Как отлынивать от работы

Дорожная фреза для снятия верхнего слоя асфальта
Дорожная фреза для снятия верхнего слоя асфальта

Это была моя первая настоящая работа, за которую платили достойную для студента второго курса зарплату в $200/мес. Но все по порядку.

Только закончив второй курс БГУИРа (университет радиоэлектроники) в Минске пришлось думать, что делать дальше. Всех иногородних студентов отправляли домой, но был способ остаться в общежитии на лето: пойти в стройотряд. Это был блестящий план: заработать немного денег и все лето развлекаться в Минске без бремени учебы и родительского контроля. Но, чтобы попасть в строй-отряд пришлось пройти через квест. Во-первых нужно было записаться в БРСМ (молодежная организация при университете). Мы поставили подписи в нескольких специальных журналах и получили удостоверения и значки. Ещё нужно было посетить мероприятие, организованное БРСМ в качестве его участника. И пройти небольшую медкомиссию, где тебя раскручивают на стуле и смотрят, чтобы ты не упал встав на ноги. С одной стороны это должно выявить возможную патологию вестибулярного аппарата, что необходимо учитывать, если отправляешь человека на высотные работы, и с другой стороны медкомиссию проходили только люди, способные весь день заливать за воротник и при этом крепко стоять на ногах (об этом позже).

Дальше нам просто сказали куда ехать на работу и в какой день. Удивительным было то, что ехать надо было не по конкретному адресу, а просто на проспект Пушкина например, возле какого-то парка. Но мы без труда нашли нужное место по бытовке и дорожной технике. Главного дорожной бригады звали Саша. Он нам и сказал, что работать будем на "фрезе". Точнее не на ней самой, а возле нее.

Фреза -- это здоровенная машина на гусеницах, для того, чтобы снимать верхний слой асфальта. Поскольку асфальт периодически меняют, то без фрезы его приходилось бы класть слой за слоем выше и выше, что не очень практично. Конкретно наша фреза была желтого цвета и была из Италии. Ей управляли двое рабочих, которым повезло даже обучиться в Италии мастерству управления этой фрезой. Процесс был такой: фреза медленно движется по асфальту, снимает верхний слой, и по конвейеру отправляет его в грузовик. Нам же надо было идти за фрезой и собирать лопатами крошку, которая оставалась на земле. Все вроде бы просто, но оказывается, что после 8 часов, проведённых на жаре, устаешь настолько, что вечером хватает сил только на приготовление ужина, и идти уже никуда не хочется. Так я и понял впервые в жизни как живут работяги.

Плюс фрезой все не ограничилось: мы и клали асфальт, и тягали плитку, и любую тяжесть. Вобщем работали как муравьи. Из плюсов было то, что за вредность нам каждый день выдавали молоко либо кефир на выбор. И была возможность заказать обед, который привозили в металлических переносках:

На каждом этаже свое блюдо: суп, каша с котлетой, десерт
На каждом этаже свое блюдо: суп, каша с котлетой, десерт

Обедали всей гурьбой с рабочими: садились в круг, откуда в разные стороны вылетали бутылки из-под дешевого вина. Я в то время не пил, так как не понимал, как это можно делать, и потом весь день еще вкалывать с лопатой.

Однако от рабочих мы научились множеству полезных трюков как профессионально отлынивать.

Во-первых это перекур. Не знаю почему, но если ты куришь сигарету, то к тебе не мог докопаться абсолютно никто, включая даже самое высокое начальство. Возможно, это какой-то социальный контракт, или традиция дорожных рабочих. Но факт остается фактом, закуривая, ты как будто надевал шапку-невидимку. Так что курить приходилось много и не спеша.

Во-вторых можно было просто куда-то идти с лопатой. Если ты идешь и у тебя в руках лопата, значит тебе кто-то сказал куда-то идти и что-то копать. Поэтому нет смысла тебя запрягать другой работой. Но тут сильно тоже не походишь, ноги все равно устанут.

В-третьих можно было просто отметиться с утра и дальше спрятаться во дворах. Но тут уже можно было нарваться на недовольство коллег, которым приходилось делать всю работу самим. Нам было проще слиться с толпой, так как мы представляли собой печальное зрелище. Если все рабочие были в спецовках, то нам выдали только оранжевые жилеты и были мы одеты кто во что горазд. Одним словом в рванье, которое не жалко испачкать в битуме.

Иногда приходилось работать ночью. Чтобы не перекрывать движение в часы пик. Ночная работа мне нравилась прохладой и тем что нет никакого начальства. Рабочие тоже пользовались моментом и пили еще больше. Но надо понимать, что фреза создает очень большой шум. И это скорее всего не давало спать жителям близлежащих домов. Помню однажды ночью снимали фрезой асфальт в районе метро пл. Я. Коласа и из-под земли выбежали перепуганные "кроты" (так называют метрошных милиционеров). Оказалось что их каморка, где они спали, оказалась прямо под фрезой и они подумали, что началось землетрясение.

Работали мы до конца лета, потом началась учеба. Вернувшись в группу, я вскоре понял, по странным вопросам одногруппников, что они все думали, что я отдыхал на лучших европейских курортах, так как, откровенно говоря, у меня был потрясающий загар, от пяток до макушки. Больше такого загара у меня в жизни никогда не было. Так что всем советую не солярий, а асфальт!

В целом работа на асфальте дала точное понимание, что это не мой путь. Кто-то из рабочих постоянно квасил, кого-то за пьянку уволили, кого-то взял ОБЭП за кражу плитки. В целом там были и положительные персонажи и я надеюсь, что у них все сложилось хорошо. А я решил, что буду искать работу в IT. И вскоре стал делать видеомонтаж для свадеб. О чем расскажу в другой раз.

А какая была ваша первая работа?

11
2 комментария

Про кротов забавно, надо запомнить.

Ответить
Автор

Не благодарите

Ответить