Градостроительные виды #1 /// Саратов

Саратов - город, в котором я некогда жил и к которому питаю множество теплых эмоций. Как по мне, так при должном воображении - это самый красивый город провинциальной России. Великое имперское прошлое, в котором прослеживалось смешение русской и немецкой архитектурных школ, сменила советско-россиянская действительность, уничтожившая наиболее примечательные памятники архитектурной истории города. Несмотря на то, что все понимают, что историческую архитектуру важно возрождать, в Саратове все еще достаточно разлагающихся зданий.

Я походил по городу и решил показать вам несколько зданий, не являющихся наиболее значимыми в архитектуре города, но определенно являющимися составляющей частью великого исторического наследия.

1. Начнем с грустного. Недавно сгоревший Дом И.И. Зейферт является памятником архитектуры 19 века. Самое старое здание на главной пешеходной улице города - Немецкой, ныне названной в честь подонка Кирова.

В советское время множество элементов было демонтировано, - в постсоветское же за зданием перестали ухаживать, уродуя фасады и позволяя разрушаться. Привело это к тому, что в здании за 30 лет было уже 6 пожаров, балки проржавели насквозь, а состояние определено как аварийное. Что сделало государство? 20 лет обещало исправить ситуацию, после чего предложили меру - снести здание под ноль и “восстановить по историческому образцу”. Учитывая исполнительность местной власти, здание было лишь отобрано в государственную собственность и ничего более. Очередной пожар в этом году вновь продемонстрировал все желание государства сохранять и консервировать.

2. На той же улице стоит чудесно вписанное в архитектурный ансамбль здание 1955 года - дом СарГаза. Примечателен он тем, что это одно из немногих зданий в котором был введен адекватный современным параметрам дизайн-код. Правила для него разрабатывала прекрасная компания Strelka, известная своими архитектурными инициативами. Guess what? На этом здании все и остановилось, реформы над дизайн-кодом закончились под давлением общественности.

3. Одно из моих самых любимых зданий Саратова - Аптека Фридолина. Вернее сказать, первое здание Аптеки, построенное в 1898. В 1910-х была построена еще одна Аптека Фридолина на другом конце центральной части города. В здании и по сей день функционирует аптека. Фасад очень сильно подустал, но даже в таком виде его очень трудно разглядеть через визуальный мусор. Пластиковые окна тоже не добавляют антуража. Состояние не аварийное, но такое великолепие явно не должно выглядеть так, как сейчас.

4 и 5. Две вывески, одинаково пребывающие в плохом виде. Первая - часть дома “Новый быт” построенного в стиле конструктивизм в 1927 году архитектором Павлом Гофманом. Вскользь отмечу, что кроме вывески в этом доме очень необычные длинные коридоры - характерная черта для раннего русского конструктивизма. Дом - известная гордость советского Саратова. Даже название «Новый быт» отзывает к раннему советскому романтизму. К сожалению, гордость сильно измотанная. Вторая вывеска - вывеска магазина “Эфир”, открытого в 1964 году. Магазина уже давно нет, а вывеска на жилом доме осталась. Магазин являлся центральным местом для покупки саратовчанами бытовой техники в 60-е. Сам дом внушает ужас, даже в советское время ему не позволяли выглядеть настолько плохо.

Это лишь маленькие примеры попавшиеся мне в однодневном променаде. Ситуация намного более проблемная чем мне удастся представить. Для спасения исторического наследия города требуется максимальное вовлечение профессионалов, способных разъяснить гражданам преимущества реализуемых изменений. Но есть ряд причин. Коррупция, абсолютно неспособная к действиям местная власть, высокий уровень противодействия реформам от малой группы общественности и отсутствие институтов для привлечения широкого круга граждан. Да, именно так, участие горожан является предметом диалектического противоречия. То что выдается сегодня властью за общественное мнение является лишь серьезным рычагом давления для чиновников против реформ. Большая часть представителей «общественности» либо аффилированы с властью, либо представляют узкую группу специфических лиц, не отражая мнения большинства жителей. Случается это не только из-за нынешней государственной политики, но и из-за уничтожения советской властью любых институтов свободной ассоциации, позволяющих гражданам создавать собственные институты и вводить меры по контролю развития города.

