От вызова до барьера: какие бывают риски в бизнесе и как с ними работать

Мы убедились на личном опыте, что лидерам следует решать проблемы на ранней стадии. Однажды ритейлер «Магнит» потерял за день миллиард рублей. Всё из-за сбоя в работе онлайн-касс.

Эта история показывает, что даже самый неочевидный риск может привести к колоссальному ущербу.

Есть четыре уровня рисков, с которыми сталкивается каждая компания. В этой статье расскажем, как выявлять и оценивать риски на каждом этапе, а также покажем эффективные стратегии управления ими. Также вы узнаете о самых актуальных рисках для российского бизнеса в 2024 году.

Модель развития рисков

От вызова до барьера: какие бывают риски в бизнесе и как с ними работать

На модели, которую представил Джеймс Р. Карнс, мы видим, как связаны разные уровни и необходимую скорость реагирования на них. Чем серьёзнее проблема – тем быстрее её нужно решать.

Вызов (Challenge) – зелёная зона. Потенциальные угрозы находятся на самой периферии, практически не влияют на команду и бизнес.

Беспокойство (Concern) – жёлтая зона. Влияние рисков становится заметным, но ещё не критичным.

Проблема (Problem) – красная зона. Риски превращаются в проблемы, требующие немедленного вмешательства.

Барьер (Barrier) – фиолетовая зона. Инцидент, который препятствует прогрессу в развитии некоторых или всех возможностей.

Рассмотрим, что делать на каждом уровне для предотвращения или минимизации рисков.

.

Вызов

На этом этапе риски ещё не представляют значительной опасности, но их игнорирование может привести к серьезным последствиям в будущем. Например, появление нового конкурента на рынке или потенциальные изменения в законах. Здесь важно выработать систему, которая позволит своевременно выявлять и оценивать, что происходит. Для этого нужно пройти три этапа.

1. Идентификация

Обнаружить потенциальные риски можно с помощью нескольких инструментов.

– SWOT-анализ: оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для компании.

– Анализ рынка: отслеживание рыночных тенденций, конкурентов и изменений в законодательстве.

– Обратная связь: регулярные встречи с ключевыми заинтересованными сторонами, клиентами и сотрудниками для получения информации о потенциальных проблемах.

2. Оценка

Затем анализируем выявленные риски. Для этого спрашиваем себя:

– Какова вероятность того, что этот риск реализуется?

– Какое влияние окажет этот риск на проект или бизнес?

– Если риск реализуется, то когда?

3. Разработка стратегии управления рисками

Выбираем, что будем делать дальше. Вариантов как минимум четыре:

– Избегание – полностью устраняем риск, меняя планы или процессы.

– Снижение – принимаем меры для уменьшения вероятности или влияния риска.

– Передача третьей стороне — например, обращаемся к поставщику услуг. Подробнее о том, каким образом в ИТ передаются риски, рассказывали тут.рассказывали тут.

– Принятие – принимаем риск и готовим план действий на случай его реализации.

Подробно о том, как управлять рисками, и какие стратегии есть, рассказывали тут.– рассказывали тут.

Примеры

1. Ситуация: появился новый конкурент.

Действия: провести конкурентный анализ, изучить сильные и слабые стороны нового игрока, разработать стратегию усиления своих преимуществ.

2. Ситуация: изменилось законодательство.

Действия: следить за повесткой, подготовить адаптационные меры для бизнеса.

3. Ситуация: возникли инновации, которые могут изменить рынок.

Действия: исследовать новые технологии, оценить их потенциальное влияние на бизнес, инвестировать в исследования и разработки для сохранения конкурентоспособности.

.

Беспокойство

Риски начинают проявлять себя, и их влияние становится заметным, но они всё ещё не критичны. Здесь ещё можно контролировать ситуацию и нейтрализовать угрозы до того, как они станут проблемами.

1. Идентификация

Задача – оперативно распознать проявления рисков. Здесь помогут:
— анализ данных о продажах, производительности, качестве и других ключевых показателях — для выявления негативных тенденций;

— внутренние аудиты и проверки — для выявления и оценки текущих рисков.

2. Оценка

3. Разработка стратегии

Варианты путей управления рисками те же – принятие, избегание, устранение или передача подрядчику.

4. Внедрение мер

Ключевой этап, на котором:

– разрабатываем чёткий план действий с указанием конкретных шагов, ответственных лиц и сроков;

– обеспечиваем необходимые ресурсы (финансовые, человеческие, технические) для реализации плана;

– внедряем меры;

– обучаем сотрудников новым процессам и регулярно информируем всех участников о ходе реализации плана.

Примеры

1. Ситуация: продажи упали на 10%.

Действия: провести маркетинговое исследование для выявления причин, разработать и внедрить стратегию по оптимизации процессов, провести обучение отдела продаж.

2. Ситуация: возник дефицит квалифицированных кадров.

Действия: проанализировать потребность в специалистах, разработать программу повышения квалификации, привлечь новых сотрудников, внедрить или доработать систему мотивации.

.

Проблема

Этап наступает, когда риски, ранее выявленные как вызовы или беспокойства, становятся актуальными и требуют немедленного вмешательства. Здесь их влияние на проект или бизнес уже ощутимо.

1. Идентификация

Фокусируем внимание на распознавании и документировании конкретных проблем и их причин. В этом помогут:

– корневой анализ причин (Root Cause Analysis): методика, позволяющая выявить первопричины возникших проблем, чтобы не только устранить симптомы, но и предотвратить их повторение;

– проведение интервью среди сотрудников и клиентов, чтобы получить обратную связь о проблемах.

2. Оценка

Критерии для самопроверки:

– насколько быстро необходимо решить проблему, чтобы избежать дальнейших негативных последствий;

– степень воздействия проблемы на бизнес, включая финансовые, операционные и репутационные потери;

– уровень сложности решения проблемы и объём необходимых ресурсов.

3. Разработка стратегии

Здесь важно учесть:

– немедленные меры для быстрого устранения текущих проблем (например, исправление ошибок в процессах или программном обеспечении);

– системные изменения, способные предотвратить повторение проблем в будущем.

– создание специальных команд и планов действий на случай возникновения аналогичных проблем в будущем.

4. Реализация стратегии

Примеры

1. Ситуация: сорвали сроки важного проекта.

Действия: проанализировать причины задержки, перераспределить ресурсы, улучшить процессы планирования и контроля за выполнением задач, обучить команду эффективному управлению временем.

2. Ситуация: уволились ключевые сотрудники.

Действия: проанализировать причины ухода, провести опросы удовлетворенности сотрудников, улучшить условия труда и систему мотивации, разработать программу удержания талантов.

3. Ситуация: произошёл крупный технологический сбой.

Действия: создать кризисную команду, привлечь внешних экспертов, проанализировать причины сбоя, разработать и воплотить в жизнь план восстановления, провести тренинги для сотрудников, чтобы не допустить подобных сбоев.

.

Барьеры

Этап наступает, когда проблемы не были эффективно решены и стали серьезными препятствиями, мешающими нормальной работе команды и достижению целей бизнеса.

1. Идентификация

Здесь важно чётко определить происхождение и масштабы проблем с помощью:

– опросов среди сотрудников и других заинтересованных сторон для выявления конкретных барьеров;

– изучения прошлых инцидентов для выявления паттернов и первопричин, которые привели к возникновению барьеров.

2. Оценка масштабов

Определяем:

– насколько сильно барьер влияет на текущие операции и стратегические цели;

– как быстро необходимо устранить барьер, чтобы избежать катастрофы;

– ресурсы, необходимые для устранения барьера, и готовность компании их предоставить.

Делаем это с помощью:

– качественного и количественного анализа, включающего финансовые, операционные и репутационные потери;

– привлечения внутренних и внешних экспертов для оценки серьёзности и влияния барьеров.

3. Разработка стратегии устранения

В случае барьеров уже нет варианта “принять и смириться”. Нужно действовать.

1. Внедрение мер по немедленному устранению барьеров (например, срочный ремонт, реорганизация процессов).

2. Разработка долгосрочных стратегий и систем, предотвращающих повторное возникновение барьеров (например, модернизация инфраструктуры, обучение и развитие персонала).

3. Создание и внедрение планов действий на случай чрезвычайных ситуаций и сбоев в будущем.

Примеры

1. Ситуация: проект полностью остановился.

Действия: создать кризисную команду, проанализировать причины остановки, разработать план по восстановлению, пересмотреть и улучшить проектные процессы, внедрить системы контроля качества.

2. Ситуация: ушли ключевые клиенты.

Действия: проанализировать причины, улучшить клиентский сервис и условия сотрудничества, разработать программу лояльности для удержания клиентов, провести маркетинговые кампании для привлечения новых клиентов.

3. Ситуация: перед компанией замаячила перспектива банкротства.

Действия: проанализировать финансовое состояние, разработать план по реструктуризации долгов и улучшению финансовых показателей, привлечь инвесторов, улучшить бизнес-модель и операционные процессы.

Топ-3 риска для бизнеса в 2024 году

Теперь поговорим об актуальном на сегодня – риски жёлто-зелёной зоны, которые уже оказывают незначительное влияние на бизнес, но вскоре могут перерасти в проблемы и барьеры.

Задача руководителя – находить проблемы и устранять барьеры на пути к достижению целей бизнеса. И один из лучших способов сделать это — заглянуть достаточно далеко вперед, чтобы обнаружить риски на ранних этапах и минимизировать их.

реклама
разместить
Начать дискуссию