Как быть, если ваша ИТ-система — это единственное, что сдерживает рост компании

Однажды вы открыли свое дело. Все шло хорошо, и, будучи здравомыслящим бизнесменом, вы честно выделяли деньги на сервисные программы, современные компьютеры и, конечно же, на дорогих айтишников. Бизнес рос. Росла и зависимость отделов от работоспособности IT-сети: финансисты, бухгалтеры, кассиры, менеджеры по продажам. Все переплелось настолько, что малейший сбой мог парализовать практически всю команду. С течением времени этих сбоев становится больше, а с ними росло и раздражение коллектива на весь IT-отдел.

● Ну, сколько можно! - это за стеной возмущается бухгалтерия.

● Ну, звони!

● Да там все равно трубку не возьмут. Скажут, что уже в курсе и решают.

Вам это знакомо?

Ну, тогда, скорее всего, вам знакомо и вот это…

Вы вызываете системного администратора на ковер, но уже заранее знаете, что дальше будет происходить. Сначала он начнет жаловаться, что сотрудников стало больше, а часть из них вообще открывает по сто вкладок. Потом сообщит, что новые программы, которые установили финансистам, требуют больше ресурсов. Обязательно подчеркнет, что тормозят сами программы (все-таки не он же их писал). Ну, и в конце опять попросит денег.

Деньги-то вы выделите. Но знаете, что самое страшное? Выделите не потому, что это решит проблему, а потому что просто не знаете, что еще можно сделать. Вы подписываете эти платежки, но в глубине души понимаете, что глобально ситуация не изменится. По сути, вы платите лишь за возможность немного продлить мучения всего коллектива, но ни о каком масштабном расширении речи вообще не идет.

● Вы понятия не имеете, что творится в IT-области вашей фирмы

● Вы не представляете, какие и кому нужно ставить задачи, чтобы привести IT-сферу в порядок

● Вы не знаете, как это все контролировать, и как, в конце концов, перестать зависеть от IT-отдела

И при всем этом вы панически боитесь требования вашего HR заменить системного администратора. Потому что сейчас хотя бы так работает, а новый “специалист” вообще может все разломать.

Однако не все так страшно, как кажется, и ваш системный администратор действительно может быть совсем не виноват. Об этом далее…

Почему IT-сеть любой растущей компании рано или поздно становится головной болью руководителя

Прежде, чем наметить пути решения, давайте разберемся, что привело нас к печальной картине Репина, и кто во всем этом виноват. Отвечаем сразу, без прелюдий. Ответ на вопрос, который задает Герцен в своем романе, не в вас и не в менеджменте, и не в ошибочных инвестициях. И даже не в системном администраторе. Глобально вы все делали так, как должны были делать, а то, к чему вы пришли — это неминуемый итог процесса нормального развития компании.

Вы ведь не купили готовый бизнес под ключ, вы его вырастили!

Вот смотрите. Сначала у вас работает 5 человек и хватает примитивной локалки. Потом 10 человек, но смысла покупать новый сервер нет, ведь можно прекрасно апгрейдить старый. И это верное решение. Потом появляются новые сервисные программы, например, для обслуживания посетителей и требуется еще немного вложений. Потом нужно подключить 10 новых пользователей. Не перестраивать же ради этого всю систему заново. Потом появляется филиал вашей компании, а с ним и новые подпорки.

Конечно, время от времени ваш админ пытается провести полный апгрейд (поменять серверное оборудование, переложить сеть), но глобально вся IT-система все равно остается системой, построенной на “костылях”. Вы можете пригласить хоть десяток экспертов, но никто не будет вникать в работу всех отделов одновременно. Обороты растут, финансисты стонут от числа отчетов, безопасность системы компенсируется верой в людей, но иначе было нельзя. Это и есть закон эволюции.

Вывод: В процессе развития компании IT-сеть всегда развивается по схеме подпорок и костылей. И это нормально. Ненормально продолжать реанимировать систему старыми методами в тот момент, когда вы осознали простую вещь — масштабирование в старой конструкции невозможно.

