Театр кукол: с чего все начиналось и куда пришло

Рассказываем, нужен кукольный театр в 21 веке, или нет. Как он возник. Это театр только для детей, или для взрослых тоже. И что сейчас происходит с кукольным театром на примере Украины.

Театр кукол: с чего все начиналось и куда пришло

Содержание

Фокус – на ребенка

Театр кукол принято считать театром детским. В значительной мере он таковым и является. Конечно, существуют кукольные представления для взрослых. Но главная ценность кукольного театра, его значение для общества, все же видится именно в фокусе на ребёнка.

Декоратор, мастер реквизита, работавший над многими кукольными спектаклями в лучших театрах Украины Эдуард Полонский говорит, что, как правило, первым театром в жизни маленького человека оказывается именно кукольный. И от того, что ребенок там увидит, какой опыт получит, будут зависеть в будущем его отношения не только с театром, но и с другими людьми, с социумом, с самим собой, в итоге.

- Именно кукольный театр закладывает в человеке первые представления о добре и зле, красоте и уродстве, учит делать правильный выбор и занимать активную жизненную позицию, - рассказывает Эдуард Полонский

По словам театрала, куклы и актеры, которые ими управляют становятся одновременно и друзьями, и учителями для маленького человека. Важно, что с помощью этой пары малыш получает эстетический и этический опыт непосредственно, непринуждённо.

И оттого такой опыт особенно ценен, так как он не травмирует психику, не закрывает человека, но наоборот открывает ему новый мир, и его миру. Побуждает становится сотворцом сначала реальности игровой, театральной, а через нее и социальной.

Кукла – это игрушка

Но почему для детей важен именно театр кукольный? Почему он им интересен?

- Да потому что куклы – это игрушки, - говорит Эдуард Полонский, - вещи, знакомые с младенчества. Представление игрушек – это естественно для ребенка, игра театральная – продолжение его собственной игры домашней.

Театр кукол происходит из домашней игры куклами, вещи простой и естественной. Эта игра – один из первых в жизни способов освоении среды, адаптации к ней, а в дальнейшем - трансформации и созидания.

Потому-то так легко и естественно театр кукол стал искусством именно детским. Ведь в его основе лежит игрушка – первый друг, и первый инструмент, с помощью которого ребенок познает мир.

Значит искать корни кукольного театра следует в детской игре игрушками.

Истоки

Первыми куклами можно считать каменные, костяные, глиняные фигурки, которые присутствовали во всех обнаруженных древних культурах. Чаще всего им приписываю сакральное, культовое значение, но обряды и ритуалы – это тоже своего рода игра.

В дальнейшем появились куклы из ткани. Мотанка стала прообразом современных кукол, при этом сохранилась до нашего времени и стала одним из самых известных символов украинской культуры.

О появлении на территории Украины кукольного театра в том виде, какой привычен для нас сейчас, можно говорить начиная со времен Киевской Руси (9-13 века). Тогда одной из составляющих скоморошьих представлений были сценки с участием перчаточных кукол.

Появление вертепа стало следующим этапом развития театра кукол. Распространившийся по Европе, и оттуда в 16 веке попавший в Украину, вертеп поначалу показывал зрителям сценки о жизни Христа. Но постепенно там появились и народные герои – Запорожец, животные, наделенные человеческими чертами.

Отличительной чертой вертепа было наличие декораций и системы их смены. Это стало важным шагом на пути создания профессионального кукольного театра.

- Театр - это особая сфера, которая создает свою реальность, и эта особая реальность не может существовать без декораций. Декорации необходимы для театра. Они могут превратить обычную комнату с голыми стенами в полноценный мир со своей атмосферой, - уверен Эдуард Полонский.

Эдуард Полонский - декорации в театре кукол создают особую реальность
Эдуард Полонский - декорации в театре кукол создают особую реальность

Современный кукольный театр

Кукольный же театр в том виде, в каком знаем его мы, впервые появился на территории Украины почти сто лет назад. Только появившееся тогда советское государство уделяло много внимания искусству, прежде всего, как средству пропаганды своей идеологии. И кукольный театр был выбран как лучший способ донести нужные новой власти идеи маленьким детям.

Так был задан вектор на создание профессиональных кукольных театров и их направленность на самого маленького зрителя.

Из ныне существующих кукольных театров самый старый – Киевский академический театр кукол. Он был создан в 1927 году. В 1932 появился театр кукол в Одессе.

В 1934 году правительство Украинской советской социалистической республики (УССР) распорядилось создать театры кукол в каждом областном центре.

Процесс не был быстрым. В некоторых крупных городах театры кукол появились только в 80-х годах 20-го столетия.

- К счастью, детская специфика позволила избежать излишней зацикленности на идеологии, которая доминировала в искусстве для взрослых. - поясняет Эдуард Полонский, - Кукольные же театры стали учить детей базовым понятиям о добре и зле, о прекрасном и уродливом.

Тяжелыми выдались для театров кукол 90-е годы 20-го века. После того как в 1991 году Украина стала независимым государством, начались проблемы с финансированием. В это время у театров кукол главной целью было выжить: сохранить свои коллективы и помещения.

Куклы, люди, будущее

С началом века 21-го страна оправилась от экономического кризиса. Получили толчок к развитию и кукольные театры. В коллективах задумались о творческих переменах. Прежде всего за счет расширения репертуара в сторону взрослой аудитории и актуальных для современности тем. Во многих из них появились вечерние представления, направленные именно на взрослых (Ивано-Франковск, Харьков).

- Для подростков можно ставить произведения Шекспира и Чехова с привлечением кукол, а для взрослых разработать развлекательный репертуар из истории Львова. Это привлечет туристов и даст прибыль. Кукольный театр имеет широкие возможности, надо просто найти способ их правильно реализовать, - говорит директор-художественный руководитель Львовского областного театра кукол Ульяна Мороз.

Экспериментируют в кукольных театрах Украины и с формой. Все чаще на сцене вместе люди и куклы. В планах – коллаборация с театрами других направлений и даже музеями. Например, в Одессе готовят совместный проект с Театром оперы и балета, и второй с Художественным музеем.

- Подписан договор на совместную постановку с Одесским национальным академическим театром оперы и балета: это будет опера Моцарта «Волшебная флейта» с участием оперных солистов и кукол. Совместно с Одесским художественным музеем мы готовим проект «Григорий Сковорода», посвященный великому украинскому философу, - поделился с прессой планами на будущее директор-художественный руководитель Одесского академического театра кукол Иосиф Меркович.

***

Как видим, у кукольных театров есть будущее. Они не стоят на месте, а динамично развиваются, следуя за изменениями в мире и в тоже время сами этот мир меняют.

Начать дискуссию