БАРС Груп» увидели в развитии программ «цифровых кафедр» с нуля не только риск, но и массу открывающихся возможностей.

И все получилось!

30 июня состоялось вручение дипломов первым выпускникам цифровых кафедр КГМУ, студентам которого АО «БАРС Груп» помогло нарастить цифровые компетенции в рамках федеральной программы «Приоритет-2030».

«Пионерами» в освоении ИТ-медицины стали 153 слушателя: студенты 4-6 курсов, интерны и ординаторы. За 9 месяцев они прошли пять модулей: «Программирование на языке Python», «Базы данных и основы языка SQL», «Архитектура и разработка МИС. Федеральные МИС», «Региональные МИС на примере ГИС «Электронное здравоохранение Республики Татарстан». За обучением последовали производственная практика и защита проекта.

Итог успешной защиты - диплом государственного образца о повышении квалификации в области информационных технологий. Кстати, многие проекты были отобраны на грантовые программы, часть из которых принесла победу вузу и командам студентов.

На фото: первый выпуск «цифровых кафедр» КГМУ, руководство вуза и представители компаний - индустриальных партнеров программы
На фото: первый выпуск «цифровых кафедр» КГМУ, руководство вуза и представители компаний - индустриальных партнеров программы

«Цифре - быть»

Особое внимание уделено практике: студенты учатся работе в медицинской информационной системе по различным ролям, начиная с регистратуры и заканчивая специализированными рабочими местами врачей. В итоге, выпускникам цифровых кафедр будет значительно легче перейти к практике, понимая процессы информатизации здравоохранения и общей архитектуры медицинских информационных систем, освоив реальные навыки работы в таких системах.

По итогам обучения студенты формируют предложения по улучшению работы систем, отрабатывают алгоритмы использования их функциональных возможностей. Это радикально меняет подход молодого врача к работе с цифровыми инструментами, формируя не просто пользователя, а грамотного функционального заказчика внутри отраслевых подразделений.

Учебный процесс потребовал от студентов высокой самоотдачи. Часть ИТ-занятий «наслоилась» на сессию по основной специальности. Пришлось проявить завидную стойкость, чтобы выдержать сложнейшую зачетно-экзаменационную пору, параллельно осваивая программу «цифровой кафедры». Этот и ряд других недочетов в следующем учебном году будут устранены.

В целом «пробный шар» оказался более чем успешным. Спрос на «цифровые кафедры» высок как со стороны отрасли, так и самих студентов. Поэтому проект будет не только продолжен, но и выйдет на новый виток развития. «В стратегии развития КГМУ запланировано ежегодное 10% увеличение числа слушателей программы», - говорит зав. кафедрой цифровых технологий в здравоохранении КГМУ, доцент Ольга Бахарева.

Перспективы

Казанский медуниверситет - один из первых, но не единственный вуз, где будут готовить цифровых медиков.

Впереди множество ВУЗов, где «БАРС Груп» будет внедрять свои учебные системы (МИС) и продвигать обучающие программы. Перспективы взаимодействия уже намечены: мы давно работаем с Приволжским медицинским исследовательским университетом в Нижнем Новгороде. С Московской медицинской академией им. Сеченова взаимодействуем по научным вопросам, в том числе, по цифровым кафедрам. Сотрудничаем с университетом во Владивостоке, где есть инсталляция нашей учебной программы. Дальнейшие цели – развивать сотрудничество с Сахалином и Дальним Востоком, - отмечает заместитель генерального директора «БАРС Груп» Илья Глущенко.

По словам спикера, планы компании не ограничиваются разработкой прикладных программных продуктов для отрасли здравоохранения. В периметре проектов «БАРС Груп» также присутствуют такие сферы как строительство, контрольно-надзорная деятельность, финансовое управление, анализ данных и другие направления. По всем обозначенным тематикам планируется выстраивать сотрудничество с российскими вузами в разработке и внедрении программ профессиональной магистратуры.

«БАРС Груп» обладает компетенциями в широком спектре направлений, и нам есть чем поделиться со студентами и молодыми специалистами», - подытожил Илья Глущенко.

В 2022 году свыше 110 тысяч студентов были зачислены на «цифровые кафедры» 114 российских вузов. В сентябре 2023 года такое обучение с еще большим упором на практику будет доступно для 130 000 слушателей, набор во многих вузах уже открыт.

3
Начать дискуссию