О водных конфликтах, государственной границе и архипелаге Спратли

zakharovspace
zakharovspace

«Вода вбирает в себя все смыслы, связанные с жизнью, она соединяет пространства и времена, помогает передать любые настроения и выразить разные желания. Ценность воды настолько велика, что из-за нее бушевали конфликты в прошлом, и, если человечество не научится бережно относиться к этому ресурсу и справедливо его распределять, такие конфликты неизбежны в будущем», – профессор, д. и. н. Терновая Л. О.

Несомненно, вода является одним из основополагающих источников жизни. Практически ни один живой организм на Земле не может функционировать и развиваться без силы воды, а вода действительно обладает огромной силой. На первый взгляд кажется, что вода является чем-то обыденным, постоянным и непривлекательным ­– отнюдь, вода ­­– есть то, из-за чего человечество боролось на протяжении столетий. За воду проливалась, и продолжает проливаться кровь, борьба не остановлена, она лишь начинает набирать обороты. В данном контексте речь пойдет о конфликтах, связанных с использованием водных ресурсов, о том, на какие шаги готовы идти государства, ради сохранения территориально-водного баланса страны, а также о нарушении государственных границ, которые впоследствии воплощаются в повод для эскалации межгосударственного конфликта.

Итак, водная государственная граница, ровно, как и государственная граница ­­­– действительная или воображаемая линия, отграничивающая территорию одного государства от территории другого. Однако, на самом деле, разность сложности определения государственной границы на суше и государственной границы воды – колоссальна. В то время как границы на суше чётко обозначаются и имеют ясный территориальный характер, водные границы, как правило, океаны или крупные моря – сложны в контексте определения точной линии границы. И именно по этой причине, разные государства имели разные представления кому принадлежит какая часть океана или моря. Наиболее согласованная система территориальных прав на воду была создана в 1982 г. Объединенной Национальной Конвенцией по морскому праву. Конвенция позволила каждой стране в мире иметь прибрежную зону, так называемую – исключительно экономическую зону (далее – ИЭЗ). ИЭЗ каждой страны простирается на 200 морских миль, каждое государство имеет в пределах своей зоны исключительные и экономические права на добычу практически любых ресурсов в рамках отведенной территории. В данном контексте целесообразно упомянуть и про международные воды, простыми словами, это водное пространство, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства или государств.

Итак, в копилке мира существует множество межгосударственных конфликтов, связанных с территориально-водной целостностью государства. Примеров нарушения государственных границ действительно великое множество, начиная от пребывания украинских моряков в государственных водах России, заканчивая крупными столкновениями в Южно-Китайском море, с участием большого количества стран. В последнее время, конфликты, связанные с нарушением государственных границ, освещаются довольно часто, взять, например, столкновения на востоке Украины, или, продолжающийся уже на протяжении десятилетий, масштабный военный конфликт в Нагорном Карабахе. Безусловно, всё это имеет глобальный характер, который, откровенно говоря, всё труднее урегулировать с каждым днём. Однако, конфликты, связанные с водой, освещаются в средствах массовой информации крайне редко, и не в значительной степени, или вовсе не освещаются, что, конечно же, является недопустимым.

Таким образом, конфликт в Южно-Китайском море по всем своим меркам действительно масштабен. В данном контексте стоит отметить, что, зачастую, столкновения возникают между двумя враждующими странами, в виду каких-либо недоговоренностей, нарушений, споров. Такое столкновение именуется никак иначе, как – двусторонний конфликт. Но, важно понимать, что практически каждое государство в мире имеет союзников, которые, согласно каким-либо договоренностям или принципам готовы помочь союзному государству в разрешении спора, причём разными методами, будь то диалог, переговоры или же более радикальные меры – вторжение, захват, оккупация. В таком случае столкновение перерастает в многосторонний конфликт, с участием трёх и более государств. И именно последний имеет своё выражение в Южно-Китайском море. Конфликт одновременно охватывает шесть государств, которые имеют неимоверно конкурирующие амбиции: Бруней-Даруссалам, Малайзия, Республика Филиппины, Социалистическая Республика Вьетнам, Китайская Народная Республика, Китайская Республика (Тайвань).

ИЭЗ данных стран плотно пересекаются друг с другом, образуя некое единое поле, в котором одновременно пребывают все участники конфликта. В центре этого поля находятся редкие острова, на которые и претендуют все шесть стран. Более того, все вышеупомянутые страны создали на островах военные базы и направили туда военные силы для обеспечения выполнения своих требований. Очевидно, что разрешение конфликта имеет очень сложный характер, к тому же, Китай начал строительство искусственных островов в комплексе с авиабазами в этом районе, дабы еще больше усилить свои требования и показать своё превосходство над островами. В этом смысле могут возникать разные вопросы, вот один из них: «Почему из-за каких-то крошечных островов государства готовы идти на людские жертвы?». Ответ, пожалуй, предельно понятен – экономические, социальные и политические причины. Море – не только чрезвычайно богатое место для рыболовства, но и огромное хранилище обширных, нераскрытых запасов нефти и природного газа, которые могут быть легально и вполне обоснованно использованы только той страной, которой принадлежит ИЭЗ.

Необходимо подчеркнуть, что Южно-Китайское море является одним из важнейших морских путей во всём мире. Одна треть всей мировой торговли проходит именно через Южно-Китайское море. Впрочем, заявления внешнеполитических ведомств конфликтующих стран довольно агрессивны, и несут лишь деструктивный характер, в этой связи в ближайшее время вряд ли удастся увидеть разрешение территориального спора. Одним из наиболее возможных сценариев разрешения данного конфликта является создание и ратификация нового, общего для стран-участниц документа, который одновременно не будет противоречить нормам международного права и будет способствовать определенным договоренностям или компромиссам для враждующих государств.

Вопрос государственной границы был, есть и будет актуален всегда. Необходимо чётко понимать и отдавать себе отчет за те действия, которые принимаются на том или ином уровне власти. Международный конфликт возникает чуть быстрее чем догорают оставшиеся несколько сантиметров подожженной спички, и воспламеняется ярче, чем Солнце. Граница вбирает в себя все смыслы настоящей государственности. Государственность теряется тогда, когда происходит нарушение границы. Границы бывают разными, и ударение в разных языках ставится тоже по-разному ­– смысл один и тот же.

Начать дискуссию