Проблема доверия. Почему соцсети все больше конфликтуют с авторами, и решит ли это Web 3

В апреле разгорелся большой скандал вокруг алгоритмов ВК. Сотни пабликов устроили бунт — появилось несколько больших статей о падении охватов сообществ и сокращении их доходов. Однако уход авторов на другие платформы давно не тренд, а факт последних лет.

Подобный конфликт наводит на мысль, что проблемы не только у пабликов или ВК — устаревает сам формат традиционных соцсетей. Расскажу, почему вероятно это так, и что с этим делать.

Проблема доверия. Почему соцсети все больше конфликтуют с авторами, и решит ли это Web 3

Можно ли разрешить конфликт между ВК и авторами

Что мы имеем? Между ВК и владельцами медиасеток можно наблюдать самое большое противоречие за последние годы. Паблишеры считают, что администрация соцсети намеренно урезает охваты «классических» пабликов в пользу блогеров. Есть аргументы, что перенаправление пользовательского внимания происходит вручную, из-за чего падают доходы владельцев сообществ. С другой стороны, мы слышим, что «неправы все», а админам давно пора работать над качеством контента, если они хотят оставаться ВК. Что это значит?

Все статьи о конфликте между соцсетью и админами объединяет одна общая тема — проблема доверия. Соцсеть часто меняет правила игры, а владельцы сообществ не хотят меняться вместе с ней. Допустим, ВК и правда хочет видеть больше инфлюенсеров у себя на платформе и помогать им. В помощь блогерам и креаторам создаются форматы эксклюзивных релизов ВК и запускаются крупные промо к ним. Но если со временем алгоритмы поменяются опять и уже не в пользу инфлюенсеров? Вернутся ли паблишеры, доверие которых подорвано? Вопрос не в том, можно ли разрешить конфликт. Но нужно ли это соцсети и пабликам на самом деле?

Виновата бизнес-модель традиционных соцсетей

Соцсети меняют алгоритмы ради собственной выгоды. Каким бы удивительным ни было это открытие для широкой аудитории, в последние годы конфликтов между руководством соцсетей и их креаторами становится все больше.

Бизнес-модель всех известных соцсетей — это развитие за счет доходов от рекламы. Они зависят от количества интеграций и нативных размещений, поэтому главный инструмент в руках команды любой площадки — монополия на алгоритм ленты. Соцсети отдают приоритет «быстрому» контенту для увеличения рекламных доходов и для этого меняют правила работы рекомендаций.

Проблема доверия. Почему соцсети все больше конфликтуют с авторами, и решит ли это Web 3

Почему проблема массовая

Падение охватов — это стремление соцсетей увеличить свои доходы за счет поднятия новых, более привлекательных для рекламы направлений. Так происходит везде.

Подобные споры возникли недавно вокруг Twitter, что привело к публикации алгоритма ленты соцсети. На странности рекомендаций часто жаловались и пользователи Facebook, а удержание внимания ради интеграции максимально возможного количества рекламы как будто стало целью TikTok.

А среди российских площадок (кроме ВК, регулярно меняющего алгоритмы) в последнее время стали заметны претензии авторов и к Дзен. Если поискать гайды для заработков на этой площадке, все советы будут сводиться к «увеличению частоты публикаций» или «созданию вовлекающих заголовков и креативов». То есть к графомании и кликбейту, за который, кстати, вас быстро забанят.

Поэтому неважно, развиваете ли вы ВК или TikTok, Дзен или Twitter — площадкам нужна высокая частота постинга. Что не гарантирует высокого дохода.

Продолжать ли авторам борьбу за свои доходы или искать новые способы монетизации

Еще один важный пойнт из дискуссии вокруг падающих охватов — разговор о переходе в другие платформы. На мой взгляд, самое здоровое мнение звучит так: «Серьёзные проекты должны выходить (и давно вышли) за пределы одной соцсети».

Естественно, что после обновления алгоритмов у части создателей контента возникает мысль переливать свою аудиторию на другие площадки, чтобы не лишиться дохода. И это нормально с точки зрения бизнеса. Ненормальна ситуация, когда админы пытаются угодить алгоритму, а не своей аудитории. Креаторы ждут рекомендаций и советов, какой контент создавать, и какие форматы сейчас в приоритете. Но это не принесет ценности пользователям, но принесет доходы соцсети.

Так, бороться ли за доходы или искать новые способы монетизации?

Что делать дальше? Криптосоцсети?

Итак, у медиабизнеса в соцсетях четыре главных препятствия — монополия платформ на алгоритм ленты, кризис взаимного доверия между топ-менеджментом и креаторами, сложности монетизации и сокращающаяся ценность контента для аудитории.

Здесь начинается самое интересное, потому что все эти проблемы созданы не соцсетями. Так выглядит и работает концепция Web 2 — то есть подавляющая часть сегодняшнего интернета. Здесь и сейчас весь контент принадлежит не авторам, а компаниям, на серверах которых он публикуется. Это и есть причина сегодняшнего конфликта.

Совсем иначе ситуация выглядит в Web 3 — децентрализованном интернете на блокчейне. Не уходя далеко в технические подробности, скажу, что тут уже есть свои социальные сети, которые строятся на серверах, не принадлежащих конкретному бизнесу. Каждый пользователь и автор в Web 3 владеет своими личными данными сам. Поэтому в SocialFi-криптосоцсетях авторы — владельцы собственного контента, упакованного в цифровой актив. И это принципиально другая бизнес-модель, с иными способами монетизации, которая, на мой взгляд, может решить многие конфликты.

Изображение: CNews
Изображение: CNews

Будут ли криптосоцсети интересны авторам и аудитории

SocialFi — новое направление в индустрии децентрализованных интернет-проектов. Концепция соцсетей на блокчейне пока плохо знакома массовому пользователю и выглядит довольно сложно. Почему тогда она должна стать популярной? Все дело в доверии, ценности и отсутствии цензуры.

Децентрализованная соцсеть принадлежит не ее создателям, а сообществу, которое владеет токенами проекта. Аудитория может самостоятельно решать, в каком направлении будет развиваться соцсеть. Такая модель исключает возможность существования монополии на алгоритм ленты и контроля за ней только одной группы инвесторов. В SoFi-проекте контент ранжируется по уровню его ценности для пользователя, а доходы креаторов зависят от одобрения сообщества.

Проще говоря, в криптосоцсети автор может публиковать то, что нравится ему, а если контент заходит аудитории, креатор получит доход. Не подстраиваясь под правила, не рискуя получить бан, зная, что получит доход. Пользователи криптосоцсети могут быть ее владельцами, также получая профит. А если им нравится просто скроллить ленту — они получат не тот контент, что продает, а то, что понравилось и заинтересовало других людей.

Главные SoFi проекты

Криптосоцсети появились еще в 2010 году. Первые пробы были плохо масштабируемы, а их механики продуманы не до конца. Затем было создано множество сетей на блокчейне. Некоторые из них популярны и сегодня. Например, Minds — сочетание Facebook, Twitter и YouTube или BitClout. Последний проект получился скандальным и известен тем, что копировал профили, популярные в Twitter. Сегодня есть несколько криптосоцсетей с продуманной экономикой, живой аудиторией и понятным функционалом.

MAIN — новый Reddit

В MAIN все участники сообщества могут быть его владельцами, совместно решая, как будет развиваться проект. Концепция проекта похожа на Reddit, ведь тут тоже есть борды — сообщества по тематикам, где публикуется контент и общаются пользователи.

Токены бордов можно покупать и продавать, и чем популярнее становится сообщество, тем больше его капитализация. Монетизируются и создание контента, и активность пользователей в соцсети. Пользователи могут инвестировать в монеты сообществ и получать награды за общение, посты, модерирование контента. Монеты распределяются ежедневно.