Почему системный администратор не сможет сам построить глобальную IT-систему

Вы уже поняли, что все нужно перестраивать с нуля, но к кому бежать? Ведь ваша вера в возможности системного администратора давно пошатнулась. С болью в сердце нужно признать факт, что сисадмин не сможет выполнить эту работу. Почему? Да потому что он именно системный администратор, а решение вашей задачи лежит не в области IT -технологий, а в области бизнес-процессов и бизнес-проектов.

Чтобы было проще понять ситуацию системного администратора, представьте, что вас просят организовать процесс управления IT-отделом. Ну, чисто игровая ситуация. Вы же менеджер. Вот и сделайте свою менеджерскую работу. В принципе, менеджер может все организовать, если есть у кого и что спросить.

Однако вы почти ничего не понимаете в IT-технологиях. Соответственно, вам сложно даже правильно сформулировать вопросы. При этом айтишники вам не помогают, и не потому что не хотят. Просто у вас с ними совершенно разная теоретическая и даже терминологическая база. Согласитесь, что даже с огромным опытом в менеджменте будет непросто разобраться во всей этой IT-катавасии.

А теперь встаньте на место системного администратора, которого отправляют в финансовый отдел или в торговый зал… А ведь у него, в отличие от вас, нет навыков проектного менеджмента. Он не умеет проводить “мозговые штурмы” и тем более выстраивать бизнес-модели. Скорее всего, его компетенции в области консолидации командной работы при внедрении нововведений и работы с “протестующими” достаточно слабые.

В этой ситуации лучшее, что он может — это выслушивать проблемы, огрызаться, додумывать то, что ему не пояснили, и решать локальные задачи локальными способами.

Кого и зачем нужно привлекать для наведения IT-порядка

Итак, Вам нужны те, кто обладает следующими компетенциями:

● разработка и внедрение бизнес-процессов

● IT-технологии

● управление проектами и группами проектов

Уберите один из этих навыков и в результате у вас будет тот же самый дореволюционный завод. Вам же требуется современное предприятие, в котором техника думает за людей, а не сотрудники IT-отдела думают за эту технику.

В качестве примера небольшая история нашего клиента - “Аптечная сеть”

Аптечная сеть нашего заказчика постепенно выросла до 1200 точек и требует дальнейшего расширения. Но каждое утро начинается со сбоев: терминалы вылетают, программы не загружаются, система дисконтных карточек подвисает. Представьте, что вы фармацевт, и перед вами бабушка, которая протягивает вам скидочную карту, а система ее не принимает. Бабушка нервничает, а за ней уже очередь три человека. Все ругаются. В конце концов разворачиваются и уходят. А теперь умножьте эту ситуацию на 100 точек и соотнесите с числом клиентов, которые сюда больше никогда не вернутся.

НО IT-отдел каждый раз узнает об этой ситуации, лишь когда раздается звонок менеджера. Причем, море времени уходит еще на то, чтобы выяснить, что вообще происходит.

● У меня не работает система?

● Что именно не работает?

● Ничего не работает. Вообще все висит...

● А что именно произошло, можешь пояснить?

● У меня тут очередь 5 человек. Я не знаю, что еще пояснять....

Руководство “Аптечной сети” обратилось в нашу компанию, и в отличие от руководителя IT-отдела мы начали не с оценки программного обеспечения, не с анализа серверного оборудования или измерения сигнала.Мы начали с построения текущей бизнес-модели: зафиксировали бизнес-процессы, провели интервью с персоналом по типологии сбоев, вывели текущую модель, сформулировали целевые задачи и подготовили план изменений.

Реализация изменений и переходу на новую архитектуру IT включала:

● оптимизацию бизнес-процессов и налаживания взаимодействий между подразделениями;

● исправление ошибок в работе информационных систем;

● создание круглосуточной IT-поддержки;

● подготовку документации для сотрудников IT-отдела: свод регламентов и процессов, архитектурные схемы, инструкции.

Срок внедрения: 6 месяцев

Результат: стало возможным масштабирование бизнеса

Что нужно требовать от подобных экспертов, и с чего они должны начинать свою работу

С точки зрения стратегической цели вам нужно потребовать, чтобы они не избавили вас от сбоев, а придумали, как создать систему, в которой все перестанут вспоминать имя руководителя IT-отдела, даже если бизнес вырастет в 2 или 3 раза.

