{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Crypto Shilling: манипуляции на алчности или заработок на хайпе

Как известно, опытный продажник способен сбыть клиенту даже песок посреди пустыни Сахара. И криптовалюта — не исключение. Четкое понимание болей потенциальной жертвы, эксплуатация жажды обогащения и веры в громкие обещания сверхвысокой доходности позволяют творить чудеса с неопытными инвесторами, только-только входящими в рынок. Иными словами, «покупай или пожалеешь» — подобные призывы инфлюенсеров уже давно получили особое название — crypto shilling.

Насколько безопасно верить селебрити в соцсетях и приобретать рекламируемые ими активы? Все ли громкие заявления лидеров мнений неизбежно ведут к финансовому краху? Об этом — читайте в нашем воскресном материале.

Понятие crypto shilling

«Шиллинг» — слово с давней историей. Именно так в XVII–XVIII веках в Англии назывались мелкие монетки. Существует и любопытный термин «to Shill»: им в казино описывают действия подставных лиц, играющих на деньги заведения ради создания иллюзии азарта при отсутствии реальных игроков.

Сегодня термином «крипто-шиллинг» именуют чрезвычайно назойливое и агрессивное рекламирование любой виртуальной валюты или проекта, связанного с цифровыми активами. Этим грешат инфлюенсеры на разных платформах и в соцсетях. Естественно, трудятся они совсем не бесплатно — за продвижение монет в массы их создатели платят немалые деньги.

Искусно создавая ажиотаж вокруг определенного проекта, «крипто-шиллеры» умело привлекают новых инвесторов. А, соответственно, и денежные вливания. В результате эксперты нередко с удивлением наблюдают за массовой скупкой откровенно мусорных монет и ничем неоправданный взлет их котировок.

Впрочем, не стоит думать, что усиленная реклама новых платформ, сервисов и монет неизменно чревата убытками для инвесторов. Вовсе нет: нередко такие методы используются и в продвижении кристально честных стартапов. Но слишком часто усердно рекламируемые проекты оказываются откровенным скамом и банальной пирамидой, запущенными исключительно ради обогащения их организаторов.

Как распознать «крипто-шиллинг»?

Как отличить наглый crypto shilling от цивилизованного продвижения перспективного проекта добросовестными инфлюенсерами? К счастью, способы существуют. Чаще всего, промоутеры честных стартапов входят в число их инвесторов. Нередко они брезгуют откровенно скандальной и вводящей пользователей в заблуждение рекламой.

Но это, конечно, не все. Итак, на что нужно обратить внимание, чтобы верно оценить суть проекта и определить его надежность?

Инфлюенсеры: кому доверять?

Каждый инвестор обязан очень тщательно оценивать громкие проекты, создатели которых злоупотребляют заявлениями о грядущем стремительном подорожании какой-либо никому не известной монеты. Еще одним красным флажком должен стать факт недавнего появления на рынке самого инфлюенсера. Такой человек просто не может знать всех тонкостей бизнеса. Да и вряд ли у него есть искренний интерес к криптовалютной индустрии. Высокая вероятность того, что перед нами банальный продажник, старательно отрабатывающий обещанный за презентацию гонорар.

Любой настоящий лидер мнений заботится о своем имидже. И перед тем, как дать согласие на рекламу криптопроекта, он постарается самостоятельно вникнуть в его суть. Инвестору следует понимать — если у инфлюенсера нет никаких явных и очевидных причин поддерживать тот или иной проект, верить его заявлениям нет оснований.

Создание хайпа инвесторами

Остерегайтесь «профессиональных инвесторов» — людей, старательно продвигающих исключительно определенную монету. Часто они тоже вкладывают средства в цифровые активы, а методики crypto shilling — игру на алчности и хайпе — используют для привлечения пользователей.

Так создается ажиотаж вокруг актива, и его цена стремится вверх. Но, как только стоимость достигнет нужного уровня, инвестор-рекламщик резко сбрасывает принадлежащие ему монеты по выгодной цене. Естественно, такая монета тотчас падает. Подобные схемы принято называть «памп и дамп». В криптомире они пользуются огромной популярностью у нечистоплотных дельцов, привыкших обогащаться за счет наивных новичков.

Потенциального инвестора должна насторожить ситуация, когда создатели проекта рекламируют исключительно потенциальную прибыль, а не уникальные преимущества своего блокчейна. Их явно не интересуют особенности проекта: эти люди нацелены лишь на улучшение своего благосостояния. Причем за ваш счет.

Реклама от разработчиков проекта

Откровенно говоря, нет ничего предосудительного в том, что основатели проекта или его члены самостоятельно проводят рекламные кампании. Напротив, такой подход повышает вовлеченность инвесторов, создает ощущение комьюнити. Эта стратегия имеет право на жизнь.

Но некоторые моменты могут указывать на высокую вероятность скама. Например, отсутствие тщательно прописанной дорожной карты и технического документа свидетельствует о спешке или непрофессионализме его создателей. Разработчики не могут предоставить исчерпывающую информацию о реальной ценности проекта, но пытаются его рекламировать всеми доступными способами. Это тревожный признак.

Crypto shilling — насколько это законно?

На традиционных финансовых рынках практика крипто-шиллинга считается противозаконной. Но в криптомире пока нет жесткого регулирования и строгих правил. Что здесь законно, а что совершенно недопустимо? Четких ответов нет. Например, существуют агентства, готовые оказывать услуги по продвижению NFT с помощью знаменитых и влиятельных лиц.

Сегодня инициаторы многих открытых судебных процессов предъявляют многомиллионные иски знаменитостям, недобросовестно рекламирующим цифровые активы. Крипто-шиллинговые дела расследуются структурами по защите прав потребителей. Правозащитная организация Truth in Advertising уже обвинила 19 селебрити в поддержке сторонних проектов NFT. При этом инфлюенсеры никогда не являлись их активными участниками, а просто оказывали рекламные услуги за деньги.

Классика крипто-шиллинга

Пожалуй, самым ярким примером crypto shilling остается реклама токена Ethereum MAX в исполнении Ким Кардашьян. Она активно навязывала этот проект своим подписчикам в Instagram, а их у нее более 230 млн человек.

Но в июне 2021 года токен резко рухнул. Кардашьян ни цента не вложила в актив, поэтому ничего не потеряла. Вероятней всего, за упоминания о EMAX в комплементарном ключе ей заплатили немалые деньги.

Отдельного внимания достойно влияние заявлений Илона Маска о Dogecoin. Конечно, это не мошеннический проект, и Маск явно не получает прибыли за упоминания о монете. Но его твиты влияют на стоимость. При каждом упоминании токена миллиардером DOGE идет на взлет. И все это благодаря активности Маска.

Сегодня явление под названием crypto shilling прочно укоренилось в криптомире. Поэтому инвесторам следует максимально тщательно оценивать разрекламированные проекты перед тем, как вкладывать в них деньги. Высока вероятность нарваться на пустышку, обогащающую только нечистых на руку «разработчиков». Будьте бдительны и успешны!

Автор: Елена Очеретяная

Редакция: Константин Василькевич

Предоставленная информация не является юридическим советом или финансовой рекомендацией и представляет собой только личные мнения частных лиц. Перед принятием важных решений проконсультируйтесь со специалистом.

Самые оперативные новости вы найдете на нашем Telegram-канале Garantex News Russia —https://t.me/garantexnews . Подписывайтесь и читайте!

Другие интересные статьи вы можете прочитать на нашем сайте:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда