{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

WeFarm

Всем доброго времени суток!

Хочу рассказать про стартап WeFarm – площадку для нетвокинга мелких фермеров и маркетплейс, где они могут покупать удобрения, оборудование, пестициды и т.п. у розничных продавцов.

Компания базируется в Лондоне, но основной рынок, на котором она оперирует в настоящий момент – Африка.

Рынок

К сожалению, не смогла найти нормальных данных про размер рынка и посчитать. Тем не менее, собрала ряд цифр, которые мне показались контекстными и уместными.

1. Большинство (84%) из 570 миллионов ферм в мире являются мелкими. Мелкие фермеры производят 29% мирового урожая, измеряемого в килокалориях. На эти фермы приходится большая доля мировых запасов продовольствия — одна треть (32%).

При этом почти 80% бедных в мире живут в сельской местности и зависят от сельского хозяйства как источника средств к существованию. Прирост производства происходит неравномерно в разных регионах мира – например, самый низкий прирост отмечался в странах Южной Азии и Африки.

Тем временем, в 2020 г. только 28% населения стран Африки к югу от Сахары имели доступ к мобильному Интернету, а в 2021 г. 19% жили в районах, не охваченных мобильными сетями, и еще 53% не пользовались мобильным интернетом, несмотря на наличие доступа к нему. В настоящий момент, по данным IFC (Международная Финансовая Корпорация), в следующем десятилетии число пользователей интернета в Африке, как ожидается, вырастет на 11%, что составит 16% от общего мирового числа.

Потребность в новых знаниях и инструментах для увеличения производительности своих ферм будет стимулировать развитие технологий и проникновение интернета. И, наоборот, развитие технологий и проникновение интернета будут способствовать доступности знаний о сельском хозяйстве и методах его ведения.

2. Стартап WeFarm сложно отнести к какой-то конкретной отрасли в FoodTech. Но так как его технология основана на мобильном устройстве и подключении к интернету, я решила взглянуть на прогнозы по connected agriculture market (рынок «подключенного» сельского хозяйства), для которого важны 2 вещи – наличие мобильного устройства и интернет.

Research & Markets ожидают, что глобальный рынок Connected Agriculture Market с $3,24 млрд в 2021 г достигнет $9,75 млрд к 2026 году. Markets & Markets утверждают к 2023 г. рынок CAM достигнет $4,31 млрд. А по данным McKinsey, развитие connectivity в сельском хозяйстве может добавить более $500 млрд мировому ВВП и для Европы – $53,8 млрд. CAGR составит в среднем ~20% до 2028 г.

Основными факторами роста этого рынка будут являться растущая потребность в увеличении производства на душу населения и правительственные программы, направленные на поощрение внедрения новых технологий.

Attractive Opportunities in the Connected Agriculture Market, Markets & Markets.

3. Если взглянуть с точки зрения привлекательности не технологии, а географического рынка и сектора, то европейский FoodTech в последние 2 года показывает приличный рост. Инвестиции в европейские стартапы FoodTech в 2021 году достигли €9,5 млрд, что в 3 раза больше, чем в предыдущем году. Доля Европы в глобальной экосистеме FoodTech выросла до 20 % (с 12 % в 2021 г.), что никогда не достигалось ранее. Средняя сумма сделки удвоилась с €0,9 млн в 2020 году до €1,8 млн в 2021 году.

Какая проблема? В чем потребность есть у клиента?

1. Нехватка знаний и навыков.

Низкий уровень образованности или в целом отсутствие какого-либо образования/знаний/навыков приводит к тому, что фермеры некорректно и/или неуместно (не-)используют удобрения, технологии, маркетинговые приемы. В результате, плохой урожай, низкая производительность ферм и отсутствие продвижения себя и своего товара в соцсетях, чтобы привлечь новых клиентов.

2. Время и деньги.

Мелкие фермеры теряют время и деньги из-за поддельной или некачественной сельскохозяйственной продукции. В свою очередь некачественные семена и удобрения ограничивают рост растений и животных – в общем, развитие фермы.

3. Городская среда.

Первое, что тут стоит отметить – транспортные издержки, когда фермеры вынуждены тратить время на поездки в город и там на поиск продавцов, у которых они могли бы купить сельскохозяйственную продукцию по доступным для них ценам. Второе - большинство фермеров предпочитают формат «фермер у фермера», что обусловлено недоверием к ценам в интернете. И последнее здесь - товары по городским ценам могут оказаться для фермеров дорогими.

