Компетенции современного HR-менеджера

HR-менеджеры управляют персоналом – подбирают, мотивируют, контролируют, работают с увольнением. Рынок труда быстро меняется. Возникают новые профессии и дополнительные обязанности в уже привычных направлениях.

Чтобы поддерживать свой уровень и конкурентоспособность компании, специалист по персоналу должен обновлять знания. Важно проходить курсы повышения квалификации и смежные, которые непрямо, но все равно касаются работы HR.

Навыки и умения менеджера по персоналу

Компетенции менеджера по персоналу определяются стратегией компании. Фактически каждому виду стратегии предприятия должно соответствовать конкретное направление HR-стратегии. Компетенции в этих стратегиях будут отличаться. При этом есть пул общих навыков, но в целом нужно отталкиваться от бизнес-модели предприятия.

Сначала очертим общий список навыков:

  • глубинная работа с миссией и ценностями компании на уровне ее сотрудников;
  • быстрое реагирование на изменение и умение управлять ими;
  • умение ладить с удаленными командами и фрилансерами;
  • поверхностная аналитика текущих бизнес-процессов;
  • консультирование сотрудников по рабочим вопросам и карьерное проектирование;
  • построение сообщества лояльной аудитории с последующим управлением такой аудиторией;
  • ведение волонтерских и социальных проектов;
  • работа с социальными сетями и взаимодействие с медийным пространством.

Навыки HR-менеджера не ограничиваются перечисленным списком. Для специалиста важно постоянное обучение – нужно обновлять и повышать знания в экономическом, юридическом, стратегическом и психологическом направлении. Хороший HR – это тренер, психолог и кадровик одновременно.

Если говорить о компетенциях в разрезе стратегии, по которой двигается предприятие, портрет специалиста становится более детальным.

При стратегии предпринимательства

В таких компаниях работает молодая команда с сотрудниками-новаторами. Поэтому одно из самых ценных умений для HR – решать конфликтные ситуации. Всегда есть риск возникновения конфликтов между консервативными и открытыми к новым взглядам сотрудниками.

При стратегии изменения курса деятельности

Здесь для компании характерен активный поиск кандидатов на новые должности. При этом происходят качественные и количественные изменения – может меняться система обучения, появляться новые рабочие места, иногда действующие сотрудники двигаются с одной должности на другую и т.д. Что должен уметь HR-менеджер? В первую очередь работать с финансово-экономическими аспектами. Нужно будет планировать бюджет на подбор персонала, грамотно подойти к формированию фонда оплаты труда, продумать систему премирования команды, разработать социальный пакет, способный заинтересовать молодых специалистов и т.д.

При стратегии ликвидации

Придется столкнуться с сокращением штата и снижением расходов на оставшихся сотрудников. Поэтому самый важный момент – юридическая подкованность HR. Сокращение часто проводится неофициально, поэтому без хорошего понимания законодательной базы, специалисту будет сложно справляться с задачами. Менеджер работает в тесной связке с руководителями – объясняет, как правильно провести процедуру увольнения, чтобы фирма понесла минимум убытков.

Кто такой HR-менеджер и чем он занимается

Мы достаточно подробно рассмотрели вопрос навыков менеджеров по работе с персоналом, но так и не дали четкий ответ на вопрос: кто такой HR? Это человек, который работает с кадрами. Он занимается подбором, мотивацией и оценкой сотрудников. HR не руководит компанией или ее командой, а работает с человеческими ресурсами.

Базовые должностные обязанности предполагают разработку системы управления персоналом, расстановку приоритетов для команды, работу над развитием сотрудников и прорисовывание перспектив для них.

Компетенции HR-специалиста сильно меняются в зависимости от размеров фирмы и стратегической направленности. К основным действиям, которые выполняют менеджеры по работе с персоналом, относят:

  • стратегический менеджмент – например, проведение SWOT-анализа;
  • понимание или построение организационных структур компании;
  • анализ должностей – описание работы, определение ее спецификаций, компетенций подходящих сотрудников и т.д;
  • ведение внутренней и внешней коммуникации;
  • планирование – прогноз избытка или недостатка работников, постановка целей, разработка программ оценивания;
  • рекрутинг, отбор и адаптация новичков;
  • управление вознаграждениями;
  • выстраивание структуры оплаты с учетом ценности должности;
  • развитие и удержание персонала;
  • оценка потребностей в обучении и обучение;
  • контроль за текучестью кадров.

Современный HR-менеджер – многозадачный и один из самых ценных представителей команды. Не знаете с чего начать и куда двигаться? Воспользуйтесь подробной инструкцией, которую я оформила в максимально удобный и понятный формат — психологический онлайн-курс комплексной проработки самых важных сфер жизни.

11 показ
4.6K4.6K открытий
6 комментариев

все знания, которые я получала на курсе, тут же применяла на практике. Спасибо Марии. Я поняла, что мы как компания движемся в правильном направлении.

Ответить

Тема подбора персонала вечно жива. Сейчас во многих сферах кризис сотрудников. Начиная от их подбора, заканчивая построением эффективной команды. Поэтому такие курсы - это только растущий тренд.

Ответить

Прошла курс - https://mkravchuk.com/hr-course. Очень довольна. Мария Вы предоставили много полезной информации.

Ответить

До курса тема HR для меня была непонятной и сложной, а после обучения я решила, что и дальше хочу развиваться в этой сфере.

Ответить

Огромная человеческая благодарность за приобретенные мною знания и навыки во время обучения у Вас по курсу «HR - Manager», а также за Ваши советы и рекомендации.

Ответить

Спасибо большое за полученные знания! Курс HR менеджера очень был мне полезен.

Ответить