Кстати, это очень хороший критерий эффективности работы системного администратора - чем реже о нем вспоминают, тем лучше он работает. Как и сантехник :)

К функциональным задачам, которые должны быть решены, мы бы отнесли следующие:

✔ Прозрачность и управляемость IT

● IT-специалисты должны иметь легкую и удобную систему автоматического мониторинга всей сети и ее систем.

● Руководство компании должно иметь всю информацию о работе IT-отдела: количество сбоев и ошибок, скорость решения задач, степень удовлетворенности персонала и другие статистические данные.

✔Автоматизация операционных процессов

● Персонал должен тратить минимум времени и усилий на решение операционных задач, что не только экономит рабочее время, но и минимизирует вероятность сбоев.

✔Управление финансами и отчетность

● Руководство компании должно получать во время и в удобном для анализа виде все необходимые отчеты, и при этом сотрудники финансового отдела не должны половину рабочего времени тратить на составление отчетов.

✔Цифровая трансформация бизнеса

● Компания должна идти в ногу со временем, а не узнавать о новых технологиях или сервисных решениях от своих конкурентов.

✔ Обеспечение безопасности данных и инфраструктуры

Начинать работу с экспертами мы рекомендуем с проведения первичного аудита всех проблемных зон. Цель: определить проблематику и наметить пути решения. Фактически эксперты должны оценить ситуацию, определить ключевые сбои, определить запросы, определить вероятные слабые места системы и предложить дальнейшие шаги.

Какая ситуация должна послужить сигналом к действию...

Прежде чем обратиться к экспертам, которые смогут решить данную задачу (например, к нам), у вас обязательно возникнет вот такая ситуация:

● Давайте купим более мощное оборудование и думаю, что проблема решится.

● Решится?

● Ну, сбоев станет меньше.

● Сколько?

● ..

● Сколько????

Если у вас уже состоялся подобный диалог с вашим сисадмином, то берите телефонную трубку, набирайте номер 8-800-201-33-75 и заказывайте консультацию наших экспертов.

Данная консультация не будет стоить вам ни копейки, но позволит конкретизировать проблему, понять ключевые пути ее решения и предотвратить бессмысленные инвестиции. Ну и конечно после него, вы сможете принять взвешенное решение о работе с нашей компанией

Ну, а на правах авторов этой статьи, немного о себе

Мы специалисты bobday

Все выходцы из ТОП-менеджмента одного из крупнейших продуктовых ритейлеров России.

Наши направления:

● Разработка IT-продуктов

● Автоматизация бизнес-процессов

● Консалтинг в сфере инфотехнологий

И помните! Наша цель: не только построить IT-систему, но и помочь сделать сотрудников IT-отдела самыми надежными вашими помощниками.

3 комментария

Это, конечно, правильно, но как выходцы из крупного ритейла, вы понимаете, что даже крупный ритейл - это люди, а люди не хотят очень часто менять что-то кардинально, вкладывать деньги, ломать процессы. Возьмите тот же ритейл, откуда вы вышли: там же нихрена не изменилось с тех пор. Как было на костылях, так и осталось, как не было описания систем, так и не родилось. А сейчас ещё хуже, так как инициатив море и никто не оценивает, как эти инициативы стыкуется друг с другом. 

Ответить

Вы абсолютно правы - люди, это самое главное. И изменения - всегда кризис для части людей. Особенно для тех, кто сам не является инициатором. Однако уже сейчас у наших заказчиков внутри организации появляется все больше и больше новаторов - людей готовых и приветствующих изменения. И мы уверены, что их будет становиться все больше и больше, ведь именно с их помощью мы помогаем компаниям выходить на новый уровень развития и управляемости.

Ответить

Знаешь, я бы не сказал, что там было всё на костылях. Оно самописное, да. Да только качество на уровне энтерпрайза. Конечно, не везде.

Мы сейчас за частую сталкиваемся с тем, что не нужно внедрять новые "коробочные" решения. Это только ухудшает ситуацию. Выход тут один - оптимизация того, что есть с использованием нововведений платформы, приведение собственных наработку компаний к промышленному виду.

В части анализа архитектуры на уровне предприятия и оценки инициатив - это прям одна из болей. Многие просто еще не доросли до этого. Создание некоего "архитектурного штаба" и работа с архитектурой - это реальный шаг вперед. Главное, чтобы это работало, а не оставалось на бумаге.

Ответить