Продукт компании

1. Социальная сеть

Для начала напомню, что WeFarm – это, прежде всего, сеть для нетворкинга фермеров (или проще говоря, социальная сеть).

Преимущество здесь заключается в том, что к WeFarm можно подключиться через Интернет или через SMS – что особенно важно для регионов, где только происходит проникновение интернета и в настоящий момент основным способом связи и оплаты остается SMS.

Через формат SMS возможно:
• Знакомиться с фермерами.
• Покупать и продавать товары.
• Зарабатывать рейтинг с помощью баллов WeFarm, чтобы повышать свою надежность и популярность.

Интернет и мобильное приложение позволяет все то же самое, что и формат SMS. Но, помимо этого, есть возможность:
• формировать группы на основе конкретных фермерских интересов;
• участвовать в группах/форумах по интересам;
• создавать группы по формированию цепочек стоимости.

Слева - формат SMS, справа - мобильное приложение.

Через общение друг с другом фермеры могут получать советы на разные вопросы, связанные с сельским хозяйством – от методов и продуктов до потенциальных ловушек и рыночных цен. В итоге, как предполагается, это должно способствовать увеличению производительности ферм и снизить их издержки или обезопасить от них.

2. Маркетплейс

Второе направление WeFarm – это маркетплейс, где фермеры могут у розничных торговцев покупать оборудование и сельхоз продукцию для своих ферм.

Преимущество WeFarm здесь заключается в цене товаров и их качестве: цены на маркетплейсе оказываются для фермеров более доступными, а сам стартап следит за тем, чтобы каждый продавец-ритейлер был сертифицирован.

Другой важный элемент – это транспортная доступность: каждый фермер находится в пределах 15 км от ближайшего к нему ритейлера.

3. Особенности продукта компании на данный момент.

  • Анализ данных в Wefarm

Платформа WeFarm формирует самое большое комьюнити мелких фермеров с более чем 37 млн разговоров в режиме реального времени. Их анализ позволяет каждому участнику в звене цепочки поставки видеть тенденции в сельском хозяйстве по мере их возникновения и до того, как они повлияют на саму цепочку.

  • Машинное обучение и НЛП

Цель WeFarm не только в том, чтобы поддерживать сообщество мелких фермеров, но и в том, чтобы помочь фермерам из разных уголков мира общаться друг с другом и обмениваться межкультурным опытом. Собственные алгоритмы и модели машинного обучения стартапа могут переводить язык постов и сообщений, устраняя таким образом языковые барьеры.

Бизнес-модель

Поскольку на данный момент общение в WeFarm происходит бесплатно, основной бизнес-моделью, с помощью которой может зарабатывать стартап, является C2C (Consumer-to-Consumer) или маркетплейс (хотя точной информации, зарабатывает от этого ли компания, я не нашла). В такой модели основной доход основывается на сборах с покупателя или продавца за успешную сделку.

WeFarm сравнивает себя с Amazon и Ebay по темпам роста продаж. Попробуем посчитать, сколько может зарабатывать WeFarm. Для анализа посмотрим на Amazon (так как по нему больше данных).

Доход от online торговли составили $66,08 млрд в 4 квартале 2021. Поскольку эта цифра именно за 4 квартал, предположим, что это значение за год будет в пределах 10-15% погрешности как в положительную сторону, так и в отрицательную. То есть доходы от online торговли примерно составили ≈ $56 млрд - $76 млрд.

Общий объем продаж в 2021 г. достиг $468,78 млрд. Доход от online торговли, таким образом, может составлять 12% - 16%.

В 2019 г. продажи с помощью маркетплейса составили $1 млн продаж при 1,9 млн пользователей. В 2021 г. $29 млн. при 2,5 млн пользователей. Выручка WeFarm может составлять: $29 млн*12% - $29 млн*16% ≈ $3,48 млн – $4,64 млн.

Конкуренция

Взяла для сравнения 2 основных европейских стартапа, поскольку сам WeFarm географически все-таки из Европы (если быть точнее, из Великобритании).

Немецкий стартап Agrando - маркетплейс сельскохозяйственных ресурсов и оборудования, где с помощью анализа данных и личных консультаций по конкретным вопросам фермеры могут найти необходимый им товар у подходящего под их требования ритейлера или поставщика.

Французский стартап FarmiToo – маркетплейс сельскохозяйственного оборудования, где фермеры могут покупать технику напрямую у производителя. В доступе имеется более 150 тыс. продуктов от более чем 350 брендов.

