Почему я выбираю low-code конструктор без визуализации?

Как жить гуманитарию в мире технологий? Приспосабливаться… И я вот думаю, что пора начать делиться своими попытками структурировать разработку чат-ботов на доступных инструментах. Или как вообще к разработке подойти…

Если честно, была б моя воля, я бы все на листочках рисовала и показывала бы ручками, но так ботов не продать (и так сейчас вообще ничего не продать), потому что у всех людей скорость и частота понимания информации логических цепочек разная. Так я пришла к выводу, что нужно готовить описание всех процессов в 3-х вариантах:на схемах с линиями переходов (с картинками и без, с ссылками и без), текстом (с теми же добавлениями и без) и словесно-показательно.

Начну с первого варианта - схематично, тут начинается самое интересное, конечно: как показать схему, если конструктор, на котором я работаю (Метабот24), не имеет красивой визуализации? Менять конструктор — подумают некоторые, ведь на рынке же полно предложений с простой визуальной сборкой, где сразу все видно, можно менять все местами и легко показать заказчику. Подумала я о таком подходе и даже попробовала другие конструкторы, но оказалось, что это (если коротко) абсолютно не командное решение.

Для одного разработчика (который и менеджер, и дизайнер, и архитектор, и тестировщик в одном лице) — ок, но для группы людей, отвечающих за свои куски проекта — все совсем не ок. Второй нюанс, большие алгоритмы контролировать в таких системах сложновато — все сливается воедино и невозможно в этом спокойно перемещаться, плюс зависания или намеренно отсроченные обновления — не решена проблема декомпозиции диаграммы. Показывать огромные скрины с малюсенькими ячейками для согласования вообще никуда не годится. И заключительное — функционал у всех конструкторов уникальный, но вот чтобы можно было все куски пазла в одном месте собрать — это надо очень сильно постараться и скорее всего потратить кучу времени и денег впустую.

В итоге было принято решение — оставаться на Метабот24 и сращивать его с крутой визуальной площадкой. Выбор пал на Miro — любовь с первого взгляда/касания/прокручивания. Плюсов море: безумно гибкий функционал (разные фигуры, шрифты, цветовые маркеры, стикеры, копирование ссылок, вставка картинок) , все интуитивно понятно (даже учитывая, что интерфейс на английском языке) , доступные тарифные планы для всего набора возможностей, невероятно дружелюбная и оперативная поддержка, а главное — это свобода в возможности создать свою уникальную структуру алгоритмов, внедрить базовые обозначения внутри команды и работать онлайн хоть в 20 рук одновременно.

Так и было сделано: составила базу обозначений и перевела всю логику для дизайна и этапа согласований на доски. И так, обычные названия скриптов на конструкторе превратились в огромные сети красивых и понятных переходов.

Отображение логики чат-бота на платформе Метабот24
Отображение логики чат-бота на платформе Метабот24
Пример визуализации чат-бота на доске в Miro
Пример визуализации чат-бота на доске в Miro

Далее участники команды стали экспериментировать, и мы все вместе пришли к выводу, что нужно еще теснее связать схемы со скриптами конструктора. Так добавились ссылки на фигурах, которые любого участника проекта отправляли прямиком в нужную точку. В самих скриптах не стали что-то вертеть, потому что это только мешало разработке и увеличивало время, да и вообще было не нужно.

Стикер с ссылкой на скрипт на доске в Miro
Стикер с ссылкой на скрипт на доске в Miro

Как итог: я смогла структурировать весь алгоритм бота в фигурках, дать доступ и легкую возможность к редактированию и контролю тем членам команды, которые не занимаются непосредственно разработкой + наглядно показать заказчикам за что они платят и какой результат получают, а еще это все можно было превратить в файлы для документации.

Второй вариант — текстовый документ. На разных этапах проекта это могут быть разные по структуре документы:

  1. структурное ТЗ, создаваемое на этапе обсуждения концепции чат-бота;
  2. таблицы согласования, где ведется контроль изменений и статус выполнения этих изменений;
  3. инструкция работы чат-бота: описание функционала платформы и алгоритма.

Документы я лично веду в открытых онлайн-инструментах, но можно и локально передавать файлы. Структура документов стандартная для базового уровня понимания (которой нас всех учат еще в школе):

  • Вступление с описанием, что это за документ, для кого он и зачем, какая тема будет раскрыта далее по тексту, какие условные обозначения будут.
  • Основной текст с четкими пунктами повествования и дополнениями, часто еще скриншоты вставляю.
  • Заключение с дополнительными мыслями о дальнейшем развитии или с вопросами на подумать.

Все ссылки на документы я также могу прикрепить в описании бота на конструкторе или вообще добавить файлы в выделенный раздел, чтобы не искать их по всем бесчисленным папкам в облаке и на компьютере и не хранить все названия в голове.

Ну и последний вариант, я бы его назвала самым стрессовым даже после получения некоего опыта в данном процессе — словесно-показательная защита предложения/реализации. Тут уже всегда смотрю по ситуации: хочет ли заказчик слушать мои идеи или хочет сам все рассказать, что понимает в теме, а что не очень, устраивает ли его решение задачи таким способом, какой был бэкграунд и т. п. По моим ощущениями, обычно на таких встречах не важно что ты покажешь, важно — как. Люди всегда видят и чувствуют интерес к своим проблемам и если я действительно уверена, что могла бы им помочь, я сразу показываю как. Часто веду демонстрации экрана, чтобы показать что созданного чат-бот будет просто дорабатывать и самостоятельно, так как конструктор выглядит довольно понятно, можно наглядно показать весь его функционал, к тому же команда разработчиков внимает всем предложениям, отправляемым в поддержку и буквально в считанные недели способна что-то предложить.

Так, ну вроде рассказала о том, как приспособилась ко всему этому сложному процессу разработки, а на вопрос в теме статьи, возможно, и не ответила…. Исправляюсь! Я выбрала low-code конструктор по причине того, что с ним можно создать свою программу, особо не программируя, используя готовые команды Метабот24, и в целом самостоятельно разработать методы для структурирования командной работы, что очень важно для корпоративных проектов. При этом также можно предлагать огромное количество решений, не зацикливаясь на базовом функционале конструктора, а напрямую привязывая его к любому возможному сервису, с помощью даже элементарного Javascript программирования. Чат-боты не должны быть простыми игрушками для следования моде, они должны быть автономными полезными организмами, способными сосуществовать в мире, где правят кастомные приложения. А организм можно сконструировать только на том инструменте, у которого нет границ возможностей.

44
7 комментариев

интересно. а книгу можно в метаботе продвигать?

1

потратите 1000, вернете 100

3

Если создать брендированного бота и постепенно лить в него свою ЦА, подпитывая каким-то контентом мимолетным, то потом можно совершенно бесплатно продвигать свои продукты, сократив расходы на рекламу в принципе)

Конечно, можно. Можно сайт сделать, можно бота в мессенджере. Это же просто инструменты в которых любой продукт можно рекламировать. Главное другое - какой инструмент лучше для ваших задач. Боты в мессенджерах хороши тем что а) собирается аудитория б) можно запрограммировать автоматическую воронку которая будет рассказывать про книгу подписчику, так как вы бы рассказывали это сами лично человеку на протяжении некоторого времени, отправляя сообщения. Что за книга?