Как устроены play-to-earn игры на примере Cryptosnake

Вы наверняка уже наслышаны об NFT в целом и о play-to-earn играх в частности. Поэтому в этой статье мы не будем разжевывать, что это такое. Обозначим лишь то, что это игры на блокчейне, где игрок может заработать реальную криптовалюту прямо во время игры.

Как устроены play-to-earn игры на примере Cryptosnake

В этой статье мы постараемся максимально доходчиво объяснить, как работает эта игровая экономика: как работают финансовые потоки внутри игры, откуда берутся деньги, которые зарабатывают игроки и может ли игровая экономика рухнуть.

Зачастую элемент play-to-earn (играй, чтобы зарабатывать) внедрен при помощи невзаимозаменяемых токенов (NFT), либо при помощи нативного игрового токена (обычно это криптовалюта на блокчейне Ethereum, либо BNB Chain). В качестве примера мы возьмем игру Cryptosnake, поскольку там в полной мере реализованы оба элемента.

Откуда в игре появляются деньги

Игровые токены и игровые NFT, как и обычные криптовалюты и обычные NFT, имеют свою ценность за счет спроса. Пока есть спрос, есть ценность. Если вдруг токен окажется никому не нужным, цена рухнет.

Для формирования стартовой цены токена на старте игры требуется обеспечить спрос в виде игроков, готовых купить игровой токен и ликвидность в виде популярных криптовалют, добавленных в пул ликвидности для легкой быстрой конвертации между игровым токеном и мейнстримными токенами (например, BTC, ETH, BNB, USDT и так далее).

Как устроены play-to-earn игры на примере Cryptosnake

В комьюнити Cryptosnake на момент старта продаж токена было около 80 тысяч человек, из них — 20-30 тысяч активных участников. Цена токена на старте составляла 0,01 BUSD. В пул ликвидности было безвозвратно отправлено в общей сумме несколько сотен тысяч BUSD — это можно увидеть в записях блокчейна и на видео-доказательства, загруженном командой Cryptosnake прямо на официальные каналы в Twitter и Telegram.

В итоге спрос превзошел ожидания, и в итоге оказалось, что стартовая цена токена была сильно заниженной. Токен SNK уже в первые минуты продаж вырос с 0,01 BUSD до 0,30-40 BUSD. Это обеспечило стартовую капитализацию проекта. Так в Cryptosnake еще до старта игры были подкрепленные спросом ценные токены.

С момента старта продаж токен живет своей жизнью. Его курс не регулируется. Это общее правило для всех уважающих себя play-to-earn проектов. Невозможность разработчиков игры влиять на курс игрового токена — элемент децентрализации, которая ценится в любом криптопроекте.

Даже если курс падает, искусственно подпитывать его вливаниями от команды бессмысленно. В долгосрочной перспективе это выльется в еще большие проблемы. Курс свободно торгуемой криптовалюты всегда идет по синусоиде, и нужно быть к этому готовым.

Как и любая криптовалюта вроде биткоина, игровой токен может расти в моменты повышенного спроса, либо падать, когда холдеры массово продают токен. Так, например, SNK рос на фоне новостей о листинге на Coinmarketcap, но падал в моменты, когда случался разлок активов ранних инвесторов.

Когда игрок зарабатывает в play-to-earn игре, как правило, он генерирует новые токены. Это своего рода майнинг или, правильнее будет сказать, стейкинг. Увеличение количества токенов в обороте приводит к постепенной инфляции, однако это может компенсироваться выкупом и сжиганием токенов, либо стабильным притоком новых и новых игроков.

Также важно, чтобы в игре циркулировали сгенерированные ранее токены, а не постоянно создавались новые. Это сдерживает инфляцию. Часто это реализовано через маркетплейс. Игрок покупает новые объекты не у условного блокчейна, а напрямую у другого владельца. Такой маркетплейс есть и в Cryptosnake.

Еще один способ заставить игровую валюту циркулировать в игре — это пулы. Пул может пополняться за счет потерянных в игре токенов и распределять их между теми, кто заработал в игре. Так, эмиссия не увеличивается — соблюдается равновесие.

