Как собрать команду: 7 советов о рекрутинге без бюджета

Малый бизнес, вне зависимости от того, в какой сфере он работает, — территория повышенного риска. Можно вспомнить, сколько банкротств и срочной необходимости перестраивать все с нуля принес 2020 год, но маленькие предприятия всегда штормило сильнее остальных. Нет инвесторов, большой команды для подстраховки, часто все средства находятся в обороте — поэтому финансовой подушке безопасности взяться неоткуда. Как с этими исходными данными максимально обезопасить себя и свое дело? Все просто: вложиться в команду. Речь не о финансах, а об осознанном выборе сотрудников.

Как собрать команду: 7 советов о рекрутинге без бюджета

01

Актуальные знания

Я называю это: «Не два высших и магистратура, а «что нового вы учили за последний год?».Понятно, что если ваш продукт (как у нас) связан с образованием и digital, то специалисты должны быть в потоке того, что происходит на рынке прямо сейчас. Каждый день появляются новые тренды, программы и фишки, а знания устаревают. На роль копирайтера уже не подойдет человек с журналистским образованием 15-летней давности и стажем в местном СМИ. Такой специалист не знает, как написать тексты для лендинга и вряд ли слышал о call to action. Зато копирайтером может быть молодой человек без диплома, который проштудировал «Пиши, сокращай» и живет в мире социальных сетей.«Представим, что ваш бизнес — это СТО для машин, то сотрудник, которого вы берёте на работу, должен уметь не только разбирать моторы, а и разбираться в современных электронных „мозгах“ автомобилей. Это я и называю актуальными знаниями».

02

Актуальный опыт

Этот совет я бы раскрыла как «Не пять лет опыта, а два последних кейса». Часто бывает история, когда соискатель приходит с отличным резюме. В нем — опыт работы в крупной компании, стабильные показатели и хорошие рекомендации.Проблема в том, что все это не поможет малому бизнесу. Если потенциальный сотрудник последние несколько лет трудился на одном месте, возможно, за это время он ничему не учился. Спросите соискателя о последнем годе работы, о достижениях и проектах за прошедшие несколько месяцев. Если главные успехи пришлись на начало его карьеры, а остальное время он просто «отсиживался» за ставку без особых результатов — вряд ли этот человек подойдет динамичному малому бизнесу.

03

Т-образные навыки

Сначала поясню: термин «Т-образные навыки» появился потому, что HR-специалисты стали разделять людей на тех, кто обладает вертикальными и горизонтальными навыками. Если проще: горизонтальные навыки — это поверхностные знания, то есть сотрудник знает о многих процессах, но по чуть-чуть. Вертикальные навыки — это глубинные знания и хорошая экспертиза, но только в одном направлении. Человек с вертикальными навыками — повар-кондитер, который делает невероятные торты, но не справится с салатом. Человек с горизонтальными навыками — помощник повара, который умеет и рыбу разделать, и соус смешать, но полностью приготовить блюдо не сможет. Человек же с Т-образными навыками — это, например, маркетолог. Он знает как выстроить процессы и увеличить продажи. В этом у него глубокие знания. Он знает, какие нужны инструменты и как поставить задачи специалистам, но сам не настроит e-mail рассылку или не нарисует баннер. Это как раз горизонтальные навыки. Малому бизнесу нужны такие (и только такие!) сотрудники. В постоянно меняющемся мире игрок небольшой команды должен быть универсальным. И если сотрудник сам не может заменить другого специалиста, то должен знать, кому передать эту задачу и каким должен быть ее результат.

04

Гибкость и адаптивность

Я уже писала о том, что малый бизнес «штормит» больше всего, поэтому да — вам нужны люди, которые могут быстро принять новые обстоятельства и работать в них. Произойти может что угодно: изменили систему налогообложения и теперь кассовые аппараты обязательны для всех; ввели электронный документооборот; страна, в которую вы экспортируете, поменяла условия для приема товаров.Ко всему этому сотрудник должен быть готов: осваивать новые технологии, изучать другие форматы документации или перенастраивать процессы производства. В малом бизнесе, как в стартапах, нужно отсеивать тех, кто приходит за покоем и стабильностью. Иначе, с каждым обновлением в бизнесе, придется обновлять и состав команды.

05

Цели и ценности

Работать в малом бизнесе — значит иметь возможность на него активно влиять. Например, человек, который пришел администратором в кофейню, со временем может стать партнером при открытии новой точки. Такой быстрый рост невозможен в больших компаниях. С другой стороны, на старте нужно выяснить, готов ли человек вкладывать больше, какие цели он преследует. Молодым специалистам или тем, кто засиделся на одном месте, возможность проявлять инициативу важна при выборе работы. Такие соискатели обменивают дополнительные усилия на полезный новый опыт и это win-win для обеих сторон. Но если ценность для соискателя — стабильность, покой и возможность не очень активно включаться в работу, то вряд ли он будет эффективен в команде малого бизнеса.

06

Команда, а не индивидуальность

В малом бизнесе нужны командные игроки, потому что коллектив небольшой и роли часто смешаны. Индивидуалистами могут быть фрилансеры, которых вы нанимаете под конкретные задачи, но никак не основной состав.Кроме эффективности, от тех, кто привык работать в одиночестве, страдает и рабочая атмосфера. В малом бизнесе, где нет отдельного HR-специалиста, чтобы следить за настроем команды и налаживать отношения внутри коллектива, команде должно быть комфортно друг с другом без посторонней помощи.

07

Кем вы себя видите через... полгода?

Банальный, и уже ставший мемом, вопрос «Кем вы видите себя через 5 или 10 лет?» задавать в 2021 году уже просто стыдно. Но суть этого вопроса важна при наборе команды: каким вы видите свое будущее в этой или других компаниях? В активно меняющемся мире, горизонт планирования здорового человека — приблизительно полгода. Это тот самый срок, за который человек пройдет испытательный период и уже успеет показать себя как полноценный специалист. Спросите, чему кандидат планирует научиться за это время, в каких сферах вырасти и что привнести в компанию. Эти цели можно и нужно регулярно пересматривать и актуализировать, но на старте важно выяснить, смотрите ли вы с кандидатом в одном направлении. Пусть ваш бизнес поменьше штормит, а если вашей команде нужно прокачать актуальные навыки — добро пожаловать на курсы Humee!

курсы HUMEE.RU!

1
Начать дискуссию