Интеллектуальная собственность – это не воздух

Как креативные продукты стали выгодным активом

Еще лет 30 назад звезды эстрады вообще не задумывались о том, что их песни чего-то стоят, если, конечно, не исполняешь их перед зрительным залом. Существовала единственная рабочая схема – дать концерт и получить за него гонорар. О том, что за использование музыки или другого творческого контента нужно платить, никто не задумывался, в том числе и его авторы. Если единицы самых настойчивых добивались и получали наличные за то, что их песня, например, прозвучала на вернисаже, это было каким-то космосом, случаем из ряда вон.

Когда в России задумались о монетизации творчества?

Вы удивитесь, но история авторско-правовых обществ в нашей стране насчитывает более 140 лет – первое было создано драматургом Александром Островским еще в 1874 для защиты материальных интересов писателей в случае исполнения их пьес театрами Российской империи. Но разумеется, схема его работы была очень и очень далека от современных реалий. Более внятная система монетизации креативных продуктов начала выстраиваться в России только в начале 90-х годов XX века. В 1992 появилось РАИС – Российское агентство интеллектуальной собственности, а в 1993-м – РАО (Российское авторское общество). В РАО начали активно вступать писатели, музыканты, драматурги, сценографы, переводчики, художники. Тогда их было около 4000, сейчас – более 26 000. На договорной основе общество стало управлять и правами музыкальных издателей.

Что происходит сегодня?

Человеку, далекому от музыкальной или любой другой креативной индустрий, все равно не до конца понятно, что за музыку, которая звучит в ресторане, караоке или торговом центре, площадка должна платить автору. Точно так же, как и за ее исполнение на концерте. Иногда, когда я рассказываю об этом своим знакомым, работающим в других сферах, они очень удивляются: «Даже в автобусе?» Конечно – как и в любом общественном месте. Это также касается использования отрывков произведений в рекламе или кино. Даже если актер напевает какую-то песню в фильме, за это тоже нужно платить, заранее получив разрешение на использование. И все-таки сегодня интеллектуальная собственность становится более осязаемой. В интервью артисты и видеоблогеры открыто говорят о том, что это реальный актив, и они получают деньги за прослушивание своих треков на стриминговых площадках, за рекламные интеграции. Это ведет к тому, что уровень осознанности – и самих креаторов, и потребителей контента – повышается. Представители творческих профессий понимают, что создают продукт определенной стоимости. А любители качественной музыки, кино и видеоблогинга, в свою очередь, готовы за него платить. Креативная экономика активно развивается, и этот процесс будет продолжаться.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда