Бизнес жив? А как проверить?

<p>Александр Трубенков, руководитель компании iPantry, основатель школы предпринимательского искусства </p>

Александр Трубенков, руководитель компании iPantry, основатель школы предпринимательского искусства

Какие качественные и количественные показатели используют для определения эффективности бизнеса? На что смотреть в первую очередь?

Самая распространенная ошибка в том, что эффективность оценивают только посредством бухгалтерских балансов, через показатели рентабельности активов и прибыли. Однако это не полностью отображает картину, а только с точки зрения финансов. Компанию стоит рассматривать как сложный организм, в котором важен каждый орган, поэтому к ее развитию необходимо подходить комплексно. Акцент на бухгалтерских и финансовых показателях закроет возможность увидеть внутренние процессы. Бывает так, что у предприятия очень высокие финансовые показатели, но тем не менее оно находится в тяжелейшем состоянии. И, наоборот, финансовые показатели плохие, но зато культура мощная – в таком случае обычно следует рывок в развитии

Эффективность – это получение максимального результата с наименьшими затратами. И результат этот можно оценивать по разным сферам в зависимости от того, какой показатель владелец бизнеса для себя вывел. Например, можно отследить эффективность сотрудников, технологий, управленческих решений и так далее.

Для оценки эффективности используют также отраслевые показатели. Допустим, в продуктовом магазине процент списания товаров составляет 7%, а лучший показатель по отрасли – 4%. Это позволяет осознать проблему и увидеть зону роста.

Важно не только рассматривать эффективность с точки зрения всех процессов, но и проводить оценку состояния предприятия на постоянной основе.

ROE, ROA и рентабельность по чистой прибыли. Это все надо считать или можно выбрать что-то одно?

РОЕ – это рентабельность собственных активов, а РОА – в том числе активов привлеченных. Если в компании нет привлеченных активов, то необходимо считать только РОЕ. Если вы используете привлеченный капитал, то, конечно, надо считать и РОА.

Как повысить эффективность бизнеса?

В вопросе повышения эффективности бизнеса важны следующие факторы:

Создание стратегии. В первую очередь, необходимо создать стратегический план развития предприятия. Опираясь на него, определить те или иные зоны, требующие внимания и воздействия прямо сейчас. Например, мы в своей компании проводим стратегические сессии: составляем список задач, вместе с менеджерами решаем, какие из них необходимо взять в работу в первую очередь. Приоритетных задач может быть всего 3-4 – на их реализацию бросаем все силы. Как только они будут завершены, определяем следующие главные на сегодняшний момент задачи. Таким образом предприятие полноценно развивается во всех сферах.

Актуальность. Для каждого момента времени будет эффективно определенное решение. Если предприятие вдруг начнет делать что–то, что нужно было сделать еще три года назад, эффективность будет равняться нулю.

Верная расстановка приоритетов. Руководство компании может неверно оценивать приоритетность задач. Например, владелец пиццерии думает, что сейчас важнее всего увеличить площадь, а клиенты просят сделать доставку. В этом случае самым эффективным решением станет удовлетворить запрос клиентов – ответить на потребности среды максимально быстрым и экономным способом.

Специфика бизнеса. У каждого предприятия своя специфика. Если, например, задача компании – оказывать услуги, то показатель качества услуг нужно брать за основу и вокруг него строить стратегию развития, повышая эффективность бизнеса.

Начать дискуссию