В качестве примера небольшая история нашего клиента - “Аптечная сеть”
Аптечная сеть нашего заказчика постепенно выросла до 1200 точек и требует дальнейшего расширения. Но каждое утро начинается со сбоев: терминалы вылетают, программы не загружаются, система дисконтных карточек подвисает. Представьте, что вы фармацевт, и перед вами бабушка, которая протягивает вам скидочную карту, а система ее не принимает. Бабушка нервничает, а за ней уже очередь три человека. Все ругаются. В конце концов разворачиваются и уходят. А теперь умножьте эту ситуацию на 100 точек и соотнесите с числом клиентов, которые сюда больше никогда не вернутся.
НО IT-отдел каждый раз узнает об этой ситуации, лишь когда раздается звонок менеджера. Причем, море времени уходит еще на то, чтобы выяснить, что вообще происходит.
● У меня не работает система?
● Что именно не работает?
● Ничего не работает. Вообще все висит...
● А что именно произошло, можешь пояснить?
● У меня тут очередь 5 человек. Я не знаю, что еще пояснять....
Руководство “Аптечной сети” обратилось в нашу компанию, и в отличие от руководителя IT-отдела мы начали не с оценки программного обеспечения, не с анализа серверного оборудования или измерения сигнала.Мы начали с построения текущей бизнес-модели: зафиксировали бизнес-процессы, провели интервью с персоналом по типологии сбоев, вывели текущую модель, сформулировали целевые задачи и подготовили план изменений.
Реализация изменений и переходу на новую архитектуру IT включала:
● оптимизацию бизнес-процессов и налаживания взаимодействий между подразделениями;
● исправление ошибок в работе информационных систем;
● создание круглосуточной IT-поддержки;
● подготовку документации для сотрудников IT-отдела: свод регламентов и процессов, архитектурные схемы, инструкции.
Срок внедрения: 6 месяцев
Результат: стало возможным масштабирование бизнеса
Это, конечно, правильно, но как выходцы из крупного ритейла, вы понимаете, что даже крупный ритейл - это люди, а люди не хотят очень часто менять что-то кардинально, вкладывать деньги, ломать процессы. Возьмите тот же ритейл, откуда вы вышли: там же нихрена не изменилось с тех пор. Как было на костылях, так и осталось, как не было описания систем, так и не родилось. А сейчас ещё хуже, так как инициатив море и никто не оценивает, как эти инициативы стыкуется друг с другом.
Вы абсолютно правы - люди, это самое главное. И изменения - всегда кризис для части людей. Особенно для тех, кто сам не является инициатором. Однако уже сейчас у наших заказчиков внутри организации появляется все больше и больше новаторов - людей готовых и приветствующих изменения. И мы уверены, что их будет становиться все больше и больше, ведь именно с их помощью мы помогаем компаниям выходить на новый уровень развития и управляемости.
Знаешь, я бы не сказал, что там было всё на костылях. Оно самописное, да. Да только качество на уровне энтерпрайза. Конечно, не везде.
Мы сейчас за частую сталкиваемся с тем, что не нужно внедрять новые "коробочные" решения. Это только ухудшает ситуацию. Выход тут один - оптимизация того, что есть с использованием нововведений платформы, приведение собственных наработку компаний к промышленному виду.
В части анализа архитектуры на уровне предприятия и оценки инициатив - это прям одна из болей. Многие просто еще не доросли до этого. Создание некоего "архитектурного штаба" и работа с архитектурой - это реальный шаг вперед. Главное, чтобы это работало, а не оставалось на бумаге.