Способы заработка в play-to-earn играх

Как устроены play-to-earn игры на примере Cryptosnake

Здесь тоже удобно разбирать механику на примере Cryptosnake, поскольку в игре внедрено сразу пять механизмов заработка:

  • Стейкинг. Это получение пассивного дохода за счет начисления годовых процентов по стейкингу (APR). В Cryptosnake доходность по стейкингу составляет от 15% до 115% годовых.
  • Заработок токенов во время игры. В случае с Cryptosnake это игра в классическую змейку, где 2D змейка бегает по игровому полю за пикселями, избегая столкновений с препятствиями и собственным телом. В других играх это может быть любой другой геймплей, ведь в большинстве игр (даже не блокчейновых) в той или иной форме есть игровая валюта. Разница лишь в том, что в play-to-earn игре ее можно вывести.
  • Участие в турнирах с призовым фондом. В топовых играх призовой фонд может достигать десятков и сотен тысяч долларов. Регулярно в комьюнити в Discord Cryptosnake проводятся соревнования, где каждый может принять участие и в случае победы заработать себе призовые токены SNK или BUSD.
  • Торговля NFT. Это самая часто встречаемая механика заработка в подобных играх. Есть примеры игр, где нет ни стейкинга, ни заработка токенов напрямую в игре, но есть монетизация NFT. Каждый игровой предмет в NFT-играх имеет ценность на вторичном рынке. Такими предметами могут быть персонажи, снаряжение, скины и так далее. В случае с Cryptosnake это змеи с разными характеристиками и игровые артефакты.
  • Заработок на колебаниях курса токена. Если купить токены на низах и продать их на пике, то вдобавок к чистому заработку непосредственно в игре можно получить еще и бонус в виде разницы курса на входе и на выходе.

Циркуляция денег в игровой экономике

Как вы уже поняли, игровая экономика держится на спросе и предложении. Тогда выходит, что это просто пирамида? Ведь не могут же новые игроки приходить и приходить до бесконечности, однажды маркетинговый ресурс исчерпается, и что тогда?

Будь спрос единственным фактором, вероятнее всего, так и было бы. Поэтому игры, нацеленные на долгосрочную перспективу, а не на сиеминутный заработок разработчиков, выстраивают систему сдержек и противовесов. Нужно соблюдать баланс во вселенной: если кто-то деньги заработал, значит кто-то должен был их потерять. Приблизительно так все и устроено. Во многих блокчейн-играх игрок может потерять криптовалюту, если будет плохо играть.

Так, например, в Cryptosnake игрок теряет 1%+ от баланса змейки, если сталкивается с препятствием. В отличие от классической змейки на Nokia, игру можно завершить и без столкновений, тогда вы будете в плюсе. Таким образом, более ловкие игроки зарабатывают больше других, а слабые игроки теряют токены.

Как устроены play-to-earn игры на примере Cryptosnake

Являются ли play-to-earn игры пирамидами

Является ли конкретная игра пирамидой, зависит от ее экономического баланса. Если заработок старых игроков обеспечен лишь непрерывным притоком новых, безусловно, это пирамида. Если же в игре отлажен экономический баланс, и криптовалюта циркулирует внутри экосистемы, то это вполне здоровая жизнеспособная экономическая модель.

Пока новые игроки прибывают, победители зарабатывают больше, а проигравшие теряют меньше. Если поток новых игроков прекратится, то для жизнеспособной игры это не будет концом, просто игра станет чуть более рискованной для слабых игроков.

Из признаков финансовой пирамиды для play-to-earn игр актуально лишь то, что ранние игроки зарабатывают больше других. Это может быть реализованно, например, через халвинг.

Узнайте больше об игровой экономике play-to-earn игр в White Paper.

Дисклеймер

Play-to-earn игры — это возможность заработать. Часто это возможность заработать хорошие деньги. И все же это криптосфера, и связанные с ней риски никуда не деваются. Вы должны понимать и принимать законы рынка, ведь игра в блокчейн-игры — это тоже своего рода инвестиция. Просто более увлекательная. Ведь в абсолютном большинстве игр, в том числе в Cryptosnake, чтобы что-то заработать, нужно сначала что-то вложить. Так что не вкладывайте в криптовалюту больше, чем готовы потерять. В частности, это касается и play-to-earn игр.

11
Начать дискуссию