Как именно совет директоров может помочь компании выйти на новый уровень?

управляющий партнер Kontakt InterSearch Russia

Если совет директоров сформирован правильно, он, безусловно, способен вывести компанию на новый уровень, включая выход на международную арену, так как совет директоров – весьма эффективный инструмент корпоративного управления, но есть случаи-исключения. Иногда он просто не нужен вашей компании и вместо того, чтобы принести профит, он в лучшем случае сработает как плацебо.

Совет директоров – это не только способ придать процессам компании ускорение, но и возможность быстро тестировать бизнес-гипотезы, но точно не стоит формировать совет директоров только потому, что он есть у всех и вам кажется, что это панацея.

Правильно сформированный совет директоров – это тот, в котором четко ясны роли участников, поставлены конкретные цели, выбрана оптимальная для компании регулярность встреч, члены совета директоров не подменяют операционную деятельность и являются сформировавшимися профессионалами.

Кейс: совет директоров сформирован, вроде все должно работать, но не работает.

Что происходит на самом деле: усилия совета директоров не всегда гарантируют достижение желаемых результатов, а просто факт наличия совета директоров в компании приводит тому развитию, которое было запланировано собственником. В ряде компаний совет директоров в основном предоставляет консультации и рекомендации по развитию, но сам не управляет компанией и не принимает ключевых решений, а собственник просто не слушает, что ему рекомендуют и считает, что он знает лучше. Такая ситуация неизбежно приведет к конфликту интересов, потере времени, денег и упущенным бизнес-возможностям. То есть, если нет доверия и собственник не готов принимать другую точку зрения, то совет директоров точно не самая лучшая идея.

Когда не имеет смысла формировать совет директоров:

· В случае если компания небольшая, а собственник единолично принимает все решения и не хочет или просто не готов слушать кого-то еще.

· Если собственник является носителем эксклюзивной экспертизы, то рекомендации и опыт совета директоров могут быть неприменимы или даже навредить бизнесу.

Когда имеет смысл формировать совет директоров:

· Если компания публичная, то совет директоров просто необходим. Он становится важным органом, способствующим эффективному управлению и поддержанию доверия к публичной компании.

· Если в управлении компании находятся только родственники, которые не всегда могут сохранять объективность – в этом случае совет директоров поспособствует трезвой оценке ситуации. Также в этом случае совет директоров может выбрать позицию «не соглашаться» с процессами, выстроенными в компании, чем поможет бизнесу. Важно, насколько собственники в принципе умеют слушать и принимать то, что им говорят.

· Бывают случаи, когда совет директоров – это способ решения конфликта между собственниками и/или акционерами. Но не всегда компании нужен именно совет директоров и можно начать с консалтинга.

Формирование повестки совета директоров и целей: что хотим видеть «завтра», через год, через 5 лет

Отсутствие сформулированной повестки почти всегда ведет к неудовлетворительной работе совета директоров. Прежде всего, важно определить цели, которые акционеры ставят перед бизнесом, а в дальнейшем перед советом директоров. Причем цели компании могут меняться в процессе работы, например, в зависимости от конъюнктуры рынка и в этом случае нужно корректировать или даже менять сам совет директоров. Также нужно менять совет директоров, если собственник понимает, что коллегиальный орган не работает.

Формат и регулярность встреч

Необходимо заранее установить формат взаимодействия и ключевые вопросы для обсуждения. Важна также регулярность встреч: слишком частые приведут к отсутствию времени для воплощения рекомендаций в жизнь, а слишком редкие могут обнулить все старания и получится так, что все, о чем говорили ранее уже реализовано и вы просто топчитесь на месте. Нужно выбрать такую периодичность, чтобы компания успевала реализовать намеченный план и не «простаивала в ожидании».

Определяемся с ролями

Нельзя советом директоров подменять операционное управление компании, то есть члены совета директоров не равно топ-менеджмент компании – их функционал принципиально различается. Роли всех членов процесса должны быть всем понятны и не вызывать дополнительных вопросов, только так совет директоров сможет функционировать эффективно.

Каким бы не был сильным совет директоров, если внутри компании нет сильной команды, которая сможет применить и на практике реализовать рекомендации – то результат будет неудовлетворительным.

Кто должен входить в состав директоров

Ключевыми критериями при выборе членов совета директоров являются экспертиза и опыт, а также доверие владельца бизнеса. Если нет доверия, то ни опыт, ни высокая квалификация не смогут исправить ситуацию, и собственник будет постоянно сомневаться в том, что ему предлагают делать с его бизнесом.

В совет директоров должны входить уже сформировавшиеся профессионалы, которые никому ничего не доказывают, а находятся на том уровне личностного и профессионального развития, когда пришло время делиться своей экспертизой с другими, а их основная мотивация – интерес и желание менять бизнес-реальность вокруг себя. Работа в совете директоров связана с самореализацией, возможностью делиться знаниями, созидать и создавать что-то новое, а также это возможность поднять компанию на новый уровень, не занимаясь операционным управлением. Знания и опыт, который поможет компании двигаться вперед – это драйвер для сильного профессионала, а также возможность, не погружаясь в рутину увидеть результат своих действий.

Для того, чтобы совет директоров работал слаженно, его члены должны друг друга дополнять, вплоть до того интроверты они или экстраверты. Командность совета директоров очень важна, он должен работать как единый механизм.

Как понять, что совет директоров выполнил свою функцию?

У любого совета директоров, каким бы он ни был эффективным, есть период «зрелости» — это 5-7 лет успешной работы. Также у каждого члена совета директоров наступает период осознания, что его миссия уже выполнена и он не сможет принести пользу компании.

11
Начать дискуссию