Как развивать вовлечённость сотрудников и прокладывать путь к успеху компании

Многие сотрудники на сегодняшнем рынке труда через 1-2 года перестают вдохновляться своей работой — им становится скучно. Когда люди не видят перспектив в организации, они начинают искать новую интересную работу. Согласно данным исследования Gallup, если в компании работают 1000 сотрудников и при этом 51% людей не чувствует связи со своей компанией, то в течение одного года из неё могут уволиться до 510 сотрудников.

Большая текучесть кадров истощает организацию: в ней остаётся мало людей, имеющих профессиональный опыт и готовых им делиться с молодыми специалистами. Такая организация никогда не получит выгоды от золотого сочетания знаний и навыков, которые помогают бизнесу процветать.

Компании, ориентированные на таланты, знают, что сотрудники — их главный ресурс для достижения успеха в бизнесе. Исследование аналитических услуг Harvard Business Review показало, что 92% руководителей компаний считают, что вовлечённые сотрудники работают лучше и помогают успеху своих команд. Люди, чувствующие связь с организацией, работают «с огоньком» — быстро и качественно, «зажигают» коллег и надолго «остаются в строю».

Что такое вовлечённость

Вовлечённость сотрудников — это сила ментальной и эмоциональной связи, которую люди испытывают к своей работе, командам и организации.

Вовлечённость определяется отношением сотрудников к своей организации.

Выделяют 4 основные группы сотрудников:

  • Высоко вовлечённые сотрудники

Активные люди, которые положительно отзываются о работе и компании. Они настроены расти в компании и оставаться лояльными длительное время.

  • Умеренно вовлечённые сотрудники

Эти сотрудники в целом довольны компанией и руководителем, но что-то их настораживает. Они с меньшей вероятностью будут просить о дополнительных обязанностях и могут хуже работать.

  • Едва вовлечённые сотрудники

Это сотрудники, которые равнодушны к компании. Им не хватает мотивации, поэтому они делают только свою работу и не хотят большего. Они с большей вероятностью ищут новую работу и представляют высокий риск текучести кадров.

  • Отключенные сотрудники

Эти сотрудники имеют негативное мнение о компании. Они не связаны с миссией, целями и будущим организации. Такие люди представляют риск для компании: с ними нужно общаться и не допускать, чтобы их негативное восприятие работодателя не нанесло ущерб всему коллективу.

Вовлечённость часто путают с понятиями: счастье, удовлетворение и благополучие. Эти состояния безусловно важны для сотрудников, но принципиально отличаются от вовлечённости:

  • Счастье — это краткосрочное состояние. Например, сотрудник может почувствовать временное счастье от повышения, но вскоре снова потерять вовлечённость.
  • Удовлетворённость означает, что сотрудника просто устраивает его работа и он не хочет ничего делать сверх своих должностных обязанностей. Например, не хочет участвовать в командных мероприятиях или делает это с усилием над собой.
  • Благополучие определяется тем, насколько хорошо сотрудник умеет справляться со стрессом или как реализует свой творческий потенциал. Вовлечённость сосредоточена на связи сотрудника с компанией, а не только на его собственном благополучии.

Преимущества организации, развивающей вовлечённость

Повышается продуктивность работы

Исследование показало, что вовлечённые сотрудники на 17% продуктивнее своих коллег. Они с большей вероятностью будут усердно работать на результат организации.

Отсутствует текучесть кадров

У вовлечённых сотрудников нет причин искать работу в другом месте, потому что они:

  • знают, что получат признание за свой вклад в общее дело;
  • видят возможности для профессионального роста и карьеры;
  • понимают, какие изменения происходят в компании и почему.

Повышается удовлетворённость клиентов

72% руководителей согласны с тем, что в компаниях с вовлечёнными сотрудниками больше довольных клиентов. Такие сотрудники дорожат работой, следовательно, и своими клиентами.

Уменьшается количество отсутствий на рабочих местах

Когда сотрудники привержены миссии компании, они хотят работать и редко покидают рабочие места. У таких работников случаи невыхода на работу сокращаются на 41%.

Улучшается здоровье сотрудников

Вовлечённые сотрудники реже испытывают стресс и страдают хроническими заболеваниями. Они с большей вероятностью будут принимать здоровую пищу или заниматься спортом.

Снижается производственный травматизм

Исследование показало, что на рабочих местах с высокой занятостью происходит на 70% меньше инцидентов, связанных с производственной безопасностью.

Каковы движущие силы вовлечённости

Исследование уровня вовлечённости определило 8 основных факторов вовлечения людей в жизнь организации.

1. Хорошее самочувствие на рабочем месте

Самочувствие сотрудников является одним из важных факторов вовлечённости. Сотрудники, которых окружает высокая культура поведения со стороны руководства и членов команды, лучше сосредотачиваются на работе и достигают личных и командных целей. Такие люди умело сочетают работу и личную жизнь.

Руководству компании и лидерам команд необходимо заботиться о самочувствии людей и создавать для них безопасную и доверительную среду. По возможности предотвращать конфликты в командах или быстро их устранять. Давайте людям делать перерывы на рабочем месте или установите гибкий график работы.

2. Делегирование полномочий

Как вы думаете, насколько хорошо будут работать люди, когда им постоянно говорят, что и как нужно делать? Научитесь расширять права и возможности сотрудников и делегировать им новые полномочия.

Лидеры команд не должны заниматься микроменеджментом — это нужно отдавать сотрудником, чтобы стимулировать их самостоятельность и ответственность. Расширение прав и возможностей даст людям возможность принимать собственные решения.

3. Комфортные условия труда

Как работают люди, находясь по 8 часов в душном или унылом помещении? Или в помещении с тусклым освещением и посторонним звуками? Комфортные условия на рабочем месте дают людям необходимые удобства и повышают их заинтересованность.

Важно заботиться о здоровье людей — вовремя убирать помещение, очищать воздух, предлагать вкусную и полезную еду. Во многих компаниях существует практика кормить людей фруктами в осенне-зимние периоды. Или принимать в штат врача, который может быстро измерить давление и оказать необходимую медицинскую помощь. Эти приятные, но важные мелочи дадут ощущение заботы и комфорта и повысят лояльность людей к компании.

4. Поощрение карьерного роста

Организации необходимо понимать, что у сотрудников есть личные и профессиональные цели и они взаимосвязаны. Если ваши сотрудники не видят возможностей карьерного роста в вашей компании, они скорее всего надолго не задержатся. Большой процент отсева означает потерю ресурсов и денег. А когда сотрудники видят, что их коллеги уходят, то их моральный дух падает.

5. Усиление бренда

Когда сотрудники согласны с миссией и целями компании, они чувствуют себя частью организации и с радостью возьмутся за новые проекты.

Важно укреплять бренд и корпоративную культуру и доводить информацию до каждого сотрудника через интранет. Так вы сможете выровнять информационное поле и поможете людям быть причастными к компании.

6. Информирование о бизнес-показателях

В любом бизнесе данные важны, чтобы держать руку на пульсе. Сотрудник, который следит за изменениями бизнес-показателей, может осознавать свой вклад и ответственность в общее дело.

Разместите информацию и отчёты об основных бизнес-показателях в интранете и снимите негатив с помощью оперативной обратной связи на вопросы сотрудников.

7. Социальные поощрения

Все люди любят, когда их труд замечают и своевременно и прилюдно хвалят за достижения или инициативы. Это может стать нематериальной мотивацией сотрудников и побуждать их делать работу сверх должностных обязанностей. Все хотят быть полезными и важными, поэтому развивайте социальные поощрения и открыто говорите людям слова благодарности за их старания.

8. Вознаграждения

Вознаграждение — важная составляющая рабочих отношений. Люди запрограммированы на то, чтобы радоваться, когда им выплачивают бонусы. Вознаграждая своих сотрудников вы мотивируете их трудиться лучше и повышаете их вовлечённость в команду и организацию в целом.

Согласно исследованию тенденций вовлечённости мощными индикаторами вовлечения сотрудников являются:

  • Мотивирующая работа

Сотрудники хотят, чтобы их работа была сложной и квалифицированной. Они хотят выполнять задачи, в которых используются их сильные стороны, и иметь возможности продвигаться по карьерной лестнице. Для менеджеров организации и сотрудников HR важно соотносить таланты с ролями, которые хотят получить мотивированные сотрудники.

  • Вдохновляющие команды и их лидеры

Личные качества лидеров и отношения в команде очень важны для командного взаимодействия. Сотрудники хотят работать с лидерами и командами, которые ставят людей на первое место, ценят вклад людей и демонстрируют порядочность.

  • Приверженность организации

Сотрудники хотят работать в компании, у которых есть стратегия на успех. Они хотят верить, что могут внести свой вклад в успех компании-победителя.

