Что такое комьюнити-менеджмент: для чего нужен, где и как его использовать?

Как же часто комьюнити-менеджментом называют все что угодно, только не комьюнити-менеджмент. Что же это такое на самом деле, как работает на практике и где ему научиться?

Что такое комьюнити-менеджмент?

Чтобы понять, что такое комьюнити-менеджмент, давай разберёмся в термине «сообщество».

Сообщество — группа людей с общей целью, которые взаимодействуют между собой. И само это взаимодействие создает ценность для участников.

При этом сообщества создаются не только самими участниками, но и вокруг брендов, компаний, платформ, персон. Зачем это организаторам таких сообществ? Для создания лояльности и вовлеченности.

И тут часто возникает путаница понятий. Давай разграничим их сразу: есть 3 вида объединения людей.

<i>Что такое сообщество? Отличие сообщества от аудитории и базы</i>
Что такое сообщество? Отличие сообщества от аудитории и базы

1. Аудитория

Это монолог: ты говоришь, люди слушают. Ты не можешь этим людям позвонить или написать лично. Нет контактной базы, люди не общаются между собой.

2. База

Здесь уже появляются контакты аудитории. Ты можешь написать участникам и выстроить с ними диалог.

3. Сообщество

В сообществе появляется общение между участниками, оно создает дополнительную ценность.

Чтобы создавать сообщество нужно знать и уметь применять механики, которые приводят к взаимодействию клиента с клиентом, пользователя с пользователем — C2C, участника с участником — P2P.

Комьюнити-менеджмент — это управление группами людей, через применение P2P и C2C механик.

<i>Из чего состоит комьюнити-менеджмент?</i>
Из чего состоит комьюнити-менеджмент?

Комьюнити-менеджмент требует знаний и навыков классического менеджмента, а еще включает знание социальных динамик, коммуникаций, драматургии, философии и тд.

Для чего нужен комьюнити-менеджмент?

Как и у других типов управления, у комьюнити-менеджмента есть группы задач и метрики.

<i>Какие задачи решает комьюнити-менеджмент</i>
Какие задачи решает комьюнити-менеджмент

1. Коммерческие задачи

Маркетинговые: сообщество улучшает бизнес-метрики. Например, увеличивает количество активных пользователей, снижает стоимость привлечения клиента, увеличивает его LTV и тд.

<i>Бизнес-метрики, которые улучшает комьюнити-менеджмент</i>
Бизнес-метрики, которые улучшает комьюнити-менеджмент

Продуктовые: сообщество улучшает сам продукт. Например, его глубину и NPS, а также вовлеченность участников в продукт.

Стратегические: сообщество становится частью стратегии. Например, с помощью сообщества ты можешь привлечь инвесторов. Инвесторы смотрят не на то, сколько лидов ты можешь выкупить на рынке, а как ты удерживаешь клиентов и работаешь над их LTV.

2. Смысловые задачи

Путь самореализации: когда создавать сообщества и «хороводить людей» — часть предназначения, и ты не можешь этого не делать.

Распространение смыслов и ценностей: например, благотворительные или ЗОЖ-сообщества. Сообщество помогает делиться смыслами и ценностями, находить единомышленников.

Где используют комьюнити-менеджмент?

Сообщества создаются как самими участниками для собственных целей, так и проектами для внешних потребителей или компаниями для внутренней команды.

<i>Цели создания сообществ клиентов и сообществ сотрудников по результатам исследования профессионалов комьюнити-менеджмента</i>
Цели создания сообществ клиентов и сообществ сотрудников по результатам исследования профессионалов комьюнити-менеджмента

Комьюнити-менеджмент внутри команды

Компании, которые уже понимают необходимость удерживать внимание и вовлеченность команды, создают сообщества сотрудников.

Сообщество сотрудников поможет:

  • увеличить производительность команды;
  • повысить ее психологическую устойчивость и управляемость;
  • усилить репутацию бренда работодателя;
  • ускорить обучение новых сотрудников и адаптацию старых сотрудников к новым технологиям и рынку;
  • снизить количество увольнений;
  • усилить «иммунную систему» компании в случае внешней агрессии;
  • минимизировать риски внутреннего саботажа;
  • повысить устойчивость компании в тяжелые времена;
  • добиться ESG инициатив.