Больше всего здесь хочу обратить внимание на то, что конкуренты – это маркетплейсы, где фермеры покупают у ритейлеров (крупных или розничных). Отличие WeFarm состоит в том, что он, прежде всего, площадка для нетворкинга, социальная сеть. И только потом маркетплейс, но маркетплейс розничной торговцев.

Второе отличие – доставка: WeFarm не осуществляет доставку, но помогает найти розничного продавца в радиусе 15 км.

И третье отличие – наличие SMS-коммуникации и -оплаты, что важно для развивающихся государств, где, как я уже упоминала, только происходит проникновение интернета.

Pipeline продукта

В ближайшее время WeFarm планирует расширение диапазона и функционала доставки, сделать упор на аналитику и данные и их коммерциализации (по типу как у Agrando с расширенным тарифом Pro, то есть платная подписка для доступа к аналитическим инструментам WeFarm).

В более долгосрочной перспективе цель WeFarm – развитие своего маркетплейса, где мелкие фермеры могли бы продавать свои товары и продукты друг другу и розничным ритейлерам. А также расширение своего географического присутствия.

Команда

Команда простая, но с опытом. Плюсом команды считаю наличие человека со связями с бизнес-ангельским сообществом Великобритании.

  • Kenny Ewan (CEO & Founder)

    В 2007-2009 гг. являлся региональным директором по Латинской Америке в ProWorld Service Corps - компании, специализирующейся на обучении за рубежом и проектах волонтерской работы.

    В 2009-2014 гг. занимал должность программного менеджера в некоммерческой организации The Cafédirect Producers' Foundation (CPF), которая занимается поддержкой мелких фермеров в Восточной Африке, Латинской Америке и Азии.

  • Anita Woods (VP Product)

    До WeFarm занимала должность главного продакт-менеджера в Wonga (2011-2015 гг.), Zava Online HeathCare (2015-2017 гг.), On Maternity Leave (2017-2018 гг.)

  • Adam Neilson (CTO)

    В 2012-2014 гг. занимал должность CTO в HealthUnlocked, социальной сети в сфере здравоохранения.

    2014-2015 гг. был техническим косультантом в блокчейн-стартапе Tick Limited.

    С 2012 по 2015 гг. в качестве со-основателя работал в Rareburg - торговой площадке для коллекционеров.

  • David Fogel (CCO, Co-founder Alma Angels)

    Является со-основателем Alma Angels, британского комьюнити бизнес-ангелов.

    С начала основания компании в 2015 г. являлся инвестором WeFarm. С 2022 г. занял должность коммерческого директора стартапа.

    Также в настоящее время входит в Совет директоров стартапа YSIS – нетворкинг-платформы для основателей стартапов, разработчиков и инвесторов.

    Является сотрудником Центра предпринимательства при Бизнес-школе Оксфорда.

История

WeFarm была основана в 2015 г. Основанная в 2015 году как пилотный проект Within Producer’s Direct, НКО с миссией поддерживать африканских и латиноамериканских фермеров. Первоначальный запуск бета-версии WeFarm оказался успешным и было принято решение сделать ее отдельной компанией.

В 2015 г. WeFarm получила свой первый грант на развитие, в 2016 г. ей достался грант от Chivas Ventures.

В 2019 г. и 2021 г. компания провела Раунды А, на которых она в среднем подняла $12 млн. Для сравнения: в 2021 г. в Series A Agrando получил €12M, FarmiToo €10M.

Риски

  • Медленный рост компании

Развертывание SMS-сервисов может быть медленным, отчасти потому, что WeFarm требуется заключать сделки с местными операторами связи по поводу использования данных. Это приводит также к медленному росту пользовательской базы: если вы зайдете на основной сайт, вы увидите, что можно либо присоединиться к списку ожидания, либо присоединиться по приглашению от существующего участника.

  • Суть платформы и коммерциализация

Комьюнити фермеров может создаваться в соцсетях. Оправдает ли платформа себя платформа вообще?

  • Региональные конкуренты

В Африке и Латинской Америке по мере развития регионов могут появляться местные игроки, которые выдавят WeFarm. Если говорить про Европу, то велик шанс, что стартап не сможет справиться с конкуренцией.

To sum up in the end

В целом, стартап мне кажется привлекательным. Примечательно, что пандемия Covid-19 только ускорила рост количества пользователей и объем продаж. Неизвестно, какие еще вирусы нас ожидают в будущем, но рост результатов WeFarm я расцениваю как хороший знак :)

Я бы вложила $5 млн.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда