Как управлять разновозрастной командой и повышать мотивацию людей к работе

Сегодня на рынке труда происходит нечто интересное. На рабочих местах можно увидеть представителей сразу четырёх поколений: бэби-бумеров, поколений X или иксеров, Y или миллениалов и Z или зумеров. Взаимоотношения между ними не всегда складываются просто. Лидерам межвозрастных команд нужны знания и навыки, помогающие создавать атмосферу доверия и побуждающие людей работать слаженно и эффективно.

Какие сложности во взаимоотношениях разновозрастных людей

  • Эйджизм или предубеждениями по возрасту. Например, молодые поколения не соглашаются с мнениями старших коллег и наоборот— старшие поколения не слышат или недооценивают мнения молодёжи;
  • Ложные стереотипы о поколениях. Например, что гибкий график подходит только миллениалам, зумеры склонны к депрессии,а иксеры — все как один циники;
  • Разное отношение к миру. Столкновение различных убеждений, корпоративной этики и стилей общения могут провоцировать конфликты. Например, бэби-бумеры и иксеры предпочитают работать в офисе и разграничивают рабочее и личное время,а миллениалы и зумеры удалённо и не разделяют рабочее и личное время;
  • Различия в форматах коммуникаций. Например, поколениебэби-бумеров предпочитает общаться по телефону или по электронной почте, а миллениалы и зумеры поддерживают цифровое общение через мессенджеры или соцсети.

Избегание конфликтных ситуаций может привести к формированию команд с «похожими» сотрудниками, в которых люди чувствуют себя комфортно. Такая однородность не рождает новые идеи и не подталкивает к проведению мозговых штурмов для выбора лучшего решения задачи.

Что отличает и мотивирует представителей различных поколений

«Чтобы управлять поколениями, мы должны научиться помнить друго друге и относиться друг к другу как к личности», — говорил американский эксперт по профессиональному развитию Брюс Мэйхью. Для лидера важно понимать менталитет представителей разных поколений, уметь предотвращать конфликты и учиться мотивировать людей.

Согласно данным Росстата за 2019 год. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Frosstat.gov.ru%2F&postId=277292" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://rosstat.gov.ru</a>
Согласно данным Росстата за 2019 год. https://rosstat.gov.ru

Поколение бэби-бумеры: рождённые с 1946 по 1964 год

Это пожилые люди предпенсионного и пенсионного возраста, которые сделали карьеру в молодости и занимают экспертные и руководящие должности. Их характеризуют трудоголизм, консерватизм, культ молодости и командный дух. Бумеры ориентированы на работу, лояльны и циничны. Это поколение не нуждается в постоянной обратной связи от руководства: они придерживаются правила«всё хорошо, если ты ничего не говоришь».

В чём трудности общения с бумерами?

Бумеры не доверяют современным технологиям, а делают ставку на опыт и дисциплину. Поэтому они часто ворчат и считают молодые поколения инфантильными и безответственными. Для поддержания рабочего тонуса бумерам полезно делегировать ответственные задачи и стимулировать их похвалой или вызовом.

Какая мотивация нужна бумерам?

Поскольку бумеры — целеустремлённое поколение, их можно мотивировать положительными отзывами, продвижением по службеи профессиональным развитием. Они будут благодарны за комфортные условия работы: просторный и удобный офис, бесплатные обеды и наличие парковочных мест.

Бумеры предпочитают денежное вознаграждение, но могут пользоваться и нематериальным вознаграждением, например признанием коллег, добровольным медицинским страхованием, надбавкой за выслугу лет.

Поколение Х: рождённые с 1965 по 1979 год

Это поколение росло во время массовой компьютеризации, поэтому иксеры стали технически грамотными специалистами. В детстве иксеры проводили много времени в одиночестве, поэтому привыкли быть самостоятельными и независимыми. Это помогло сформировать у них дух предпринимательства. Представителей поколения X отличают демократические взгляды, индивидуализм и прагматизм.

Иксеры научились находить баланс между работой и личной жизньюв большей степени, чем бэби-бумеры. Они увидели и осознали, как их трудолюбивые родители «выгорали» на работе.

В чём трудности общения с иксерами?

Даже если они не начинают собственный бизнес, иксеры предпочтут работать независимо и с минимальным контролем. Представители поколения Х критикуют бумеров за консерватизм и излишний трудоголизм и читают, что продвижение по службе должно основываться на компетенциях, а не на возрасте или трудовом стаже. При этом иксеры не доверяют мнению миллиниалов и зумеров или недооценивают его. Для поддержания рабочего тонуса иксерам полезно делегировать подготовку новых проектов или идей по улучшению существующих процессов. Они готовы быть наставниками и обучать молодежь.

Какая мотивация нужна иксерам?

Поколение Х ценит возможность расти и делать самостоятельный выбор. Для иксеров важно устанавливать хорошие рабочие отношения с руководителем. Этих людей можно мотивировать признаниемсо стороны руководства, выплатой бонусов и возможностью приобретать акции компании. Иксерам нравится гибкий графики возможность работать удалённо.

Поколение Y или миллениалы: рождённые с 1980 по 1995 год

Это поколение является самым быстрорастущим сегментом рабочей силы в мире. Они первые начали получать информацию из интернета и быстро приобрели самостоятельность. Представители поколения Y составляют высокий процент основателей стартапов. Миллениалы не так лояльны, как другие поколения: они «продают» свои навыки тому работодателю, который готов больше заплатить.

В чём трудности общения с миллениалами?