Логичный вопрос, а что в этой ситуации делать? Что делать, когда предприниматели сопротивляются, власть не делает ничего, а общество не вовлечено в проектирование? С моей точки зрения, движущей силой для изменений должны быть предприниматели. Только у них могут быть свои стимулы восстанавливать городскую среду. Конечно, при кардинально иной государственной политике в отношении архитектуры, совмещающей свободный выбор собственника и современные ограничения защищающих историчность. Неправильно вечно принуждать бизнес исполнять и без того огромный и бестолковый объем введенных регуляций, хотя бы потому что это препятствует установлению предпринимательской стабильности и лишает мотивации развивать город. Нынешняя бюрократизация мешает как созданию, как и ведению бизнеса, порождает коррупцию и, главное для нашей сегодняшней темы, не решает сложившиеся проблемы городской среды. Но и стремиться к решению исключительно через рыночные механизмы является мерой опасной при действующей власти. Доминация частного сектора - благо для города, но своевременно. При отсутствии институтов защищающих от коррупции и институтов общественного контроля за историческим наследием велика вероятность что исторические здания перейдут в руки к властьимущим, чаще всего, недобропорядочным. В нынешней ситуации в России, когда муниципалитет не обладает реальным контролем, а для крупного по региональным меркам предпринимателя, чаще всего по совместительству являющимся преступником, существует возможность приобретать столько зданий, сколько ему хочется, обществу останется выбирать из двух зол: первое - плохие люди творят неизвестно что с исторической застройкой, но затем создают что-то более-менее порядочное (смотреть пример компании «Сарград»), второе - плохие люди уничтожают историческую застройку и строят новенький ЖК-муравейник (почти любой пример).

Наличие возможности привлекать к уголовной ответственности преступников уничтожающих историю является единственным способом искоренить злодеяния из нашего политического поля, чтобы наконец взяться за реставрацию утраченного. Но чтобы проделать столь нехитрую операцию, потребуется общественный контроль и наличие независимых органов противодействия коррупции. Так как возможность организовать первое весьма слабая, а второе представляется сегодня почти невозможным, остается лишь взаимодействие и попытки объяснить общую выгоду для всех сторон участвующих в процессе восстановления городской аутентики. Сохранение архитектурного наследия для меня важнее сиюминутного маленького магазинчика с китайскими чехлами, поэтому я не стесняюсь говорить о необходимости введения правил “игры”, которые будут соответствовать субъективным принципам эстетического вкуса профессионалов. Плохого в этом не вижу ничего - эта практика реализовывалась как в России 19-20в, так и реализуется по Миру сегодня. Это не значит, что предприниматель не важен. Это значит, что пора выбираться из варварской азиатчины, когда общее благо способное породить бенефиты для всех, ставятся ниже блага одного мелкого купца. Если вашему бизнесу трудно заказать вывеску не соответствующую архитектурным нормам, то скорее всего ваш бизнес проживет недолго и без этой меры. Если предприниматель планомерно вредит историческому зданию, в котором он ведет бизнес - он должен нести ответственность. Ровно как и государственные чиновники позволяющие разрушаться архитектурному наследию должны нести, если не большее, то хотя бы соразмерное наказание.

Постоянное принуждение частников в вопросах обустройства прилегающей территории или выполнения противопожарных норм является борьбой не за общее дело, но за дело номенклатуры. Борьба общественников за отказ от полезных реформ является борьбой не за общее дело, а за дело узкого круга предпринимателей, не желающих тратиться в угоду всем. Я не вижу расклад, при котором государство откажется от регуляций, но я вижу, как они могут стать разумнее и менее вредными для предпринимателя.

Градостроительные виды #1 /// Саратов

Что касается дела общества, то в России очень хорошо развивается институт здоровой архитектурной пропаганды. В интернете появилось множество сообществ различных тематик, освещающих проблемы исторической застройки. Благодаря многим уже был проделан первый шаг, чтобы общество снова было способно наделить ценностью здания, продемонстрированные местными элитами как малозначимые пустышки. Люди не чувствуют привязанности к домам, мимо которых они проходят каждый день. И совсем справедливо не видят, ведь старые избушки обветшали, чудесные ансамбли завешаны ужасающей рекламой, а новая архитектура нужна лишь для заработка чиновников, растащивших региональные строительные компании. Объединения общественных эмоций вокруг русской архитектуры вот-вот дадут плацдарм, благодаря которому можно будет создавать организации общественного контроля в провинции.

Увидеть всю ценность собственного окружения сегодня можно только путем введения правил градостроительства, отвечающих высоким европейским стандартам развития городской среды. В противном случае, пройдут годы, но эти же люди во власти продолжат портить и изничтожать местные достопримечательности, покуда мы надеялись на установление верных, но нереализуемых сегодня идеалов будущего. На примере Саратова, можно увидеть это как нельзя лучше.

Начать дискуссию