С минимальной привязкой к работодателю повышается производительность команды, улучшаются метрики и растет авторитет бренда компании.

Комьюнити-менеджмент и клиентские метрики

В рынке, где привлечение нового клиента ежегодно становится дороже на 30%, сообщества клиентов позволяют решать задачи повышения эффективности привлечения.

Сообщество клиентов поможет:

  • удешевить привлечение нового клиента через виральность и «сарафанное радио»;
  • активировать «старого» клиента: активация в среднем дешевле в 7 раз привлечения нового;
  • повысить средний чек или частотность покупок за счет создания дополнительных поводов и касаний;
  • совместно с пользователями создавать продукт;
  • в конечном итоге — увеличивать повторные продажи и LTV клиента.

Есть множество других видов сообществ — в них комьюнити-менеджмент используют, чтобы расти профессионально, обретать единомышленников и среду поддержки, помогать обществу и зарабатывать.

Вообще есть три причины, почему люди объединяются в сообщества и участвуют в развитии комьюнити: чтобы обменяться опытом, получить зону доверия и для совместного проживания эмоций.

Профессия комьюнити-менеджер

Созданием и развитием сообществ занимается комьюнити-менеджер. Впервые профессия была упомянута в 2007 году, а с 2010 года существует профессиональный праздник комьюнити-менеджера — он проходит в 4-й понедельник января.

Профессия еще очень молодая, поэтому настолько нерегламентированная: спрос на комьюнити-менеджеров растет, но профиль сотрудника до конца не сформирован.

<i>Где искать комьюнити-менеджера?</i>
Где искать комьюнити-менеджера?

Комьюнити-менеджером могут называть и модератора соцсетей, и главного архитектора сообщества. Давай разберемся, набор каких навыков и обязанностей включают в себя разные уровни профессия.

Сколько зарабатывает комьюнити-менеджер, зависит от его навыков и опыта.

1. Начинающий. Джуниор, level 1

Использует базовые инструменты и зарабатывает от 30 000 рублей до 100 000 рублей. В его обязанности входит общение с резидентами, создание контента и организация небольших мероприятий.

<i>Какие навыки нужны начинающему комьюнити-менеджеру</i>
Какие навыки нужны начинающему комьюнити-менеджеру

2. Средний менеджер. Миддл, level 2

Чтобы зарабатывать больше, нужно уметь влиять на метрики. Например, с помощью комьюнити-менеджмента снизить стоимость привлечение и увеличить LTV клиента. А еще важно уметь анализировать рынок, распоряжаться финансами и командой, организовывать онлайн, офлайн и гибридные мероприятия. Такие сотрудники зарабатывают до 350 000 рублей.

<i>Какие навыки нужны комьюнити-менеджеру</i>
Какие навыки нужны комьюнити-менеджеру

3. Топ-менеджер. Архитектор, level 3

Можешь полностью спроектировать архитектуру и отвечать за развитие сообщества. Или разработать функционал социального взаимодействия на платформе. На этом уровне потолка в заработке нет, и иногда это означает участие в доли проекта.

<i>Какие навыки нужны топовому комьюнити-менеджеру</i>
Какие навыки нужны топовому комьюнити-менеджеру

Где научиться комьюнити-менеджменту?

Часто те, кто начинают создавать сообщества, делают это интуитивно, так как «всегда хороводили людей». Однако у комьюнити-менеджмента есть свои законы и следствия, которые можно изучить, чтобы получать системный результат.

<i>Обучение комьюнити-менеджменту от Евгении Роньжиной в Олимпийском</i>
Обучение комьюнити-менеджменту от Евгении Роньжиной в Олимпийском

На курсе в Community University мы даем все инструменты для создания сильного сообщества, это пересечение 3-х компетенций:

  • стратегия: архитектура, монетизация, менеджмент, запуск сообщества;
  • люди: эмоции, вовлечение, доверие, юмор, геймификация;
  • технологии: мегатренды, тренды и каналы коммуникации.
<i>Обучение комьюнити-менеджменту от Евгении Роньжиной Megacampus</i>
Обучение комьюнити-менеджменту от Евгении Роньжиной Megacampus

Если хочешь узнать больше о комьюнити-менеджменте — подписывайся! В следующих статьях расскажем об инструментах комьюнити-менеджмента и о том, как ты можешь использовать их на практике.

77
Начать дискуссию