Сегодня в MAIN уже есть несколько русскоязычных сообществ, которые превысили по капитализации $10к, а топовый борд стоит более $30к. Вся ценность хранится на кошельках самих пользователей, и они в любой момент могут зафиксировать прибыль. Также пользователи могут инвестировать в нативный токен проекта — MAIN. Его можно использовать для покупки монет бордов или хранить в качестве инвестиции. Вместе с ростом аудитории растет сложность сети, спрос на токен, а значит и его стоимость. Эмиссия MAIN ограничена 1 млрд монет.

Проблема доверия. Почему соцсети все больше конфликтуют с авторами, и решит ли это Web 3

Entre — LinkedIn на Web 3

Это проект помогает инвесторам и предпринимателям находить друг друга, общаться и заключать сделки. Entre дает возможность искать сотрудников, проводить встречи в цифровых коворкингах, и в целом работать дистанционно. Это миссия перекликается с основной ценностью команды проекта, которая полностью децентрализована и работает удаленно.

Монетизировать контент в Entre можно с помощью закрытых бизнес-ивентов, полезных для предпринимателей, инвесторов и профессионалов трансляций. Доход пользователям также приносят сообщения и комментарии.

Проблема доверия. Почему соцсети все больше конфликтуют с авторами, и решит ли это Web 3

Mirror — тексты

Проект создан в 2020 году для авторов и читателей и помогает им общаться напрямую без посредников (издательств). Главный вид контента в Mirror — тексты, которые упакованы в NFT. Это и есть главный способ монетизации — произведения можно выставить на аукцион и продать. Публикуемые материалы хранятся на блокчейне, чтобы защитить авторов от плагиата.

Также в Mirror есть краудфандинговая платформа, которая помогает авторам собирать средства для создания произведений. Если читатели оценят проект и захотят в него инвестировать, автор получит фондирование. После публикации материала читатели также смогут разделить прибыль от его продаж вместе с автором.

Проблема доверия. Почему соцсети все больше конфликтуют с авторами, и решит ли это Web 3

Вместо вывода

Традиционные соцсети будут и дальше менять алгоритмы, стремясь заработать. Это не их вина или алчность, а принцип устройства сегодняшнего интернета. Когда-то они вытеснили форумы, потому что давали авторам большую свободу в управлении сообществами. Однако с приходом монетизации контента в соцсети оказалось, что креатор получает лишь часть дохода, потому что работает на инфраструктуре компании.

Решением может быть Web 3. В ее концепции авторы остаются владельцами контента, потому что сами хранят свои данные. Децентрализованный интернет и криптосоцсети хороши тем, что здесь популярность автора зависит лишь от его креативности и интереса аудитории. Поэтому на новых площадках маловероятны конфликты, которые приводят традиционные соцсети к упадку.

5353
20 комментариев

На web3 проект с безграмотным управлением просто не найдет аудиторию. А если люди пользуются, то они и управляют - так в теории) Посмотрим, как будет развиваться дальше

2
Ответить

Найдёт и посмотри сколько скама развелось. Уже даже хакеры показывают своим примером, что сознательное социальное взаимодействие - это будущее, либо конец истории. Выбор за каждым из нас, поэтому я выбираю web3, а в web3 я выбираю MAIN, потому что там есть всё, что мне действительно необходимо. с:

Ответить

MAIN топчик

2
Ответить

Не безграмотное управление, а узкое мышление. Руководство не развивается само и за собой топит любую соцсеть + бизнес акционеров.
Поэтому Маск и купит Твиттер, у него кругозор больше и он видит недостатки развития соцсети в мировом мышлении с перспективой на будущее, хотя бы в измерении полетов на Марс.
Второй вариант это соцсеть основанная бывшим президентом Трамп. Там совсем другие люди общаются и туда так просто не попадешь...
Касаемо Фейсбука то Цукенберга приструнили в конгрессе сша, когда он начал показывать себя и позиционировать свою соцсеть, что она умнее и он сам всего конгресса сша. Ему просто запретили быть умным, тоже самое в России.

1
Ответить

Кстати, Twitter в SocialFi тоже инвестирует)

2
Ответить

Соцсети политизируются сильнее и сильнее, история с веб3 может стать классной свободной альтернативой в будущем:)

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить