Синдром самозванца: история одной веб-студии

Привет, меня зовут Александр Нефёдов, я — основатель студии разработки Optimal Group. О «синдроме самозванца» не говорил только ленивый. Мы решили пойти другим путем и показать, как он проявляется у сотрудников нашей веб-студии. Провели несколько интервью и выяснили, что почти у каждого нашего сотрудника в той или иной мере есть «синдром самозванца», но справляются они с ним по-разному.

Синдром самозванца: история одной веб-студии

Александр, 35 лет, владелец студии разработки

Да, я часто себя ловлю во время общения с клиентами на ощущении, что мы в студии все делаем через одно место. А потом очень удивляюсь, когда выясняется, что клиент ставит нас в пример другим подрядчикам.

Объективно взглянуть на свою работу помогает и общение с другими игроками на рынке. Ты можешь про себя думать, что ты — лох, MBA у тебя нет, в рейтинги не попадаешь. А потом общаешься с конкурентами, и выясняется, что ты не так уж и плох. А я всегда думал, что у меня микробизнес с микрозадачами.

Мне кажется, что синдром самозванца помогает смотреть открытыми глазами и ушами на свою деятельность. Ты как собственник всегда готов слушать и воспринимать информацию. Ты постоянно пытаешься догнать себя будущего, и этого никогда не получится, потому что ты его нафантазировал. Это и для бизнеса хорошо, и для тебя. А еще ожидания клиента всегда чуть ниже получаемого результата.

Анна, 29 лет, управляющая проектами

Конечно, у меня есть синдром самозванца, но «накрывает» он периодами. Все зависит от общего состояния дел. Например, когда задачи сыпятся, кажется, что все кончено. У меня начинается паника: что я тут делаю? Я же ничего не умею! АААА!!!

Или, когда я оцениваю свои навыки, и понимаю, что еще многого не знаю. При этом мне очевидно, что я уже многое умею, и если у меня нет возможности применить новые знания в текущих задачах, получать их бессмысленно. По проектам я уже делаю максимум из необходимого.

На работу мой синдром не влияет. В процессе я замечаю свои косяки, чувствую себя самозванцем, но не упарываюсь, чтобы все исправить. Улучшаю по чуть-чуть.

Я стараюсь объективно оценить: довольны ли мной клиенты, руководитель, команда. И мне приятно, когда люди хотят и дальше со мной работать.

Павел, 26 лет, управляющий проектами

Да, у меня есть синдром самозванца. Думаю, он есть у всех, кто рефлексирует. Я вижу, как он проявляется у окружающих. Люди все время погружены в сравнение себя с другими. У разработчиков это особенно часто встречается. Когда ты в первый раз смотришь код коллеги, в голове мысли: «Как он до этого додумался?», «Почему я не на его месте?»

Для меня синдром самозванца — это неприятие результата. Он должен быть или супер, или никак. Иначе это провал. Мои мысли в такие моменты: «Я всего этого не достоин!», «Как меня тут терпят?»

Когда получаю положительную обратную связь, в сердце что-то ёкает, а потом это чувство быстро забывается. А после негативной обратной связи я хожу и думаю о ней несколько дней.

Александр, 33 года, backend-разработчик

У меня есть синдром самозванца, но он неярко выражен. Проявляется, когда я не могу найти решение и сижу 60 часов над задачей вместо запланированных 20. Сразу начинаю думать, что я — новичок, ничего не знаю. Но после решения такой задачи самооценка восстанавливается.

Сомнения заставляют несколько раз перепроверить свои действия, с кем-то посоветоваться, глубже погрузиться в задачу. С 2013 года я веду свой справочник с готовыми решениями и объяснениями. Называю его «Плюшки». Когда сталкиваюсь с трудными задачами, я их детально разбираю и записываю в справочник: описание задачи и проблемы, кусок кода, вариант решения. Если через полгода я вновь столкнусь со сложной задачей, у меня будет способ работы над ней.

Андрей, 29 лет, разработчик

Синдром самозванца у меня проявляется во всех областях жизни. Если говорить о веб-разработке, то мне постоянно кажется, что я мало знаю. Чем больше я изучаю, тем больше ощущение, что знаний недостаточно.

