Status Quo по-Канадски

Сезон очередных политических выборов в ряде стран подходит к непродолжительному перерыву.

Выборы в России отличились фальсификациями, появлением в политическом пространстве новых центров притяжения внимания, а также спекуляциями о том, как дальше будут изменяться методы давления на гражданское общество во имя сохранения стабильности действующей власти. Немецкие выборы пошатнули баланс правительственных сил в сторону социал-демократов. По всей видимости, кресло Министра Иностранных Дел Германии (Auswärtiges Amt) займет представитель СДПГ, а значит есть вероятность изменений в курсе международной политики немецкого истеблишмента. А вот в Австрийском Граце власть смогли ухватить вообще коммунисты. What a time to be alive!

Палата Общин Wikipedia
Палата Общин Wikipedia

Но может были и такие выборы, которые сумели отличиться чем-то более уникальным? Вполне возможно. Государственные выборы в этом году в Канадский парламент можно назвать самыми бесполезными выборами за всю историю страны. Причем бесполезными как для всех участвующих, так и для всех голосовавших.

Для начала, о назначении выборов. Особенно любознательные вспомнят, что выборы в Канаде были совсем недавно в 2019 году, тогда Джастин Трюдо и Либералы переизбирались на второй срок подряд. Тем не менее, важным отличием первого срока от второго являлось то, что Либеральная партия Канады не смогла сформировать правительство большинства во второй раз. Команда Трюдо упала с пика в 184 мест до 157, при необходимых 170 для большинства. Ситуация с кризисом из-за китайского коронавируса, полыхающая истерия, связанная с изменением климата, и победа Байдена на выборах в США лишь мотивировала либеральное правительство сильнее достигать власти и усиливать регуляции, ввиду располагающей к этому ситуации. С налетом эмпатичных настроений и под эгидой доброго заботливого соседа, второе правительство Трюдо выдвинуло несколько противоречивых законопроектов, таких как налог на углеродные выбросы (Carbon Tax) и нашумевший в Канаде Bill C-10. Немного позже правительство Трюдо будет проводить политику развертывания станка по раздаче необходимой населению ежемесячной социальной поддержки, исчисляемой в 2000 C$, лишив большую часть населения возможности работать в сфере малого и среднего бизнеса на полгода вперед. А еще чуть позднее, федеральное правительство будет форсировать внедрение паспортов вакцинации на территории всех провинций и земель. Сегодняшняя реальность сменила еще вчерашние опасения о лишь нарастающем развороте Канадской государственности в сторону политического курса южного соседа северного гиганта.

Все бы ничего, но правительство меньшинства не было настолько однозначно сильным, а посему продавливать всевозможные законопроекты до окончательного утверждения Ее Величеством или Генералом-Губернатором уже не было простой задачей.

Джастин Трюдо, Премьер-министр Канады и лидер Либеральной партии The Star
Джастин Трюдо, Премьер-министр Канады и лидер Либеральной партии The Star

Летом Трюдо очень сильно подсобило появление нового дельта-штамма коронавируса. Хотя, возможно, именно так выглядит проявление ницшеанской Воли к власти в самом ее некомпетентном и нелепом виде. Этот вопрос подлежит обсуждению, но одно можно сказать наверняка: Джастин Трюдо 15 августа объявил ранние выборы, запросив у Генерала-Губернатора Мэри Симон роспуск парламента, с формулировкой а-ля «народ должен выбрать свой путь в борьбе с Covid-19». Спустя 619 дней после второго срока его правления, политические партии вновь выходят на арену.

Главным оппонентом либеральной партии выступала партия консервативная. Если курс либералов сохраняется последние 6 лет, то партия оппозиции Ее Величества перетерпела массовые изменения. После поражения в 2015 году с поста главы консервативной партии был вынужден уйти Стивен Харпер, занимавший должность премьер-министра Канады чуть менее 10 лет. Тогда временным лидером оппозиции была назначена Рона Эмброуз, имевшая хорошее по меркам канадских консерваторов досье для смены отошедшего от политики Харпера. Однако претендовать на лидерство она не спешила и уже в 2017 году заняла должность в NAFTA. Выборы лидера консервативной партии в 2017 году привели к расколу, который, ретроспективно осматриваясь, стал действительно серьезным ударом для Тори. В результате праймериз, Эндрю Шир весьма незначительно обогнал своего тогдашнего коллегу, бывшего министра в правительстве Харпера, Максима Бернье, о котором мы еще упомянем. Позднее, Шир провалит выборы 2019 года, укрепив положение партии в парламенте на 26 мест, чего было явно недостаточно для должного влияния. В дальнейшем Шир откажется от поста лидера партии, а причины отставки будут долго муссироваться СМИ. На его место придет прогрессивный консерватор Эрин О’Тул, почти не встретивший сопротивление в рядах партии. Консерваторы законсервировались и выбрали позицию умеренного консерватизма. Большая часть риторики О’Тула во время предвыборного тура строилась вокруг поддержки ЛГБТ, абортов и феминизма, а сам О’Тул множество раз касался темы защиты прав меньшинств. Удивительно, но несмотря на весь скептицизм относительно каких-либо побед консерваторов, сразу после созыва выборов они умудрились шустро перехватить лидерство в социологии, однажды даже оторвавшись от Либералов на 5%. Консерваторы провели активную кампанию, расширив свой пул поддержки у прогрессивной части общественности. Тем не менее, старания смогли лишь удержать нынешнюю планку.