Как измерять вовлечённость

Лучший способ наблюдать динамику вовлечённости — проводить опросы. Существует 3 типа опросов:

  • Комплексные опросы помогают на регулярной основе, например 1 раз в месяц, собирать отзывы сотрудников, например, об условиях работы или об отношениях с руководителем.
  • Импульсные обследования позволяют получать обратную связь в режиме реального времени в любое время. Они эффективны во время переходных периодов, например, при приобретении и слиянии компании, изменении миссии или при смене руководства.
  • Исследования жизненного цикла сотрудников проводятся в ключевые моменты их пребывания в должности. Например:
  • Опросы новых сотрудников: что они думают об адаптации, проработав в компании 30, 60 и 180 дней? Каковы их взгляды на будущее?
  • Опросы «Пребывание»: почему сотрудники всё ещё работают в компании? Что может заставить их уйти и как это предотвратить?
  • Опросы при увольнении: почему сотрудник увольняется? Как текучесть кадров влияет на сотрудников? Что нужно сделать, чтобы не дать сотрудникам уйти?

Конечная цель опросов — понять, как поменять стратегию внутренних коммуникаций, чтобы повысить удовлетворённость людей, и уменьшить текучесть кадров.

Есть исследования, позволяющие оценивать уровень вовлечённости. Например, согласно данным исследования Net Promoter Score для сотрудников;

  • Люди, которые оценивают компанию от 9 до 10 баллов, являются вашими промоутерами: они высоко вовлечённые и готовы оставаться с вами надолго.
  • Люди, которые оценивают компанию от 7 до 8, являются умеренно вовлечёнными. Они находятся не на пике активности, но остаются продуктивными.
  • Люди, которые оценивают компанию от 1 до 6, являются едва вовлечёнными или отключенными. Они сильно отстранены и, вероятно, будут жаловаться на компанию в целом.

При разработке стратегии измерения вовлечённости определите:

  • Кто будет отвечать за подготовку опросов, проведение и обработку результатов;
  • Кто и как будет действовать в соответствии с результатами.

Кто способствует вовлечению сотрудников

Каждый человек в организации влияет на вовлечение других сотрудников своим отношением к делу, людям и подходу к командной работе. Есть роли, которые стоит прокачивать для развития вовлечённости.

Руководители компании

У руководителей компании ключевые роли — они являются главными пропагандистами корпоративной культуры:

  • Задавать тон в компании,
  • Доводить до лидеров команд информацию о стратегии и планах компании,
  • Сообщать об изменениях в планах,
  • Мотивировать людей выполнять планы.

Сотрудники HR

HR-менеджеры помогают лидерам вовлекать людей и развивать таланты. Эта команда находится за кулисами и следит за тем, чтобы все работало. Роли HR:

  • Прокачивать навыки отдельных сотрудников,
  • Поддерживать и развивать лидеров команд,
  • Подбирать инструменты вовлечения,
  • Налаживать обучение и развивать лидеров и сотрудников.

Лидеры команд

Лидеры взаимодействуют со своими сотрудниками больше, чем кто-то другой. Они создают особую среду доверия и мотивации людей. Роли лидеров:

  • Налаживать хорошие отношения с каждым сотрудником,
  • Получать обратную связь от сотрудников по процессам в команде,
  • Признавать и отмечать индивидуальные и командные успехи,
  • Помогать сотрудникам развиваться и расти в должности.

Сотрудники команд

Сотрудники являются главным инструментом установления хороших отношений в коллективе. Они видят, как работают их товарищи и могут объективно оценить вклад каждого в общее дело. Роли сотрудников::

  • Предоставлять честные отзывы, кто и как работает в команде;
  • Искать новые креативные решения, которые помогут устранить проблемы в команде;
  • Улучшать командные показатели эффективности;
  • Участвовать в обсуждениях и помогать внедрять непрерывные улучшения.

Выводы

Чтобы развивать бизнес в правильном направлении важно научиться управлять человеческими ресурсами. Без преданных делу сотрудников организация не сможет достичь высоких показателей. Вот несколько финальных рекомендаций:

  • Развивайте корпоративную культуру компании;
  • Вдохновляйте сотрудников своей миссией, видением и ценностями;
  • Развивайте своих менеджеров, как тренеров и наставников;
  • Развивайте каналы коммуникаций в командах;
  • Создайте устойчивую культуру обратной связи;
  • Собирайте отзывы сотрудников и всегда отвечайте за них;
  • Нарисуйте чёткую картину успеха на уровне организации, команды и сотрудников;
  • Признавайте сотрудников за их вклад;
  • Подготовьте траектории профессионального развития сотрудников;
  • Делайте ставку на благополучие сотрудников;
  • Инвестируйте в технологии, которые помогут вам сделать все вышеперечисленное.
Начать дискуссию