Это печально! но факт

Это печально! но факт

2019 год ознаменовался началом крупнейшей в истории пандемией коронавируса, и несмотря на многочисленные предпринятые странами меры, вирус поражает людей до сих пор.

Казалось бы, пандемия грянула как гром среди неба, при отсутствии каких-либо предпосылок и предзнаменований. Однако все не так однозначно - в 2010 году был опубликован доклад Фонда Рокфеллера "Scenarios for the Future of Technology and International Development. The Rockfeller Foundation. May 2010" (Сценарии для будущего технологического и международного развития. Фонд Рокфеллера.2010 год"), в котором рассматривались сценарии развития ближайших мировых событий, и один из таких сценариев как раз заключался в возникновении пандемии, её влиянии на мир и меры по борьбе с ней.

Всего в докладе было предложено 4 сценария, в результате которых мир предстает в следующем свете:

1) LOCK STEP (Тотальная блокировка) - мир с жестоким государственным контролем и авторитарном руководством, ограниченными инновациями и растущим противодействием граждан;

2) CLEVER TOGETHER (Умное сообщество) - мир, в котором появляются эффективные и успешные стратегии для решения как внезапных, так и укоренившихся проблем;

3) HACK ATTACK (Цифровой беспредел) - экономически нестабильный и подверженный потрясениям мир, в котором слабеют правительства, процветает криминал и появляются опасные инновации.

4) SMART SCRAMBLE (Локализация технологий) - экономически депрессивный мир, в котором отдельные люди и сообщества разрабатывают локализованные, самодельные решения растущего набора проблем.

Сценарий, который мог бы служить пророчеством пандемии 2019 года - Тотальная блокировка, где вместо коронавируса рассматривается гусиный грипп. Согласно сценарию новый штамм гриппа, чрезвычайно вирулентный и смертоносный появился в 2012 году, и всего за 7 месяцев заразил почти 20 процентов населения и убил 8 миллионов человек по всему миру. Влияние пандемии также сказалось на мировой экономике: международная перевозки людей и товаров остановилась, что привело к упадку туризма, и нарушению глобальных цепочек поставок. Если проводить параллель с ситуацией в мире по прошествии семи месяцев с начала пандемии коронавируса, то имеем следующее : 6 269 364 заболевших и 373 991 умерших (по данным Worldometers на 01.06.2020) - здесь следует порадоваться, что прогнозы в отношении столь быстрого распространения и смертоносности не сбылись. В мае 2021 года заместитель Генерального директора ВОЗ Самира Асма на брифинге в Женеве озвучила ориентировочное число погибших от коронавируса - от 6 до 8 миллионов человек, таким образом показатель, заявленный в сценарии Тотальной блокировки был достигнут только через 15 месяцев (т.е. вдвое больший срок). В соответствии с прогнозом, самые эффективные меры по остановке распространения и борьбе с пандемией были предприняты в Китае: оперативное введение правительством Китая обязательного карантина для всех жителей, а также введение изоляции всех границ спасли миллионы жизней, остановив распространение вируса на раннем этапе по сравнению с другими странами. В разрезе истории распространения коронавируса в мире, данный факт также находит подтверждение: именно в Китае в декабре 2019 года была зафиксирована вспышка заболеваемости вирусом, и уже 24 января был введен карантин для всей провинции Хубэй (где было выявлено наибольшее число зараженных) а после всего за 10 дней был построен новый госпиталь в провинции Ухань. В то время как по всему миру заболеваемость COVID-10 набирала обороты, в Китае она пошла на спад.

Далее прогноз Тотальной блокировки развивается следующим образом - пандемия снижается, в то время как авторитарный контроль и надзор за гражданами и их деятельностью сохраняется и даже усиливается, в целях защиты себя от распространения все более значимых проблем - лидеры во всем мире взяли власть в свои руки. Поначалу данная идея была воспринята населением позитивно - граждане охотно жертвовали часть своего суверенитета в обмен на большую безопасность и стабильность. Также они стали более терпимо относиться к руководству и надзору сверху, а национальные лидеры получили больше свободы действий для наведения порядка по своему усмотрению. В развитых странах этот усиленный контроль принимал разнообразные формы: например, биометрические удостоверения личности для всех граждан и более жесткое регулирование ключевых отраслей, стабильность которых считалась жизненно важной для национальных интересов. Во многих развитых странах принудительное повиновение новым правилам и мерам привнесло порядок и, что немаловажно, экономический рост. В разрезе текущей ситуации мы видим также усиление контроля в виде требования о наличии QR-кодов и документов, подтверждающих вакцинацию от коронавируса для возможности осуществления свободного посещения большинства общественных мест, а также рабочего места.

