Мой домен — моя крепость

Всем привет! Меня зовут Алиса Ерёмина, я занимаюсь консультированием IT-компаний в юридической фирме O2 Consulting и являюсь CEO сервиса юридической поддержки стартапов o2startup. В этой статье мы поговорим о важности защиты своего доменного имени и о частых ошибках, которые встречаются при работе с ними.

21 сентября компания HeadHunter предъявила иск к регистратору Reg.ru и владельцу домена myhh.ru. Компания требует аннулировать регистрацию домена myhh.ru, так как считает, что он используется для незаконного получения персональных данных пользователей HeadHunter (фишинга) [1].

Но фишинг – далеко не единственная проблема, связанная с доменами, и на практике доменные споры очень распространены. Далее я расскажу о том, как защитить свой домен и ненароком не нарушить чужие права.

Что такое доменное имя?

Домен – это уникальное название (идентификатор) сайта в интернете, которое связано с определенным IP-адресом. Например, название сайта «o2startup» – это доменное имя.

Доменное имя регистрируется у специального аккредитованного регистратора, список которых можно найти по ссылке [2]. Порядок регистрации достаточно простой – регистратору подается заявка и с ним заключается договор на оказание услуг.

Доменное имя – это ценный актив для бизнеса:

• к нему привязан ваш сайт, а значит по нему вас будут искать ваши клиенты,

• для многих компаний, особенно тех, которые продают доступ к своим сервисам и программам, сайт (и доменное имя в нем) - единственный способ коммерциализации продукта,

• доменное имя сайта ассоциируется у потребителей с компанией, так как его наименование обычно содержит то обозначение, которое используется для индивидуализации бизнеcа.

Право на администрирование доменного имени даёт администратору полный контроль над сайтом, доступом к нему и его содержанием. Это значит, что компаниям надо следить за сохранностью доменного имени. Далее – несколько советов по работе с доменными именем и его защите.

Совет 1. Регистрируйте доменное имя на компанию

Администратор доменного имени – лицо, на которое оно зарегистрировано, имеет контроль над сайтом, доступом к нему и его содержимым. Это означает что он может напрямую влиять на содержимое сайта, его доступность, а также наличие на нем незаконного контента. Опасно, не правда ли?

Мы часто сталкиваемся с тем, что доменное имя регистрируется не на компанию, а на одного из фаундеров, работника или постороннее лицо. Но команды фаундеров распадаются, работники увольняются, а контакт с третьими лицами можно потерять. Мы рекомендуем регистрировать доменное имя сразу на компанию, чтобы не утратить доступ к сайту и его содержимому.

Пример: Компания Native Speakers Club зарегистрировала доменное имя на финансового директора, который недобросовестно создал конкурирующий бизнес, а после увольнения отказался передавать компании право администрирования доменного имени. Как итог – компании пришлось регистрировать новый домен и переезжать на другой сайт [3].

Для бизнеса, особенно интернет-бизнеса, это означает, что придется начинать все с сначала с точки зрения продвижения и узнаваемости среди клиентов.

Совет 2. Проверьте, не нарушает ли ваше доменное имя права на чужой товарный знак

Среди множества сайтов именно по доменному имени клиент будет искать компанию. А может наткнуться на вас, если вы зарегистрировали доменное имя, содержащее (или похожее) чужой товарный знак.

Чтобы не вводить чужих клиентов в заблуждение, и самое главное – не получить иск о нарушении прав на средство индивидуализации (товарный знак, коммерческое обозначение, фирменное наименование) мы не рекомендуем:

1. регистрировать доменное имя, которое полностью или частично совпадает (сходно до степени смешения) с уже существующим доменным именем,

2. использовать в доменном имени слова и обозначения, которые уже являются товарными знаками (или иным средством индивидуализации) других лиц.

