Как блогеры экономят до 200 миллионов на налогах? Законные способы снижения налоговой нагрузки

Как блогеры экономят до 200 миллионов на налогах? Законные способы снижения налоговой нагрузки

Последние скандалы сфере блогинга обратили внимание общественности на инфобизнесменов — людей, продающих курсы на самые обширные тематики. Чаще всего владельцами такого бизнеса выступают блогеры разной степени известности, а блог служит основной площадкой для продвижения курсов/вебинаров/марафонов и так далее. На фоне новостей сложилось впечатление, что все они незаконно уклоняются от уплаты налогов, однако это не всегда так.

Отношение к инфобизнесменам варьируется в от одного представителя к другому, но мы здесь не для того чтобы обсуждать их бизнес и давать оценку блогерам, а для того чтобы поговорить о деньгах. А именно о взаимоотношениях блогеров с налоговой.

Те представители инфобизнеса, которых мы видели в СМИ, попались именно на дроблении бизнеса - практика, когда организация с большими оборотами делится на несколько маленьких, пользующихся налоговыми преференциями. Довольно очевидно, что такая схема ведения бизнеса вызвала интерес налоговиков и привела к очевидным последствиям.

Почему же инфобизнес так заинтересовал государство?

Все достаточно просто - одна из главных причин интереса это привлекательность инфобизнеса как объекта налогообложения. Маржинальность такого бизнеса обойдет любой другой, даже ИТ. При высокой выручке и довольно скромных расходах эти компании показывают огромную прибыль (на 20% от которой претендует государство, именно такая базовая ставка налога), а при использовании УСН с дроблением бизнеса или же без него еще и не платят НДС (фактически почти 20% от выручки ввиду отсутствия входящего налога). Поэтому государство в лице налоговой максимально заинтересовано в деньгах из этой сферы.

Как инфобиз оптимизирует налогообложение?

При всей драматичности на первый взгляд, дела у инфобизнесменов не так плохи как могли бы показаться. При высокой вероятности проверок ФНС, как показывает текущая практика, при отсутствии нарушений все они продолжают вести свою деятельность.

При этом такого рода бизнес не поражен в правах на применение льготных систем налогообложения. История с УСН, как мы поняли, не дает пространство для роста, а любые схемы, связанные с дроблением, пресекаются.

При этом имеется возможность применять льготы для ит-компаний, которые сейчас распространяются и на образовательную деятельность (если конечно у вас есть своя образовательная платформа и выручка компании минимум на 70% от ИТ).

Также есть возможность стать Резидентом Сколково и получать льготы, даже более весомые для такого рода бизнеса. А именно, помимо полного отсутствия налога на прибыль, еще есть право не уплачивать НДС. И всем этим можно пользоваться пока выручка компании и прибыли не превысят 1 млрд рублей в год и 300 млн накопленным итогом после превышения порога выручки соответственно.

Инфобизнес и технологии (или насколько он от них далек)

Стороннего наблюдателя такая картина может смутить: где высокие технологии, для развития которых вроде как и создавалось Сколково, а где онлайн-курсы.

Здесь нужно дать небольшую вводную чтобы посвятить читателя в детали.

Пункт №1 (и он же пожалуй ключевой в нашей теме) - статус резидента Сколково не только про условные космические, нано и иные высокие технологии (хотя безусловно про них в том числе) - сейчас в перечне приоритетов Фонда находится практически любая деятельность, связанная с разработками в области IT, химии, материалов и оборудования. И пройдя экспертизу Фонда у кандидата на статус, строго говоря, формальных ограничений для получения статуса нет - единственное, требуется специальный ОКВЭД с соответствующей пометкой в уставе, гласящий о том что организация занимается исследованиями и разработками (еще среди учредителей не должно быть офшоров).

Нюанс №2 - это соответствие требованиям Фонда. Главное их них - доход можно получать только от результатов своих разработок. Т.е. Продукт резидента должен быть конечным товаром или же служить площадкой для оказания услуг компании (как, например, образовательная платформа). Здесь важный нюанс состоит в том, что разработка должна вестись собственными силами, просто держать команду на аутсорсе не получится.

Нюанс №3 - ежегодно отчитываться перед Фондом, что собственно и обеспечивает сохранение статуса. Главные условия для этого - продукт действительно работает и полностью принадлежит резиденту, а также иные источники дохода отсутствуют.

Поэтому и компании инфобизнесменов могут быть резидентами Сколково, нужно лишь:

a) сделать технологичный продукт, в который будет упакован бизнес (например образовательная платформа)

b) собрать компетентную команду

c) сделать заявку на статус и пройти экспертизу - пожалуй один из сложнейших шагов на данном пути. Здесь нужно четко понимать, чем ваш продукт может зацепить экспертов и как он выделит вас на рынке. У комиссии нет предубеждений насчет отрасли (хотя некоторые могут посчитать тот или иной бизнес “токсичным”). Главное - показать технологичный продукт, который переплюнет конкурентов на рынке хотя бы в перспективе и при этом имеет для этого обоснованный потенциал (программа минимум - сильный ит-специалист и маркетолог в команде, письма заинтересованности от заказчиков/партнеров, готовность проекта желательно на стадии MVP). Подробнее о том, как стать резидентом, мы рассказывали в этой статье.

d) После того как вы попали в Сколково, главной головной болью может стать отчетность перед Фондом. Если не углубляться в подробности, то резидент должен показать активную деятельность по разработке продукта и доход только только от использования своего проекта, например оказание услуг через свою платформу. Что это будут за услуги, Фонд не интересует (если все в рамках законодательства РФ), важно техническое окружение.

Насколько законны такие компании в Сколково?

Итак, если компания сделала свой технологический продукт, перевела на него всю свою деятельность и отказалась от иных источников дохода (например от размещения на том же Getcourse если мы говорим об уроках/вебинарах/марафонах и пр.) и должным образом составляет отчетность для Сколково, то она справится с ролью порядочного резидента и сможет полноправно использовать льготы от данного статуса.

Заинтересуется ли такой компанией ФНС? Возможно, однако даже при таком сценарии налоговая не уполномочена давать оценку по факту применения налоговых льгот так как обеспечиваются они статусом резидента и лишиться их компания может только при условии потери статуса (либо же при превышении установленных лимитов).

Вывод

Подводя итог, можно сказать, что статус резидента Сколково дает инфобизнесу возможность пользоваться налоговыми льготами на самых безопасных условиях. В любом случае придется проделать определенные шаги чтобы вписываться в правила игры инновационной экосистемы, но получаемая выгода кратно превышает потенциальные затраты, при этом риски от недобросовестного пользования статусом находятся исключительно в финансовой плоскости что делает его неоценимым инструментом оптимизации экономики компании в текущей ситуации.

1414
3 комментария

хорошо хоть есть законные способы снизить налоговый сбор

2
Ответить

плохо, что мало кто об этом знает

3
Ответить

Отличная статья, блогеры, налетайте!

2
Ответить