В развивающихся странах ситуация напрямую зависела от их лидеров и их поведения. В странах с сильными и продуманными лидерами общий экономический статус и качество жизни граждан повышались. Однако более авторитарное руководство сработало менее эффективно, а в некоторых случаях и трагически - когда лидеры использовали свою возросшую власть для реализации собственных интересов за счет своих граждан.

Жесткое регулирование технологий подавляет инновации, поддерживает высокую стоимость и сдерживает внедрение. В развивающемся мире доступ к "одобренным" технологиям расширился, но за его пределами оставался ограниченным: центр технологических инноваций в основном находился в развитых странах, развивающиеся страны, обладающие большими ресурсами и лучшим потенциалом, начали внедрять инновации внутри страны, чтобы самостоятельно заполнить эти пробелы.

В то же время в развитом мире наличие большого количества нисходящих правил и норм сильно тормозило предпринимательскую деятельность. Правительства часто указывали ученым и инноваторам, в каких направлениях им следует вести исследования, и направляли их в основном на проекты, которые принесут прибыль (например, разработка продуктов, ориентированных на рынок), или на "верные ставки" (например, фундаментальные исследования), оставляя более рискованные или инновационные области исследований практически неосвоенными.

В развивающихся странах стало распространенной практикой заключение стратегических альянсов в целях соблюдения собственных национальных интересов.. Межгосударственные связи свелись преимущественно к взаимодействию в сфере безопасности.

К 2025 году усталость людей от контроля и отсутствия собственного права выбора достигла пика. Везде, где государственные интересы столкнулись с интересами персональным, стали возникать конфликты. На месте единичных конфликтов стали возникать конфликты массовые. Даже те, кому нравилась большая стабильность и предсказуемость этого мира, стали чувствовать себя неловко и стесненно из-за множества ограничений, жестких правил и строгости национальных норм. Чувствовалось, что рано или поздно что-то неизбежно нарушит порядок, который так усердно устанавливали правительства большинства стран мира. Изучив данный сценарий, можно понять что на текущий момент мир находится в промежуточной стадии: технологическая дискриминация еще не проявилась в полной мере, в то время как массовое недовольство принудительной политикой борьбы с пандемией набирает обороты и зачастую приводит к бурным дискуссиям и протестам.

Еще один сценарий который имеет все предпосылки к реализации - Цифровой беспредел, экономически нестабильный и подверженный потрясениям мир, в котором слабеют правительства, процветает криминал и появляются опасные инновации.

Начальный период данного сценария - с 2010 по 2020 год, иначе говоря "десятилетие гибели" : взрыв на Олимпийских играх 2012 года, унесший жизни 13 000 человек, землетрясение в Индонезии, унесшее жизни 40 000 человек, цунами, почти уничтожившее Никарагуа, и начало Западно-Китайского голода, вызванного случающейся раз в тысячелетие засухой, связанной с изменением климата. Если рассматривать тот же период в мире, то мы видим сильнейшую засуху в США в 2012 году, наводнение в Европе в 2002 году (более 230 человек погибло), жара в Европе в 2003 году (погибло 35 000 человек) и взрыв в бейрутском порту 4 августа 2020 году, когда погибло 210 человек и около 6 000 получили различные ранения.

В 2015 году США большую часть своих расходов перераспределили с обороны на внутренние проблемы и вывели войска из Афганистана, где талибы вновь захватили власть (в нынешнем времени это уже произошло 31 августа 2021 года). Недостаток ресурсов и торговые споры, совместно с серьезными экономическими и климатическими проблемами, привели к расторжению многих союзов и партнерств. Они разожгли прокси-войны (война, спровоцированная крупной державой, которая сама в ней не участвует) в богатых ресурсами странах (в нашем случае - прокси-войны в Ливии и Сирии, богатых нефтяными месторождениями).

Вследствие ослабления силы государств, быстрым разрушением порядка и уничтожением привычных систем безопасности насилие и преступность возрастают. Страны с этническим, религиозным или классовым делением оказались под ударом: сепаратисты наксалиты активизировали партизанскую войну в Восточной Индии, усилилось кровопролитие в палестино-израильском конфликте и обострилась борьба за ресурсы в Африке по этническому или племенному признаку. Между тем военные и полицейские силы, оказались беспомощны в попытке остановить рост беспорядков, что спровоцировало усиление растущих преступных и террористических сообществ. Рассматривая этот прогноз в современных реалиях, можно провести парралель с возникшим в 2013 году общественным движением "Black Lives Matter", и обернувшимся массовыми протестами в 2020 году после убийства афроамериканца Джорджа Флойда. По состоянию на июнь 2020 года было задержано 14 000 человек и около 20 человек погибли.

Банды, опирающиеся на технологии и сетевые криминальные структуры, использовали как слабость государств, так и отчаяние людей. С большей легкостью эти «глобальные партизаны» распространяли незаконные товары по нелегальным каналам из бедных стран-производителей на рынки развитых государств.