Обратите внимание на то, что при осуществлении регистрации доменного имени, регистратор не проверяет потенциальное нарушение исключительных прав на чужие товарные знаки и обозначения - он только смотрит, свободно ли доменное имя и не нарушены ли основные требования к названию.

Поэтому необходимо самостоятельно проверять, не содержится ли в выбранном доменном имени чужой товарный знак (или коммерческое обозначение и фирменное наименование).

Зарегистрированные товарные знаки можно найти на сайте ФИПС [4], а фирменные наименования — на сайте ЕГРЮЛ [5]. Прим. наиболее распространены споры, когда в доменном имени используется чужой товарный знак. Споры с использованием фирменного наименования (названия компании) встречаются реже и имеют свою специфику.

Какие последствия, если в доменном имени использовать чужой товарный знак?

Правообладатель может обратиться в суд с требованиями о:

• запрете использования доменного имени,
• аннулировании регистрации доменного имени,
• передаче права на администрирование доменного в пользу такого лица,
• выплате компенсации за нарушение исключительного права на обозначение.

Суд будет рассматривать дело исходя из обстоятельств и доводов сторон, тем не менее, шансы правообладателя на победу в суде остаются высокими.

Пример: уже упомянутой компании HeadHunter принадлежат товарные знаки “JOB” и “JOB.RU”. HeadHunter обратился в суд к ответчику, которому принадлежало доменное имя job-mo.ru, с требованием о запрете использовать в составе доменного имени job-mo.ru, обозначение сходное с товарным знаками “JOB” и “JOB.RU”. Суд удовлетворил требования HeadHunter и запретил ответчику использовать доменное имя job-mo.ru [6].

Совет 3. Защитите свое доменное имя – зарегистрируйте товарный знак

Важно отметить, что регистрация доменного имени в реестре не дает какой-либо защиты с точки зрения права интеллектуальной собственности. Иными словами — то, что вы зарегистрировали доменное имя ромашка.ру, не мешает третьему лицу зарегистрировать доменное имя ромашка2.ру. А еще такое третье лицо может начать продавать такие же, как у вас товары, или оказывать такие же услуги, то есть переводить вашу аудиторию на себя. И все из-за дополнительного символа в названии.

Пример: ИП продавала джинсы в интернет-магазине, находящемся по адресу masterjeans.ru. При этом товарный знак «masterjeans» не регистрировался. Через некоторое время появилась другая компания, которая зарегистрировала товарный знак «Masterjeans» и предъявила иск к ИП с требованиями о запрете использовать товарный знак в доменном имени, аннулировании регистрации доменного имени, взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака. В итоге суд удовлетворил требования компании частично и запретил использовать товарный знак в доменном имени, а также обязал ИП выплатить 100 000 рублей компенсации [7].

Само по себе доменное имя не защищено от копирования, но для защиты вашего бренда можно использовать другие механизмы, предусмотренные законодательством – регистрацию словесного (и/или комбинированного) товарного знака и его использование в своем доменном имени. Тогда вы сможете запрещать другим лицам использовать свой товарный знак, в том числе в их доменах.

Совет 4 и далее

Несмотря на то, что само доменное имя не является объектом интеллектуальной собственности, правом администрирования доменного имени можно распоряжаться.

И здесь важно помнить о нескольких моментах:

• если приобретаете доменное имя не в силу первичной регистрации (у регистратора), а у третьего лица – заключайте договор о передаче права администрирования доменного имени,

• вовремя продлевайте домен – если срок его действия истек, его может выкупить другое лицо. Часто так и происходит, когда кто-то ждет истечения срока и быстро выкупает доменное имя,

• приобретая домен по договору, не забывайте о классических правилах – если сделка совершается между двумя юридическими лицами, то безвозмездная передача запрещена. Но даже если сделка осуществляется между двумя физическими лицами, мы все равно рекомендуем заключать возмездный договор для снижения рисков по его оспариванию.

Берегите свои домены!

***

Cсылки:

33
реклама
разместить
Начать дискуссию