Представители поколения Y — уверенные в себе люди, ставящие под сомнения любые авторитеты. Они высказывают несогласие и упрекив отношении мнения старших поколений и недооценивают идеи младших. Для поддержания рабочего тонуса и интереса к работе миллениалам можно делегировать задачи по обработке большого объёма информации и подготовке креативных идей.

Какая мотивация нужна миллениалам?

Для миллениалов важна корпоративная культура, атмосфера творчества и доверия. Поколение Y процветает, когда в компании есть чёткая структура и стабильность, возможность непрерывно обучатьсяи получать быструю обратную связь. Миллениалы хотят работатьв среде, где они могут свободно общаться с людьми.

Представителей поколения Y мотивирует гибкий график работы, современный офис, скидки на фитнес и возможность участвоватьв новых проектах. Им важно быть вовлечёнными в жизнь компании: покупать акции компании, проходить непрерывное корпоративное обучение и повышать квалификацию.

Поколение Z: рождённые с 1996 по 2010 год

Это поколение активно выходит на рынок труда и догоняет по численности миллениалов и иксеров. Зумеры лучше других разбираются в цифровых технологиях и интересуются современной культурой. Поколение Z отличает инклюзивность: они заботятсяоб экологии, выступают за равноправие и поддерживают однополые браки.

Для зумеров важно понимать структуру компании, общаться со всеми лично и участвовать в большом количестве проектов. Они ожидают открытости, прозрачной структуры и понятных задач.

В чём трудности общения с зумерами?

Чувствительные зумеры не принимают критику и резкие оценки со стороны старших коллег, поэтому предпочитают поддерживать цифровой формат общения через мессенджеры и социальные сети. Они не уважают авторитеты или опыт работы, а ценят технологичность, креативностьи быструю реакцию на происходящие изменения. Для поддержания рабочего тонуса зумерам полезно привлекать к участию в цифровых проектах, поручать ответственные задачи, которые можно сочетатьс гибким режимом работы.

Какая мотивация нужна зумерам?

Поколение Z ценит награды за соревнования, свободный дресс-коди вещи с символикой бренда. Зумерам нужно предлагать корпоративное обучение и возможность переводиться в другие подразделения компании. Они мотивированы гибким графиком работы, наставничеством и постоянной обратной связью.

Эффективный лидер — это командный коуч и наставник для сотрудников. Он создаёт особую среду и формирует ценности и доверие внутри команды. Задаёт тон общения, определяет правила поведения и убеждается, что все люди в команде правильно понимают и выполняют эти правила. Опытный лидер является заботливым руководителем: ценит мнение каждого сотрудников, проявляет терпение и эмпатию и при этом никого не выделяет.

Какие преимущества у разновозрастных команд

Понимая особенностям разных поколений, команда может добиваться высоких результатов работы. И вот почему:

- Взгляд на проблему с разных точек зрения. Нестандартное мышление в сочетании с жизненным опытом может стать трамплином для команды. Это позволит находить нестандартные подходы к решениям задач и создавать инновационные продукты и сервисы.

- Понимание ожиданий клиентов. Например, у клиентов b2b-сегментана уровне менеджмента работают представители минимум трёх поколений: бэби-бумеры, иксеры и миллениалы. Поэтому проектная команда из разновозрастных представителей поможет быстро и на интуитивном уровне понять, какое решение можно предложить каждому из них. Если есть цель создать продукт для широкой аудитории, например проект электронной коммерции или мобильное приложение, то персонализация на основе поведения людей разного возраста поможет создать положительный потребительский опыт.Или лучше понять целевые аудитории, которые хочет охватить бизнес.

- Среда для профессионального развития. В межпоколенческих командах молодые люди могут пользоваться многолетней экспертизой старших коллег и их знаниями отрасли. А навыки цифровых коммуникаций и знания новых технологий молодёжи помогут старшим коллегам быстрее и технологичнее справляться с задачами.

Общие рекомендации для лидеров по управлению разновозрастными командами

  • Нанимайте на работу подходящих людей, которые хорошо вписываются в корпоративную культуру вашей компании и разделяют её ценности.
  • Будьте командным коучем и объединяйте в команду людей разных возрастов с учётом уникальных способностей и сильных сторон каждого сотрудника.
  • Проводите регулярные планёрки, чтобы каждый сотрудник был вовлечён в корпоративную жизнь и понимал командные целии задачи.
  • Следите за словами в команде и боритесь с возрастными стереотипами. Воздерживайтесь от обидных слов, например, называть молодых сотрудников «падаванами» или привязывать «олдскульность» к возрасту старших коллег.
  • Выстраивайте позитивный диалог и задавайте правильные вопросы. Посмотрите на свою манеру поведения со стороны других сотрудников и определите правила поведения, которые не спровоцируют сотрудников другого возраста на сопротивление.
  • Уважайте мнения каждого члена команды, умейте интеллигентнои аргументированно обсудить вопрос и найти решение. Прокачивайте навыки убеждения и управления конфликтами.
  • Найдите правильный способ обратной связи — выберите форматс учётом особенностей и привычек коллег разного возраста.
  • Адаптируйте каналы коммуникаций и научите всех сотрудников пользоваться ими. Можно использовать несколько каналов: одни для обмена знаниями и ежедневного общения, вторые — для групповых обсуждений, третьи — для решения сложных задач.
  • Организуйте регулярные командообразующие и спортивные мероприятия: это поможет людям совместно преодолевать трудности и лучше узнавать друг друга в неформальной обстановке.
  • Поддерживайте инициативу членов команды по улучшениям производственных процессов и стремление к профессиональному росту.
  • Поощряйте баланс между работой и личной жизнью и предоставляйте сотрудникам гибкий режим работы, вознаграждения, медицинские, социальные и другие льготы.
Начать дискуссию