Преступные сети также вышли на новый уровень мастерства в подделке лицензированных товаров. Многие из этих подделок были некачественными или опасны. По причине слабой системы здравоохранения, наличии коррупции и невнимания к стандартам как внутри стран, так и всемирных организаций, зараженные вакцины попали в системы общественного здравоохранения некоторых африканских стран. В 2021 году 600 детей в Кот-д’Ивуаре погибли от поддельной вакцины против гепатита В, но эта новость померкла на фоне более позднего скандала вокруг массовых смертей от поддельного противомалярийного препарата. Все эти события сильно подорвало веру людей в вакцины: не только в Африке, но и в других странах многие родители стали избегать вакцинации своих детей, и показатели младенческой и детской смертности выросли до уровня, не виданного с 1970-х годов.

Технологические хакеры также были на высоте. Интернет-аферы и финансовые пирамиды заполонили почтовые ящики. Тем временем более изощренные хакеры пытались вывести из строя корпорации, правительственные системы и банки с помощью фишинговых афер и краж информации из баз данных, и их многочисленные успехи принесли миллиарды долларов убытков. Отчаянно пытаясь защитить себя и свою интеллектуальную собственность, некоторые все еще процветающие транснациональные корпорации приняли более сложные защитные меры. Количество заявок на патенты резко возросло, а конкуренция на рынке патентов увеличилась в разы, поскольку компании боролись за право обладать и контролировать даже самые незначительные инновации. Дополнительно ужесточались меры безопасности и проверки.

Эта обстановка "дикого запада" оказала глубокое влияние на инновации. Угроза взлома и наличие такого количества краж и подделок снизили стимулы к созданию уникальных технологий, а конкуренция на рынке патентов не способствовала сотрудничеству в разработке продуктов. Фармацевтические новаторские препараты быстро стали артефактами прошлого, на смену растущему производству дженериков. Прорывные инновации по-прежнему происходили в различных отраслях, но они были сосредоточены больше на технологиях, которые не могли быть легко воспроизведены или перепроектированы, а после создания они тщательно охранялись их изобретателями - или даже целыми странами.

Проверить подлинность чего-либо становилось все труднее, даже созданные компаниями и неправительственными организациями знаки безопасности и одобрения оказались неэффективными, так и они подверглись фальсификации. Положительный эффект революции в области мобильной связи и Интернета был сглажен их растущей хрупкостью по мере распространения мошенничества и вирусов, что не позволило этим сетям достичь надежности, необходимой для того, чтобы стать основой экономики развивающихся стран или источником достоверной информации для любого человека.

Интересно, что не все "взломы" были отрицательными, генетически модифицированные культуры (ГМО) и биотехнологии "сделай сам" (DIY) стали доступны повсеместно, что привело к важным достижениям. В 2017 году группа африканских ученых, вернувшихся на родину после работы в западных транснациональных корпорациях, представила уникальную модификацию ГМО, которая повысила производительность сельского хозяйства на континенте.

Но, несмотря на эти усилия, глобальный разрыв между слоями населения увеличивал свои масштабы . У состоятельных людей все еще были финансовые средства, чтобы защитить себя: закрытые поселения появились от Нью-Йорка до Лагоса, обеспечивая безопасные убежища в окружении трущоб. В 2025 году стало модным строить не дом, а крепость с высокими стенами, охраняемую вооруженным персоналом. Богатые люди также воспользовались свободной регулятивной средой, чтобы экспериментировать с передовыми методами лечения и другими видами деятельности, ранее не известными миру.

Те, кто не мог купить себе выход из хаоса, а это было большинство людей, отступили в любую "безопасность", которую они могли найти. Когда возможности были ограничены, а свобода перемещения под запретом - часто приходилось отступать к привычному: семейным узам, религиозным убеждениям или даже национальной верности. Доверие оказывалось тем, кто гарантировал безопасность и выживание - будь то военачальник, проповедник-евангелист или мать. В некоторых местах распад государственного потенциала привел к возрождению феодализма. В других районах люди сумели создать более устойчивые сообщества, функционирующие как изолированные микро-версии ранее масштабных систем. Ослабление национальных правительств также позволило сформироваться и развиваться низовым движениям, создавая лучи надежды среди безрадостной ситуации. К 2030 году различие между "развитыми" и "развивающимися" было уже практически размыто.

Как итог, при реализации любого из рассмотренных выше сценариев мы можем получить соответствующий результат: при Тотальной блокировке это конфронтация между правительством и населением в борьбе за отстаивание своих прав и свобод, при Цифровом беспределе - расцвет инноваций как в криминальной сфере так и в производственной, и дискриминацию и расслоение населения по тем или иным признакам. Как уже было ранее , в настоящий момент на мировой арене существует совокупность реализованных прогнозов с данных сценариев, а вот каков будет результат - остается только наблюдать.

22
Начать дискуссию