Я стараюсь сделать код максимально эффективным. На начальном этапе подробно разбираю задачу: выписываю шаги, общаюсь с менеджером, чтобы не отклоняться от цели, разбиваю большую задачу на подзадачи.

Иногда получается, что я делаю лишнюю работу, например, не могу пройти мимо задокументированного метода. Я всегда говорю, что долго вожусь, чтобы в будущем для поддержки все было ясно и прозрачно.

Кирилл, 36 лет, разработчик

Синдрома самозванца у меня нет, четко понимаю, на что способен, свой профессиональный уровень. Пришел студентом на должность стажера в региональную веб-студию и честно заявил, что ничего не умею. Я тогда не боялся разоблачения, потому что все и так знали мой уровень. Рос в профессии постепенно, возможно, поэтому уверен в себе и своих навыках.

Сейчас все по-другому: любой 30-летний человек может после полугодичных курсов прийти в IT за высокой зарплатой. Мне кажется, именно у таких людей появляется синдром самозванца. Они получают высокооплачиваемую должность, но необходимые знания и умения получил не за пять лет в институте, а за полгода на курсах.

А постоянное самообучение очень важно для разработчика. Я подписан на российских и западных экспертов, учу новые языки. Это не значит, что я не уверен в своих навыках, это про то, что я хочу еще лучше, чем сейчас.

Да, как и многим разработчикам, мне присущ перфекционизм. Но я понимаю, что если бесконечно доводить до идеала, у тебя не будет закрытых задач.

Татьяна, 28 лет, hr-менеджер

Я увлекаюсь фотографией и не воспринимаю эту работу, как основную. Поэтому, когда я только начинала, мне сложно было поставить стоимость съемки. Мне казалось, что в этот раз я сделала хорошо, и мне повезло, а в следующий раз фотосессия обязательно выйдет не очень.

Чтобы «устранить самозванца», начала изучать проблему с книги Роберта Келси «Код уверенности. Почему умные люди бывают неуверенными и как это исправить». Автор считает, что мы можем найти опору в своих достижениях. Для этого их надо выписать, а список поместить на видное место, чтобы не забывать. И каждый раз, когда человека накрывает синдром самозванца, он смотрит на перечисление своих достижений и вновь обретает уверенность в себе.

К списку достижений можно отнести и положительную обратную связь. Я, например, раньше не верила, что человек искренне меня хвалит. Сейчас лучше воспринимаю положительные отзывы о своей работе.

Еще один способ проработки этого синдрома — работа над своим перфекционизмом. У меня были случаи, когда пыталась сделать работу идеально и не могла долго время ее закончить. Понимание, что мы все не идеальны и совершать ошибки — нормально, помогает мне легче относиться к собственным косяками. У всех есть право на ошибку, невозможно делать свою работу постоянно идеально, ведь мы не роботы.

Чтобы не чувствовать себя на дне — никогда не сравнивайте себя с другими! Можно сравнивать себя с собой в прошлом. Например, сейчас я эту работу делаю лучше, чем полгода назад. А сравнивать себя с другими — подкармливать свой синдром самозванца.

В IT требуется постоянно учиться, чтобы не отставать. Но в данном случае согласна с Сократом: «Чем больше я узнаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю». Притча описывает, как он нарисовал два круга для своих учеников. Пространство внутри круга поменьше означало знания учеников, а пространство внутри большего круга — собственные знания Сократа. Все остальное за пределами кругов — это знания, которыми не владели ни Сократ, ни его ученики. А линия незнания — линия окружности, и, конечно, она больше у Сократа. Это про то, что все на свете не выучишь, важно использовать свои знания по назначению здесь и сейчас.

Я стараюсь просто выполнять свои задачи, не оглядываясь на других, учиться в меру и разрешать себе ошибаться. Пока мне это помогает справляться с синдромом самозванца и с радостью браться за более сложные проекты.

1414
1 комментарий

"Накипело" )) да, есть нюанс, когда вообще не вкладываешься в PR. И получается, что тебя и твои проекты знают многие крупные бренды, но в широких кругах случается, что кто-то на встрече приводит в пример "крупную известную компанию", которая по факту в разы мельче

6
Ответить