Эрин О'Тул, кандидат от консервативной партии Канады CBC News
Эрин О'Тул, кандидат от консервативной партии Канады CBC News

Что касается партий поменьше, то почти все они запомнились примерно ничем. Самая левая партия Канады высшего эшелона - Новая Демократическая Партия действовала по старым методичкам партии Справедливая России, оставив за Сингхом позицию лидера. Их критика Трюдо сводилась к недостаточной твердости мер в период борьбы с коронавирусом. Это не нашло большой поддержки у населения, так как канадские регуляции были одними из самых строгих, вплоть до полугодового запрета на вылет гражданам. Квебекский блок вроде бы нашел харизматичного и талантливого лидера, но кампания была слишком слабая, а поддержкой страны они заручаться и не планировали. В частности, тот самый лидер Ив-Франсуа Бланш заявил на дебатах, что становится премьер-министром Канады ему не особо-то и интересно, чего не скажешь о Квебеке. Зеленые во главе с лидером Аннами Пол отвернули своим радикализмом даже самые преданные слои матерых леваков. Постоянные заходы о необходимости бороться с климатическими изменениями настолько осточертели слушателям, что Аннами Пол была вынуждена покинуть пост лидера партии менее чем через год после его занятия.

Наверное, самым успешным из всех выборных противостояний вышел тот самый Максим Бернье, о котором я обещал рассказать ранее. Именно Максим, вероятно, самый правый человек в канадской политике и однозначно самый радикальный среди всех претендентов на пост премьер-министра. Народная Партия Канады, а именно так называется политическое движение собранное Бернье, основанное на принципах классического либерализма и канадского национализма. Mad Max во время всего агитационного тура, смог сделать весьма хороший прогресс относительно популяризации собственного бренда. Не помешали ни задержание полицией, ни недопуск к серии теледебатов. Тем не менее, в дальнейшем мы увидим, что результат себя скорее не оправдал и у франкоговорящего канадского националиста мало что удалось реализовать.

Максим Бернье, кандидат от Народной Партии Канады CTV News
Максим Бернье, кандидат от Народной Партии Канады CTV News

Настал час интриги, время выборов! Удивительно, но несмотря на ожидания от либералов попыток сотворить нечто, что сотворила Демократическая Партия США год назад, выборы прошли весьма и весьма гладко. А вот результаты этих выборов действительно бесполезны для всех.

Либералы набрали меньше голосов, чем Консерваторы, 33.12% против 34.34%, но при этом команда Трюдо смогла набрать намного больше мест, 160 к 119. Либералы увеличили отрыв и смогли увеличить количество влияния в парламенте ровно на 5 мест, сравнивая с 2019 годом. Имеет ли это практический смысл? Очень вряд ли, ведь цель получить большинство, дабы легче было проворачивать новую регуляторную политику была не достигнута. Консерваторы же не сдвинулись с места, смена лидера не пошла во вред, но и пользы не прибавилась, мест столько, сколько и было на прошлых выборах. НДП и Квебекуа также остались в своем нынешнем положении, а Зеленые даже подрастеряли частички репутации, заложив фундамент для реформирования собственной повестки.

Самым достойным на этом фоне выглядит Максим Бернье и PPC: фиолетовые смогли преодолеть прошлый рекорд 2019 со значительным прогрессом, от 1% до 5%. Неплохо для коллектива, существующего 3 года. Однако и здесь есть свое но - хоть партия и скакнула выше собственного потолка в количестве избирателей, мест в Палате Общин им так набрать и не удалось. И даже нашумевший Бернье проиграл консерватору в одном из одномандатных округов Квебека.

Из всего этого можно сделать лишь один вывод: противоречия внутри канадского общества останутся теми же самыми, Либералы продолжат свой курс, а партии будут вынуждены сосредоточится на подготовке к уже следующим выборам. Насколько же далеко зайдет Трюдо в своей последовательности и желании продавить большинство - покажет только время.

Итоговые результаты
Итоговые результаты
Начать дискуссию